Кино

«Операция «Фортуна» Гая Ричи: Как снять фильм на сдачу с «Джентльменов»

Звезда лихих 1990-х и невольный побратим Квентина Тарантино, Гай Ричи в 2010-х сдулся – так считают нормальные пацаны на интернет-форумах. Но к началу 2020-х у перевалившего за полтинник режиссера, который вернулся к «мужскому» кино, вдруг началась вторая молодость. При этом Ричи нравится и нашим и вашим: англичанина любят большие студии, его семейный «Аладдин» заработал для Disney больше миллиарда долларов. Режиссер нарасхват, он хочет снимать по 3 фильма в год, но новая картина британца буквально кричит – пора взять отпуск.

Первая трудность, с которой сталкивается любой фильм в нашем прокате, – это трудность перевода. Название операции бравых разведчиков, которое вынесено на афишу, внимательный зритель еще может разгадать: псевдоним главного героя – Orsone Fortune, что-то вроде «Фартовый Орсон». А вот какое «Искусство побеждать» имеется в виду – непонятно.

И это большая проблема. Потому что зритель ждет от боевика Гая Ричи с Джейсоном Стэйтемом либо брутального экшена, либо комичных бандитских перепалок – в зависимости от того, сколько лет зрителю. А не получает ничего. Стэйтем редко бьет людей, всем заправляют шпионы и хакеры, кто-то все время несмешно разговаривает. В чем тут искусство – загадка.

Оригинальный подзаголовок фильма – Ruse de Guerre, буквально – «уловка войны». Это специальный термин для обманных действий на поле боя, когда вместо грубой силы используют творческие методы. Вспомните троянского коня, внутри которого данайцы въехали в неприступную Трою.

Вместо данайцев у Ричи команда секретных агентов под предводительством немногословного Орсона Форчуна (Стэйтем). Они должны втереться в доверие к тщеславному миллиардеру (Хью Грант), который помогает плохим парням по всему свету купить то, что им нужно. В качестве троянского коня Форчун использует местную кинозвезду – недалекого актера (Джош Хартнетт), от которого миллиардер без ума.

Название намекает: брутального рубилова ждать не стоит. Режиссер и его соавторы Айван Эткинсон и Марн Дэвис замахнулись на шпионский боевик – жанр, требующий выдержки, рассудительности и тщательно выстроенной интриги. Но натура Ричи берет свое: ему не терпится выпендриться. Чтобы жанровые ограничения не мешали, он сразу избавляется от интриги и превращает фильм в комедию, высмеивающую клише бондианы.

Картина начинается с того, что преступники похищают из секретной лаборатории чемодан с неизвестным содержимым, за который готовы отдать любые деньги все террористы мира. Кто, что и откуда украл – неясно, но следующие 2 часа экранного времени разведчики добросовестно гоняются за макгаффином, про который ничего не знают.

Комедийный шпионский боевик от Гая Ричи что-то напоминает, правда? Семь лет назад режиссер снял блестящих «Агентов А.Н.К.Л.», но то была история из вселенной старого сериала со своими правилами и интонацией. Ричи занимался этим все 2010-е – делал талантливые ремиксы чужих идей и сюжетов (исключение – успешные «Джентльмены»).

С «Операцией «Фортуна» он мог делать все что угодно, никто ни к чему его не обязывал. И вот тут бы разойтись старому английскому хулигану, но сил как будто и нет: то ли все ушло на браваду, то ли на другие проекты. «Операция «Фортуна» лишний раз доказывает, что Ричи – не тестостероновый бунтарь из подворотни, а стилист с чисто английской склонностью к эпатажу.

Если в «Джентльменах», очень душном по сути кино, режиссер еще мог понудеть насчет глупого молодого поколения да раздать стиль, то в «Операции «Фортуна» ему не за что зацепиться. Современный шпионский боевик – это что-то стерильное, бесстрастное, анонимно-технологичное – в общем, человек с ноутбуком. Лучшую пародию на это уже снял Пол Фиг с неповторимой Мелиссой МакКарти, Ричи же остались только крошки со стола.

Примечательно, что самым ярким персонажем в фильме британца тоже оказывается женщина за компьютером – здесь это Обри Плаза: они и забавная, и опасная, и сексуальная, и вообще делает всю работу. Хью Грант – опять сальный дядечка, Джош Хартнетт уверенно играет переоцененную звезду, грайм-исполнителю Bugzy Malone вообще не придумали роль – он просто сидит.

В погоне за чемоданчиком герои все время куда-то едут, внедряются, проникают, что-то взламывают – и все ради того, чтобы в конце Стэйтем кого-нибудь круто вырубил. Происходит это нечасто: большую часть фильма занимают словесные дуэли. Возможно, виноват дубляж, но шутки настолько пресные и предсказуемые, что начинаешь подозревать нейросеть. Шпионские игры нарочито абсурдны, но и в этом веселья мало. 

«Операция «Фортуна» – одна из главных премьер в опустевшем российском прокате, кстати, ни в США, ни в Англии картину Ричи не показывают в кинотеатрах. Хорошо, что у российского зрителя появилась альтернатива, но не нужно обманываться: эти удачливые иностранные джентльмены – не те, за кого себя выдают.

Они не шпионы, а обычные туристы, которые приехали посмотреть на шпиль (вернее, башню Хыдырлык): как в любом уважающем себя шпионском фильме, есть несколько красивых локаций – Анталья и Доха. Кажется, ради них все и затевалось. Недаром «Операция «Фортуна» начинается с того, что избалованного Орсона Форчуна выдергивают из отпуска, и заканчивается побегом обратно в отпуск. Даже спецагентам нужен отдых. Что уж говорить про обычного английского режиссера.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Грешники»: Вампирская южная готика в ритме блюза

За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…

11 часов назад

В России прошел Фестиваль китайского кино

С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…

15 часов назад

«Двадцать дней без войны»: Великая боль и великое утешение

Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…

18 часов назад

В ДНР завершились съемки фильма «Друзья» о возрождении Мариуполя

Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…

1 день назад

Новый сезон «Любовь. Смерть. Роботы»: Триумф эстетики над логикой

На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…

1 день назад

В Театре Маяковского премьера – «Дядя Ваня»

Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…

2 дня назад