Кино

Правильно начать: Как делают вступительные заставки для кино и сериалов

Вступительные титры – это тот самый момент в старте фильма, когда ожидания складываются в конкретные образы, а саундтрек их закрепляет. О том, какую роль играют заставки в кино и кто их создает, рассказывает «КиноРепортер».

Магия титров практически безгранична и нередко предопределяет, с какими эмоциями зритель приступит к просмотру. Первые минуты фильма очень важны, и их необходимо прорабатывать так же тщательно, как и сценарий. 

Само слово «титры» пришло к нам из французского (titre — «название», «заголовок», что, в свою очередь, происходит от латинского titulus – «надпись») и вполне подходит к вводной части фильма, где точно есть название, а иногда и какая-то еще важная информация.

В данном случае речь об открывающих титрах, которые имеют еще массу названий – заставка, опенинг, интро, вступление и так далее. Это отдельный, часто самостоятельный элемент, который во многом предопределяет отношение зрителя к основному действию.
На заре кинематографа вводная часть практически отсутствовала. В 1897-м Томас Эдисон придумал добавлять опенинг в обязательном порядке – причем не ради привлечения внимания, а чтобы избежать пиратского копирования.

Полноценное вступление первым использовал Джордж Альберт Смит для своей короткометражки «Санта Клаус» (1898). Это были несколько фраз, которые поясняли, о чем далее пойдет речь. Спустя еще десятилетия в заставках появились имена исполнителей главных ролей.

Ранние российские фильмы тоже обходились названием и комментарием в начале. Однако уже первый российский сериал «Сонька Золотая Ручка» (1914), снятый Владимиром Касьяновым, Юрием Юрьевским и Александром Чаргониным, содержал во вступлении всю необходимую информацию – от названия до исполнителей главных ролей.

Американские кинокомпании стали добавлять свои логотипы – например, живой лев, символ Metro-Goldwyn-Mayer, начал рычать с экрана еще в 1916-м. Когда Голливуд дорос до полнометражного кино и появились профсоюзы, стало обязательным, помимо лого, прописывать имена членов съемочной группы, ведущих актеров, а иногда и автора книги, которая легла в основу сюжета.

Активное развитие дизайн титров получил в середине ХХ века во многом благодаря художнику Солу Бассу. Он начинал с постеров к фильмам Отто Преминджера. Плакат к фильму «Кармен Джонс» (1954) настолько впечатлил режиссера, что тот пригласил Басса создать заставку.

Широкую известность художник получил после создания опенинга к «Человеку с золотой рукой» (1955) о джазмене, который борется с героиновой зависимостью. Дизайнер решил акцентировать внимание на проблеме главного героя и показал на черном фоне руку, вырезанную из белой бумаги.

Такой ход произвел впечатление на зрителей и прославил Басса. Его ролики открывали такие фильмы, как «Любовь после полудня» (1957) Билли Уайлдера, «Головокружение» (1958), «На север через северо-запад» (1959) и «Психо» (1960) Альфреда Хичкока, «Спартак» (1960) и «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика, «Бал пожарных» (1967) Милоша Формана.

Сол Басс показал дизайнерам, что опенинг должен быть стилистически согласован с фильмом, а статичные буквы – это скучно. Свою работу он описывал как попытку «найти простую визуальную фразу, которая передаст суть истории» и определял заставку в кино как объект дизайна. 

В сериалах история развивалась иначе. В какой-то момент на смену традиционному опенингу пришла тизерная заставка, или cold open: в 1960-х создатели телепроектов задействовали ее, чтобы завлечь зрителей с самых первых кадров. Тогда же стали появляться и знаковые кинозаставки.

В 1962 году вышел «Доктор Ноу», первый фильм о Джеймсе Бонде, и уже тогда открывающие титры франшизы сформировали основные черты, впоследствии практически не изменившиеся. Фигура супершпиона в черно-белом цвете: костюм, шляпа, пистолет – звучит выстрел, и кровь заливает экран сверху вниз. А следом появляются яркие графические элементы, танцующие фигуры, намеки на события фильма.

Уже год спустя этот видеоряд закрепил статус визитной карточки бондианы – непременно в сопровождении авторских песен популярных исполнителей, от Нэнси Синатры и Пола МакКартни до Адель и Билли Айлиш.

В целом фильмы о Бонде – отличный пример кино, где вступление практически равноценно завязке и включает заглавную композицию, которая по смыслу связана с происходящим далее. Обязана франшиза ярким узнаваемым интро Морису Байндеру. Именно он придумал задействовать пистолет как художественный образ: фигуру агента мы видим через нарезной ствол, а первыми на черном фоне появляются белые точки – следы от выстрелов.

Кстати, придумал их Байндер буквально на бегу: «Я спешил: до встречи с продюсерами оставалось 20 минут. У меня просто были с собой белые стикеры – их я использовал, чтобы изобразить выстрелы. На экране появлялся Бонд, затем все заливало кровью. Я быстро накидал раскадровку, и мне сказали: «Это выглядит круто!»

Среди более поздних примеров – Кайл Купер, создавший интро к культовому триллеру Дэвида Финчера «Семь» (1995). Его опенинг отделяет завязку от основного действия, но что еще важнее – знакомит зрителя с невидимым маньяком задолго до того, как он появится на экране. Аналогичный прием Купер использовал в работе над пугающим видеорядом к семи сезонам «Американской истории ужасов» (2013–…). Образы в начале напоминают о жутких преступлениях и необъяснимых событиях и воздействуют на уровне ощущений.

При столь очевидной важности титров самые престижные кинопремии мира никогда не вручались за вступление к фильмам. Точнее, одна попытка была: в 1929-м, когда церемония вручения «Оскара» проводилась впервые, в категории «Лучшие титры» наградили Джозефа Фарнема, однако речь шла не о конкретном фильме, а о работе сценариста и монтажера в целом. Телевизионная премия «Эмми», отмечающая мастерство дизайнера титров, появилась только в 1997 году.

Британская киноакадемия вручает награды как за полнометражные работы, так и за телевизионные проекты, поэтому среди номинаций есть премия «За лучшие титры и графический стиль». Лауреатами последних лет стали компании Elastic и Painting Practice («Темные начала», 2019 – 2022), специалисты Ник Беннс и Мики Като («Город страха: Нью-Йорк против мафии», 2020) и Студия Питера Андерсона («Заговор сестер Гарви», 2022).

Вступления особенно важны в сериалах еще и потому, что узнаваемая заставка и заглавный саундтрек сигнализируют зрителю, что он наконец-то дождался новой серии. И речь не о cold open, а именно о заставке, которую фанаты любят так же сильно, как и сам сериал.

Взять, к примеру, «Игру престолов» (2011–2019) – музыку из вступления, созданную Рамином Джавади, в свое время скачивали на рингтон миллионы людей. Кстати, над интро к финальному сезону работала вышеупомянутая студия Elastic, которую в 2024 году наградили сразу двумя «Эмми». Первая – за опенинг к проекту «Одни из нас» (2023–…), вторая – за фичуретку к сериалу «Ради всего человечества» (2019–…).

Среди других лауреатов «Эмми» – Оливер Латта и Тедди Бланкс, авторы тревожного интро в сериале «Разделение» (2022–…). Это тот случай, когда не погруженных в сферу кино специалистов приглашают специально ради одного конкретного проекта. Бланкс в данном случае отвечал за кинетическую типографику, то есть анимацию из букв: его специальность – моушен-дизайн, 3D-анимация – работа Латты.

Он учился в университете Баухаус в Дессау, начал свою карьеру как моушен-дизайнер в немецкой студии Sehsucht и вскоре запустил свой проект Extraweg, благодаря которому и прославился. Сейчас в его портфолио, помимо заставки к «Разделению», есть клипы Gorillaz и Bring Me The Horizon, ролики для Adidas и Valentino и экспериментальная анатомическая 3D-графика, которую часто цитируют в медиа.

В некоторых случаях интро превращается в самостоятельное произведение. Например, заставку первого сезона «Настоящего детектива» (2014), погружающую зрителя в сюжет с первых секунд, разработала студия Antibody под управлением Патрика Клэра и Рауля Маркса в коллаборации с Elastic.

Задачи основателей Antibody несколько отличаются, что позволяет им работать с разными направлениями. Клэр изучал режиссуру в Технологическом университете Квинсленда, затем получил в Австралийской школе кино, телевидения и радио степень магистра искусств по направлению «Кино, телевидение и цифровые медиа» — он занимается живыми съемками. Маркс изучал искусство в Apple Cross Senior High School, а затем получил степень бакалавра искусств в области дизайна в Университете Кертина (Австралия). Он отвечает за создание душевной, резонансной и богатой сюжетами компьютерной графики.

Команда с самого начала четко уяснила видение шоураннера Ника Пиццолатто и уловила его фокус на индустриальном ландшафте Луизианы и надломленных персонажах, которые в нем обитают. Получился самостоятельный мини-фильм, который помогает прочувствовать атмосферу забытого богом города, где каждый одержим собственными демонами.

Всякий раз над вступлением работает целый коллектив разнонаправленных специалистов. Например, введение к «Настоящему детективу» Марксу, который также отвечал за анимацию и композицию (объединение визуальных элементов из разных источников в одно изображение), помогали создавать аниматоры и композеры Патрик Да Куна, Крис Моррис и Джойс Джо, а за производственную часть отвечали продюсеры.

За работу над титрами команду наградили «Эмми», а кадры из заставки разошлась по разным медиа и соцсетям — неудивительно, что интро для второго и третьего сезонов «Настоящего детектива» снова поручили Antibody. Среди других работ студии – заставки к популярным сериалам «Архив 81» (2022), «Страна Лавкрафта» (2020), «Волк как я» (2022) и другим. А над вступлениями к «Миру Дикого Запада» (2016–2022) и «Американским богам» (2017–2021) Antibody работали снова вместе с Elastic.

Зачем же нужны такие коллаборации? Дело в том, что Elastic – компания покрупнее и в подобных случаях продюсирует проект и обеспечивает производство на всех этапах. Antibody же предоставляет творческую команду, которая сращивает образы из сериала с образами в заставке и прорабатывает их стилистическое соответствие. От проекта к проекту роль Elastic в продакшене меняется, хотя компания объединяет полный спектр дизайнерских услуг, в котором художники свободно владеют всеми возможностями – от моушен-графики и анимации до CG.

Специалисты, которые производят заставки, работают в разных направлениях. Например, моушен-дизайнер по большей части работает с цифрами, буквами и логотипами: он «оживляет» текст, инфографику и другие графические элементы. Аниматор же, как режиссер, создает с нуля историю – это и сценарий, и проработка персонажей, и визуал. 3D-специалист может по-разному применять свои навыки: создавать объемные изображения для кино, участвовать в разработке игр или преображать рекламные ролики. Хотя нередко мастера 3D оставляют кучу деталей на доработку композеру – человеку, который доводит объемное изображение до ума. Есть еще концепт-художники – те, кто воплощает идеи в 2D-иллюстрациях, делает наброски персонажей, локаций и других деталей.

Научиться созданию классного опенинга в один заход не удастся: пример Патрика Клэра – отличное тому доказательство. Так, дизайну в общем смысле можно учиться от 2 лет на курсах до 5 лет в университете.

Моушен-дизайн – более узкое направление, его стоит осваивать тем, кто уже определился с планами на жизнь и точно знает: ему важна именно анимированная графика. То есть основы режиссуры и даже психологии в программу, конечно, включены, однако 3D-анимации там не научат – это уже другое направление.

В России есть несколько компаний, которые предлагают обучение разным навыкам, полезным при создании интро. Среди них XYZ Media, Skillbox, Академия дизайна и кода (Moscow Digital Academy), Bang Bang Education и другие. Стоимость курсов по разным направлениям может составить от 150 до 350 тыс. рублей, при этом зарплата начинающего специалиста – например, моушен-дизайнера – от 50 до 90 тыс.

В России сейчас производство фильмов и сериалов развивается семимильными шагами, и вступления тоже стали играть важную роль в этом процессе. Сложно представить, чтобы окрашенный кроваво-красным опенинг «Вампиров средней полосы» (2021–…) мог появиться в 2010-х.

Однако и тут не все так просто: зачастую сериал под ключ создает одна конкретная компания – в данном случае Start, и отдельную команду для создания заставки нанимают далеко не всегда. Тем более если в продакшене задействованы десятки умелых специалистов, которые могут и художественную составляющую сериала проработать, и вступление красивое создать.

С другой стороны, дизайнеров титров как специалистов в России пока недооценивают и не выделяют в отдельную категорию киноработников. Если оглянуться – в те времена, когда, скажем, «Ночной дозор» (2004) покорил зрителей по всему миру и стал первым российским блокбастером, – станет ясно, что интро и тогда играли важную роль.

Однако студии все чаще прибегают к художественным функциям вступления: и «Метод» (2015–…), и «Хороший человек» (2020), и «Водоворот» (2020), и «Содержанки» (2019–2023) – не исключение.

Список можно продолжить типографикой титров сериала «Убить Риту» (2023), музыкой «Пищеблока» (2021–…), безысходностью заставки к «Фишеру» (2023). К ним добавились и стильный заход «Внутри убийцы» (2024), и почти хичкоковское начало «Престижа» (2024). И такие интересные заставки появляются все чаще, а значит, появится и необходимость в отдельных специалистах и целых сработавшихся творческих коллективах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

8 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

9 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

11 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

13 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

15 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

18 часов назад