Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Онегин — это саксофон

Онегин — это саксофон

16 сентября 2019 /
Онегин — это саксофон

Спектакль с участием Алексея Гуськова и Игоря Бутмана приводит к мысли, что Пушкин написал роман «Евгений Онегин» в джазовом стиле.

Роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина поистине неисчерпаем. Он вдохновлял композиторов и кинематографистов, театральных режиссеров и музыкантов. Опера Чайковского, балет Эйфмана, появился даже российский мюзикл «Демон Онегина», не говоря уже о драматических постановках на театральной сцене. Было и множество экранизаций «Евгения Онегина»: первая, российская, — немой черно-белый фильм 1911 года. Последняя – британо-американский фильм «Онегин» 1999 года с Рэйфом Файнсом в главной роли и Лив Тайлер в роли Татьяны Лариной.

Казалось бы трудно найти жанр, в котором это произведение еще не появлялось. Но, оказалось, нет предела фантазии людей творческих. Не случайно Виссарион Белинский назвал в свое время «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Сегодня только в столице на театральных и концертных площадках можно посмотреть сразу несколько постановок по мотивам этого романа. Свое прочтение предлагают зрителям и народные артисты России Алексей Гуськов и Игорь Бутман в спектакле «Онегин- блюз». В их постановке по мотивам романа соединились разные виды искусства — балет, скрипичный квартет, оперные арии, саксофон и пушкинские строки: режиссер-постановщик Михаил Цитриняк, художник-постановщик Кирилл Данилов, художник по костюмам Янина Кремер, балетмейстер Татьяна Борисова.

Идея спектакля появилась у Алексея Гуськова, по его признанию, еще шесть лет назад: «Я пришел к Игорю Бутману со словами: Онегин — это саксофон. Я не знаю, что это может быть, давай подумаем. Мы вместе думали года три. Вышли на режиссера Михаила Цитряняка, он думал еще два года, потом нашу идею взялось реализовать театральное агентство Арт-Партнер XXI, – и вот появился этот спектакль».

Бутман почувствовал блюзовое настроение «Онегина», все композиции написаны им специально под этот спектакль. Он первым появляется на сцене со своим знаменитым саксофоном, так что «Онегин-блюз» начинается с музыки. А потом приходит поэзия. Они сосуществуют органично, дополняя друг друга — именно в этом главная магия постановки, в которой одни видят моноспектакль Алексея Гуськова, на протяжении почти трех часов читающего «Евгения Онегина».

Другим может показаться, что это «спектакль-концерт», соединивший разные жанры искусства. Но, в любом случае, фантазия создателей, блестящая работа каждого из артистов, продуманная композиция и элегантное сценическое решение завораживают. Алексей Гуськов, мастер иллюзий и перевоплощения, человек, способный несколькими жестами и интонациями создать эффект присутствия в любой сцене романа, словно переходит из одной роли в другую: вот он автор, следом – Онегин, затем Ленский. Впрочем, сам артист считает, что он «не Онегин, не Ленский и не Пушкин, а человек из толпы».

 

 

 

Именно он вместе с Игорем Бутманом — главные действующие лица этого спектакля. Признались, что каждый раз выходя на сцену, они позволяют себе импровизировать. И если для Бутмана с его саксофоном импровизации не просто естественны, но даже необходимы, то для артиста-чтеца все-таки есть определенные рамки — сам текст романа. Но как с ним обращаться, как расставлять акценты — это уже воля артиста. То он отстранен, погружаясь в монологи героев, или выступая в роли автора в описаниях природы, а то вдруг вовлекает зал в действо, и зрители вместе с артистом хором повторяют знакомые всем строки.

Помимо Бутмана и Гуськова  на сцене время от времени появляется балерина Юлия Винникова, которая изображает Татьяну в разные периоды ее жизни, а также тенор Николай Дорожкин из театра «Геликон-опера» с ариями Ленского из оперы Чайковского. Свой спектакль создатели назвали «ироническая драма по роману Пушкина». Ведь и у самого поэта довольно иронии в этом романе и по отношению к своим героям, и к патриархальному укладу провинциальной жизни и к нравам и устоям, царившим в светском обществе той поры. Впрочем, за двести лет мало что изменилось в правилах и законах человеческих взаимоотношений, так  метко подмеченных гением Пушкина. Потому и будет этот роман интересен русскому человеку до конца времен.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: