Роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина поистине неисчерпаем. Он вдохновлял композиторов и кинематографистов, театральных режиссеров и музыкантов. Опера Чайковского, балет Эйфмана, появился даже российский мюзикл «Демон Онегина», не говоря уже о драматических постановках на театральной сцене. Было и множество экранизаций «Евгения Онегина»: первая, российская, — немой черно-белый фильм 1911 года. Последняя – британо-американский фильм «Онегин» 1999 года с Рэйфом Файнсом в главной роли и Лив Тайлер в роли Татьяны Лариной.
Казалось бы трудно найти жанр, в котором это произведение еще не появлялось. Но, оказалось, нет предела фантазии людей творческих. Не случайно Виссарион Белинский назвал в свое время «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Сегодня только в столице на театральных и концертных площадках можно посмотреть сразу несколько постановок по мотивам этого романа. Свое прочтение предлагают зрителям и народные артисты России Алексей Гуськов и Игорь Бутман в спектакле «Онегин- блюз». В их постановке по мотивам романа соединились разные виды искусства — балет, скрипичный квартет, оперные арии, саксофон и пушкинские строки: режиссер-постановщик Михаил Цитриняк, художник-постановщик Кирилл Данилов, художник по костюмам Янина Кремер, балетмейстер Татьяна Борисова.
Идея спектакля появилась у Алексея Гуськова, по его признанию, еще шесть лет назад: «Я пришел к Игорю Бутману со словами: Онегин — это саксофон. Я не знаю, что это может быть, давай подумаем. Мы вместе думали года три. Вышли на режиссера Михаила Цитряняка, он думал еще два года, потом нашу идею взялось реализовать театральное агентство Арт-Партнер XXI, – и вот появился этот спектакль».
Бутман почувствовал блюзовое настроение «Онегина», все композиции написаны им специально под этот спектакль. Он первым появляется на сцене со своим знаменитым саксофоном, так что «Онегин-блюз» начинается с музыки. А потом приходит поэзия. Они сосуществуют органично, дополняя друг друга — именно в этом главная магия постановки, в которой одни видят моноспектакль Алексея Гуськова, на протяжении почти трех часов читающего «Евгения Онегина».
Другим может показаться, что это «спектакль-концерт», соединивший разные жанры искусства. Но, в любом случае, фантазия создателей, блестящая работа каждого из артистов, продуманная композиция и элегантное сценическое решение завораживают. Алексей Гуськов, мастер иллюзий и перевоплощения, человек, способный несколькими жестами и интонациями создать эффект присутствия в любой сцене романа, словно переходит из одной роли в другую: вот он автор, следом – Онегин, затем Ленский. Впрочем, сам артист считает, что он «не Онегин, не Ленский и не Пушкин, а человек из толпы».
Именно он вместе с Игорем Бутманом — главные действующие лица этого спектакля. Признались, что каждый раз выходя на сцену, они позволяют себе импровизировать. И если для Бутмана с его саксофоном импровизации не просто естественны, но даже необходимы, то для артиста-чтеца все-таки есть определенные рамки — сам текст романа. Но как с ним обращаться, как расставлять акценты — это уже воля артиста. То он отстранен, погружаясь в монологи героев, или выступая в роли автора в описаниях природы, а то вдруг вовлекает зал в действо, и зрители вместе с артистом хором повторяют знакомые всем строки.
Помимо Бутмана и Гуськова на сцене время от времени появляется балерина Юлия Винникова, которая изображает Татьяну в разные периоды ее жизни, а также тенор Николай Дорожкин из театра «Геликон-опера» с ариями Ленского из оперы Чайковского. Свой спектакль создатели назвали «ироническая драма по роману Пушкина». Ведь и у самого поэта довольно иронии в этом романе и по отношению к своим героям, и к патриархальному укладу провинциальной жизни и к нравам и устоям, царившим в светском обществе той поры. Впрочем, за двести лет мало что изменилось в правилах и законах человеческих взаимоотношений, так метко подмеченных гением Пушкина. Потому и будет этот роман интересен русскому человеку до конца времен.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…