Звезда лихих 1990-х и невольный побратим Квентина Тарантино, Гай Ричи в 2010-х сдулся – так считают нормальные пацаны на интернет-форумах. Но к началу 2020-х у перевалившего за полтинник режиссера, который вернулся к «мужскому» кино, вдруг началась вторая молодость. При этом Ричи нравится и нашим и вашим: англичанина любят большие студии, его семейный «Аладдин» заработал для Disney больше миллиарда долларов. Режиссер нарасхват, он хочет снимать по 3 фильма в год, но новая картина британца буквально кричит – пора взять отпуск.
Первая трудность, с которой сталкивается любой фильм в нашем прокате, – это трудность перевода. Название операции бравых разведчиков, которое вынесено на афишу, внимательный зритель еще может разгадать: псевдоним главного героя – Orsone Fortune, что-то вроде «Фартовый Орсон». А вот какое «Искусство побеждать» имеется в виду – непонятно.
И это большая проблема. Потому что зритель ждет от боевика Гая Ричи с Джейсоном Стэйтемом либо брутального экшена, либо комичных бандитских перепалок – в зависимости от того, сколько лет зрителю. А не получает ничего. Стэйтем редко бьет людей, всем заправляют шпионы и хакеры, кто-то все время несмешно разговаривает. В чем тут искусство – загадка.
Оригинальный подзаголовок фильма – Ruse de Guerre, буквально – «уловка войны». Это специальный термин для обманных действий на поле боя, когда вместо грубой силы используют творческие методы. Вспомните троянского коня, внутри которого данайцы въехали в неприступную Трою.
Вместо данайцев у Ричи команда секретных агентов под предводительством немногословного Орсона Форчуна (Стэйтем). Они должны втереться в доверие к тщеславному миллиардеру (Хью Грант), который помогает плохим парням по всему свету купить то, что им нужно. В качестве троянского коня Форчун использует местную кинозвезду – недалекого актера (Джош Хартнетт), от которого миллиардер без ума.
Название намекает: брутального рубилова ждать не стоит. Режиссер и его соавторы Айван Эткинсон и Марн Дэвис замахнулись на шпионский боевик – жанр, требующий выдержки, рассудительности и тщательно выстроенной интриги. Но натура Ричи берет свое: ему не терпится выпендриться. Чтобы жанровые ограничения не мешали, он сразу избавляется от интриги и превращает фильм в комедию, высмеивающую клише бондианы.
Картина начинается с того, что преступники похищают из секретной лаборатории чемодан с неизвестным содержимым, за который готовы отдать любые деньги все террористы мира. Кто, что и откуда украл – неясно, но следующие 2 часа экранного времени разведчики добросовестно гоняются за макгаффином, про который ничего не знают.
Комедийный шпионский боевик от Гая Ричи что-то напоминает, правда? Семь лет назад режиссер снял блестящих «Агентов А.Н.К.Л.», но то была история из вселенной старого сериала со своими правилами и интонацией. Ричи занимался этим все 2010-е – делал талантливые ремиксы чужих идей и сюжетов (исключение – успешные «Джентльмены»).
С «Операцией «Фортуна» он мог делать все что угодно, никто ни к чему его не обязывал. И вот тут бы разойтись старому английскому хулигану, но сил как будто и нет: то ли все ушло на браваду, то ли на другие проекты. «Операция «Фортуна» лишний раз доказывает, что Ричи – не тестостероновый бунтарь из подворотни, а стилист с чисто английской склонностью к эпатажу.
Если в «Джентльменах», очень душном по сути кино, режиссер еще мог понудеть насчет глупого молодого поколения да раздать стиль, то в «Операции «Фортуна» ему не за что зацепиться. Современный шпионский боевик – это что-то стерильное, бесстрастное, анонимно-технологичное – в общем, человек с ноутбуком. Лучшую пародию на это уже снял Пол Фиг с неповторимой Мелиссой МакКарти, Ричи же остались только крошки со стола.
Примечательно, что самым ярким персонажем в фильме британца тоже оказывается женщина за компьютером – здесь это Обри Плаза: они и забавная, и опасная, и сексуальная, и вообще делает всю работу. Хью Грант – опять сальный дядечка, Джош Хартнетт уверенно играет переоцененную звезду, грайм-исполнителю Bugzy Malone вообще не придумали роль – он просто сидит.
В погоне за чемоданчиком герои все время куда-то едут, внедряются, проникают, что-то взламывают – и все ради того, чтобы в конце Стэйтем кого-нибудь круто вырубил. Происходит это нечасто: большую часть фильма занимают словесные дуэли. Возможно, виноват дубляж, но шутки настолько пресные и предсказуемые, что начинаешь подозревать нейросеть. Шпионские игры нарочито абсурдны, но и в этом веселья мало.
«Операция «Фортуна» – одна из главных премьер в опустевшем российском прокате, кстати, ни в США, ни в Англии картину Ричи не показывают в кинотеатрах. Хорошо, что у российского зрителя появилась альтернатива, но не нужно обманываться: эти удачливые иностранные джентльмены – не те, за кого себя выдают.
Они не шпионы, а обычные туристы, которые приехали посмотреть на шпиль (вернее, башню Хыдырлык): как в любом уважающем себя шпионском фильме, есть несколько красивых локаций – Анталья и Доха. Кажется, ради них все и затевалось. Недаром «Операция «Фортуна» начинается с того, что избалованного Орсона Форчуна выдергивают из отпуска, и заканчивается побегом обратно в отпуск. Даже спецагентам нужен отдых. Что уж говорить про обычного английского режиссера.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…