Кино

«Битва за битвой» Пола Томаса Андерсона в фактах, цитатах и цифрах

На закате сентября в кинотеатры пожалует «Битва за битвой» Пола Томаса Андерсона – самый горячий осенний релиз и гарантированный участник оскаровской гонки. Привлекающий внимание в равной степени и как новая работа одного из важнейших режиссеров современности, и как эксцентричный выход Леонардо ДиКаприо, годами мечтавшего сняться у Андерсона. Рассказываем все, что вы хотели знать, но боялись спросить об этом упоительном миксе политического триллера, боевика, семейной драмы и черной сатиры.

Бунтарь на драйве

Для затравки несколько строк о сюжете. «Битва за битвой» выросла на костях романа «Вайнленд» за авторством анархиста Томаса Пинчона, которого Андерсон экранизировал в минувшем десятилетии («Врожденный порок» одни обожают, другие недопонимают, но смотреть и обсуждать продолжают). В «Битве» ДиКаприо, вдохновившись Чуваком из «Большого Лебовски» и Сонни из «Собачьего полдня», играет Боба Фергюсона, экс-участника революционной ячейки, члены которой воссоединяются спустя годы после пика своей активности, чтобы спасти его дочь. В образе последней – дебютантка Чейз Инфинити. Ее мать по имени Перфидия Беверли-Хиллз (!) изображает певица и актриса Тейяна Тейлор, сторонника-сенсея Боба – Бенисио Дель Торо, противника – Шон Пенн. Когда-то слухи отправляли в каст и Хоакина Феникса с Вигго Мортенсеном, но ни того, ни другого в итоге здесь нет.

События «Вайнленда» разворачивались в середине 1980-х, а действие «Битвы» происходит в современности (редкость для Андерсона). Еще в 2014-м Пол Томас заявлял, что перечитывал роман так часто, что это граничило с патологией. Но «Битва» все же не прямая экранизация, а произведение по мотивам, и можно лишь гадать, сколько процентов книги воскресает – и в каком виде – в финальной версии. В любом случае режиссер верен себе: его кино вновь интригует и готовится обманывать ожидания. Это и черная комедия, и политическая сатира, и взрывной боевик, а особенно близка Андерсону история отношений папы и дочки – с ними связана его любимая часть «Вайнленда». Вообще он давно мечтал его адаптировать, но раньше, говорит, смелости не хватало.

«Единственное, что я хочу увидеть, – это историю, способную меня тронуть. Эмоции – вот что действительно важно. Они рождаются из рассказа о семье. Из того, что мы любим и ненавидим. Если фильмы начинают поучать – я перестаю слушать. Идти в ногу со временем невозможно, лучше сконцентрироваться на том, что никогда не выйдет из моды», – считает творец.

Самый дорогой фильм Андерсона

Трейлеры «Битвы за битвой» сулят эпическое зрелище, а по меркам Андерсона это и вовсе нечто грандиозное: бюджет $140 млн (кто-то пишет про $175 млн) – с отрывом крупнейший в его фильмографии. Логично, что с годами стоимость его картин возрастала. От $3 млн дебютной «Роковой восьмерки» до $40 млн «Лакричной пиццы» (магнум опус «Магнолия» обошелся Полу Томасу в $37 млн). А тут произошел неслыханный скачок вверх, причем стандартный для ДиКаприо гонорар, $25 млн, равен стоимости всего фильма «Нефть». Он же на данный момент и самый успешный у Андерсона – $76,2 млн сборов.

Маловероятно, что «Битва» окажется кассовой сенсацией: ни одна звезда сегодня не может обеспечить гарантированную прибыль. Тем более с учетом достаточно специфического материала. Но недаром релиз перенесся с летнего сезона блокбастеров на осенний сезон наград. Warner Bros. делает ставку скорее на престиж – в надежде, что Пол Томас снимет оскаровское проклятие и станет первым постановщиком со времен Тодда Филлипса и «Джокера» (2019), номинированным за лучшую режиссуру проекта этой студии. Последним победителем вообще оказался Альфонсо Куарон с «Гравитацией» (2013).

Большое разочарование Лео

«Ночи в стиле буги» (1997)

Сотрудничество с Полом Томасом Андерсоном было для ДиКаприо незакрытым гештальтом. Главное разочарование в его карьере – отказ от роли порнозвезды Дирка Дигглера в «Ночах в стиле буги», которая досталась Марку Уолбергу, партнеру Лео по «Дневникам баскетболиста». Именно ДиКаприо, в конце 1990-х плотно работавший над «Титаником», подсказал Андерсону кандидатуру Уолберга, и тот в результате выдал мощнейший перформанс. С тех пор, собственно, Лео и мечтал воссоединиться с Полом Томасом. Прекрасным шансом для коллаборации стал рассказ о бывалом радикале, который просто хочет спокойно жить и воспитывать дочь, как вдруг его настигает пропахшее порохом прошлое.

Забавный факт №1: до ДиКаприо-младшего у Андерсона снялся ДиКаприо-старший, отец. На пандемии его волосы сильно отрасли – часть была черной, а часть седой, поскольку шевелюру никак не удавалось покрасить. И режиссер, увидев фотографию столь импозантного джентльмена, позвал Джорджа ДиКаприо на эпизодическую роль хиппующего продавца водяных матрасов в «Лакричной пицце». Забавный факт №2: в незапамятные времена у Джорджа на самом деле был подобный бизнес, так что кино и реальность как всегда слились в экстазе.

Винтажный формат

«Битва за битвой» поставлена в старомодном широкоэкранном формате VistaVision, обеспечивающем увеличенную область и повышенную четкость изображения. С его использованием создано немало фильмов – от легендарного вестерна «Искатели» до триллеров Альфреда Хичкока. В 1960-х расцвет иных форматов вытеснил VistaVision – тот был недешевым удовольствием из-за большего, чем обычно, количества пленки. Однако чуть позже о нем вспомнили авторы Нового Голливуда, да и сейчас к нему изредка прибегают режиссеры вроде Кристофера Нолана (точечно) и Брэйди Корбета. С помощью аналогичной технологии Шеймас МакГарви снимет «Хроники Нарнии» для Греты Гервиг.

За последние 64 года «Битва» (оператор Майкл Бауман уже работал с Полом Томасом на «Лакричной пицце») стала вторым после «Бруталиста» фильмом, целиком снятым посредством VistaVision на пленку 35 мм. Показы именно в этом формате, правда, пройдут всего на трех площадках, где есть соответствующее оборудование: в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лондоне. Избранные кинотеатры получат IMAX-релиз на пленке 70 мм, а кое-где внезапно задействуют даже технологию 4DX, с движениями сидений и прочими прелестями, для максимального погружения в происходящее.  

Кривое зеркало, отражающее современность

Подобно условному «Эддингтону», «Битва за битвой» по-своему осмысляет мир, который нас окружает и в последнее время ощутимо потрескивает. Герой Пенна командует трагикомичными сторонниками превосходства белой расы и устраивает рейды против иммигрантов, в воздухе сгущаются идеи политического экстремизма, за ошибки представителей прошлого поколения приходится дорого платить их преемникам. Реджина Холл, играющая одного из членов революционной ячейки, боевую соратницу Боба, отмечала остроумный подход Андерсона к сценарию – описать что-то в таких крайностях, что абсурдность этого явления будет заметна невооруженным глазом. Вторил ей и ДиКаприо, говоря, что никакого всеобщего единения фильм не обещает, и предлагая заглянуть в него, точно в зеркало, отражающее нынешние реалии.

8 сентября ведущие участники каста поделились своими мыслями по поводу «Битвы» в беседе с The New York Times, а спустя пару дней пуля оборвала жизнь активиста Чарли Кирка на митинге в Юте. Позже на пресс-конференции Тейяна Тейлор выразила надежду, что «политически заряженное», цитируя Лео, кино поможет наладить адекватный диалог о насущных проблемах. При этом нельзя забывать, что перед нами не угрюмая притча, а злободневная сатира, и недаром в числе первых реакций звучали похвалы «Битве» как самому смешному фильму Андерсона.

Энтузиазм Спилберга

Пока мы с нетерпением ждем шанса приобщиться к одному из главных хитов года, кое-кто посмотрел его аж три раза: Стивен Спилберг явно остался под впечатлением от «Битвы за битвой», о чем и доложил в беседе с Полом Томасом Андерсоном после спецпоказа в Городе ангелов.

«Бог мой, это безумное кино. В первый час упаковано больше экшена, чем во все фильмы, снятые вами прежде. Невероятно! Микс диких, но в то же время актуальных вещей, и после того, как вы закончили сценарий, сколотили каст, команду и приступили к съемкам, они стали еще актуальнее», – заявил Спилберг, для которого «Битва» оказалась побратимом кубриковского «Доктора Стрейнджлава».

Помимо прочего, Стивен признался, что является давним поклонником Андерсона, сравнив его с великими режиссерами далекого прошлого и поставив (вместе с собой) в один ряд с Виктором Флемингом, Уильямом Уайлером, Майклом Кертицом и Дэвидом Лином. «Пусть нас никогда не заменит искусственный интеллект», – подытожил четырехкратный оскароносец.

Пять ключей к пониманию «Битвы»

«Искатели» (1956)

Специально для тех, кто желает подготовиться к «Битве за битвой» и лучше ее понять, Андерсон составил шпаргалку из пяти классических фильмов, горячо рекомендованных им к просмотру. Первым по хронологии идет этапный вестерн Джона Форда «Искатели» (1956), где суровый офицер Джона Уэйна разыскивает похищенную команчами девушку: ему не раз пел дифирамбы Мартин Скорсезе, отдельные кадры многократно цитировались, а невиданный прежде психологизм рассек историю жанра пополам, развеяв над прериями былую романтику Дикого Запада. Следом идет политический триллер Джилло Понтекорво «Битва за Алжир» (1966), триумфатор Венецианского фестиваля, реконструирующий реальные события времен войны Алжира за независимость с такой достоверностью, что граница между игровым кино и доком испаряется.

«Французский связной» (1971) Уильяма Фридкина в представлении не нуждается – это одна из вершин Нового Голливуда и эталон хмурого детектива, до сих пор вдохновляющий массу произведений, включая супергероику. «На холостом ходу» (1988) Сидни Люмета спаял роман взросления подростка с опять-таки политической историей о радикалах в бегах, которые кочуют с места на место, спасаясь от ФБР. Меж тем их сын (Ривер Феникс) хочет стать пианистом, влюбляется в дочку учителя и стремится выбрать свой жизненный путь наперекор родительской воле. Ну и наконец «Успеть до полуночи» Мартина Бреста – база бадди-муви 1980-х, где персонаж Роберта Де Ниро, частная ищейка, выслеживает беглого бухгалтера, который служил у мафии. Чуть раньше Де Ниро сыграл Аль Капоне в «Неприкасаемых» и сразу после этого решил сбавить градус серьезности, порадовав фанатов бесшабашной комедией.

«С тех пор, как я впервые посмотрел «Успеть до полуночи», я мечтал снять что-то столь же веселое», – заявил Пол Томас.

Восторг за восторгом

Фото: Scott A. Garfitt/TASS

17 сентября бурным потоком хлынули отзывы критиков на «Битву за битвой». В подавляющем большинстве – восторженные: на сегодняшний день у фильма увесистые 98% на Rotten Tomatoes при 80 рецензиях. Пишут, что это мгновенная классика, сумевшая избежать нравоучений, которые так раздражают автора, зато обладающая «умом и бьющимся сердцем», мастерски сочетающая жестокость, тревожность, иронию и гуманизм. Периодически проскальзывают сравнения с «Однажды в… Голливуде», а без комплиментов в адрес ДиКаприо тексты, кажется, просто не допускали к публикации. Бенисио Дель Торо, кстати, отмечал, что и в жизни, и на экране Лео чертовски смешной; по его экстравагантным партиям мы определенно соскучились.

Естественно, уже сейчас полным ходом идут обсуждения грядущей оскаровской гонки. В которой «Битва за битвой» слывет фаворитом. Учитывая, что Андерсон пока не открыл счет золотым болванчикам, вероятен сценарий «Отступников», где награда (режиссерский «Оскар») в первый и последний раз нашла своего героя – Скорсезе. В актерских номинациях, как минимум второплановых, «Битва» также может проявить себя, но загадывать что-то наверняка никто не рискнет. Не зря же сам фильм напоминает, в каком странном и непредсказуемом мире нам довелось жить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской 12» покажут спектакль «Новороссия» по поэме луганской поэтессы

25 сентября в театре «Мастерская 12» состоится показ литературно-музыкального спектакля «Новороссия» по поэме луганской поэтессы Елены Заславской, отражающей опыт ее…

29 минут назад

7 самых жутких женщин в хоррорах

На мгновение кажется, что открылось приложение для знакомств: вместо симпатичных профилей – темные силуэты, женщины-загадки. Листаете вправо – и попадаете…

22 часа назад

«КиноРепортер» покажет «Черно-белое кино»

  С 23 сентября по 5 октября в галерее In Artibus Foundation пройдет фотовыставка, посвященная выходу премиального издания – альманаха…

22 часа назад

От Гарри Поттера до Гарри Стайлса: Как фанфики превращаются в фильмы

На днях всех взбудоражила новость о том, что студия Legendary заплатила $3 млн за экранизацию произведения под названием Alchemised: писательница…

1 день назад

Под соусом карри: Индийские ремейки советских и голливудских хитов

Абсолютно любой фильм, даже общепризнанный шедевр, можно значительно усовершенствовать, если добавить в него экшена и вокально-хореографических номеров. Так, по крайней…

2 дня назад

Историческая сцена «Табакерки» открылась после реставрации

Историческая сцена «Табакерки» открылась после нескольких лет капитального ремонта. На торжественном мероприятии по этому случаю выступил Владимир Машков, возглавляющий Театр…

2 дня назад