27-летний Артем из Екатеринбурга живет беззаботной жизнью. Он периодически таксует на разукрашенном минивэне, проводит время с друзьями и наслаждается творчеством любимой группы. Но девушка Артема не может мириться с беспечностью молодого человека. Когда он тратит их последние деньги на концерт своих музыкальных идолов, дама сердца расстается с ним. Тогда Артем решает доказать, что он может позаботиться не только о себе, но и о других. Парень вызывается присмотреть за Леней, 18-летним соседом с расстройством аутистического спектра. А тот, в свою очередь, вынуждает Артема отправиться в Санкт-Петербург на встречу с девушкой, в которую он влюбился. Их попутчиками становятся друзья таксиста Батя и Рома, вынужденные уехать из города из-за якобы совершенного убийства.
Отечественные онлайн-кинотеатры все чаще производят молодежные проекты на остросоциальные темы. Однако о людях с расстройством аутистического спектра наши кинематографисты говорят крайне редко. Тем более мало кто решается выстроить всю историю вокруг подобных героев. Авторы сериала «Она такая классная» все же рискнули. И сняли довольно правдоподобное драмеди на тему, о которой не принято говорить вслух. При этом сериал не скатывается в серьезность, а подкидывает зрителям мысли к размышлению через призму комедии. Порой весьма черной, но жизненной и уморительной.
Каждый из квартета главных героев поднимает важные социальные вопросы. Артем – харизматичный, но безответственный парниша, который учится сталкиваться с последствиями своих решений. Рома – шутник-циник, росший без отца. Батя – набожный спортсмен, ищущий баланс между тем, что велит религия, и тем, что правильно по жизни. А Леня – аутист, периодически страдающий от гиперопеки мамы, хотя у него самого есть желания и мечты, которые он хотел бы когда-нибудь исполнить. Их сюжетные линии органично переплетаются, заставляя в корне пересмотреть свои прежние взгляды на жизнь.
«Она такая классная» представляет собой не столько историю о людях с расстройством аутистического спектра, сколько мини-тур по актуальным проблемам общества. Тут и тема безотцовщины, где сыновьям приходится общаться с гудками, чтобы поделиться переживаниями с воображаемым папой. И проблема домашней тирании, от которой дети и подростки не могут защититься, безвольно оставаясь заложниками ситуации. И проклятие матерей с «особенными» детьми, вынужденными навсегда отказаться от своей жизни в пользу ребенка, поскольку помощи просить не у кого.
Создатели сериала подобрали отличных молодых артистов: Денис Прытков, Валерий Степанов, Евгений Егоров и Лев Зулькарнаев превосходно смотрятся в кадре. Не хочется выделять кого-то одного, но именно Зима из «Слова пацана» продемонстрировал невероятную актерскую трансформацию, блестяще изобразив человека-аутиста. Каждая фраза, каждый взгляд, каждое движение героя отточено до идеала. Но вообще, конечно, все участники ведущего каста гармонично уравновешивают друг друга: без поддержки талантливых коллег игра Зулькарнаева получилась бы менее яркой и аутентичной.
При этом с точки зрения нарратива важна именно первоначальная реакция товарищей Лени, наглядно показывающая, как люди привыкли взаимодействовать с «особенными». Точнее, как они предпочитают клеймить и сторониться аутистов, не вдаваясь в детали их положения. И если главные герои по мере развития сюжета меняют свое отношение к Лене, то второстепенные и эпизодические персонажи называют его дебилом и дурачком, снимают на камеру его гиперактивное поведение и просто смеются над тем, что он не такой, как все. А Леня продолжает относиться к ним по-доброму, с пониманием, в очередной раз подтверждая, что в нем гораздо больше человечности, чем в так называемых нормальных.
Часто от подобных лиц слышишь именно осуждение. И выход из ситуации у них лишь один – «таких» нужно ограждать от адекватных. Это опасная риторика, но непринятие людей с аутизмом – проблема, связанная, в первую очередь, не с обычными гражданами, а с теми, кто так и не смог внятно познакомить их с особенностями данного расстройства.
Особо показателен эпизод, где герои встречают немого мужчину-аутиста и его маму в исполнении Татьяны Догилевой. Серия завершается тем, что мать, уставшая от такой жизни, отправляется в хоспис, а ее сына отдают на попечение в специализированное учреждение, где его грубо закрывают одного в обшарпанной комнатушке. Готовясь продолжить свое путешествие, мальчишки задаются риторическим вопросом: «А правильно ли мы вообще поступили?». И мало кто из них понимает, что Леню и его маму, скорее всего, ждет аналогичное будущее.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…