XVIII век. У жителей маленькой и давно позабытой богом деревни не все гладко. В одной из избушек старухи разлучают близняшек: одна из них неведомо чем захворала, а виновата, мол, ее бессовестная сестра. Вскоре после приезда бродячего кукольного театра в поле находят незнамо кем убиенную дворянку. Кошмарит селение и нерадивый фантазер из беглых крестьян, который вздумал на крыши залезать и на самодельных крыльях из палок с них прыгать, – в надежде улететь прочь от всевидящего ока господ, изнурительной засухи, неурожая и предрассудков темных соседей.
Отечественный фестивальный кинематограф внезапно переживает монохромный ренессанс. Причем во всех жанрах. Вот тебе элегантный нуар «Наступит лето», где намеренная скудность цветовой палитры служит отсылкой к классике. Или дьявольски чарующий фолк-хоррор «Искупление», недавно пощекотавший нервишки гостям ММКФ борьбой как тени и света, так и зла и добра. Наконец до больших экранов добралась и мрачная историческая зарисовка Ренаты Джало, юной и амбициозной выпускницы ВГИКа, ученицы Алексея Учителя и поборницы строгого визуала.
Костюмная драма, застывшая во времени и ограниченная в изобразительных средствах, – не слишком оправданный риск для игрового дебюта. И результаты у этого грандиозного по задумке эксперимента также не столь однозначны, хоть и исполнен он со всей пылкостью и целеустремленностью начинающего автора.
Помимо российских фестивалей, «На этой земле» возили и на международный конкурс в Роттердаме, где в адрес картины прозвучало немало лестных сравнений с нетленками Андрея Тарковского (в частности, «Андреем Рублевым»), Ингмара Бергмана, Белы Тарра и других художников, чье творчество явно не для всех.
Вне всякого сомнения, не для массового зрителя снимает и Джало, отходящая от прямолинейности и заурядности не только в монохромной стилистике. Но и, например, смущающая не избалованную подобными изысками публику и звуковой составляющей своего дебюта. Вместо привычных нам монологов и диалогов здесь по большей части слышно неразборчивое многоголосие, сотканное из молитв, причитаний, ругани и старческого бурчания под нос. Лишь пару раз прерываемое ласкающими слух задушевными напевами.
При всей фантасмагоричности черно-белый опыт Джало не развлекает и сюжетом, по крайней мере, в привычном смысле слова. Лента скорее представляет собой рваный срез деревенской повседневности, нарочито безрадостной и в своей скупой событийности несколько утомительной. Словно и вправду лишенной яркости и акцентов, за которые можно мысленно зацепиться.
Впрочем, за парой-тройкой безымянных персонажей все же следишь со всем вниманием – истории (точнее, краткие зарисовки с намеками, спрятанными между строк и нечленораздельных бормотаний) о бедных сестричках и не сдающемся летуне трогают и становятся теми самыми нитями, связывающими бессюжетное действо в единую канву. А заодно дают необходимую, как солнечный свет, надежду на то, что тьма умов и сердец поглотила не всех обитателей экранной глубинки. И что остались те, кому можно вверить постройку нового мира на обломках крепостничества.
Историзм в фильме, однако, условен до предела. Наиболее подкованный зритель может только догадываться, что события происходят где-то между екатерининским Просвещением и эпохальной реформой Александра II. Но это и не столь важно, ведь Джало не планирует читать лекцию по истории и не гонится за достоверностью интерьеров, утвари и костюмов в кадре.
Медленное повествование, острые углы которого стесаны, вероятно, с особым умыслом и знанием дела, вводит в транс и создает ощущение потерянности во времени и пространстве. И рассказывает дебютантка не о превратностях феодального строя, а скорее об извечном противостоянии невежества и если не мудрости, то по крайней мере искреннего интереса. Грубо говоря, о борьбе мечтателей, мастерящих себе крылья, и тех, кто хочет любой ценой растоптать их и сжечь.
Среди всех недомолвок и не самых простых для восприятия образов на этой земле гордо реет камера Екатерины Смолиной («Свет», «Продукты 24»). Мастерски играя с полутонами, оператор то застывает поодаль от срубов и проселочных дорог в дышащих воздухом общих планах, то прячется в углу избы или за веретеном прялки. Не стараясь прилипать к лицам актеров (по большей части непрофессиональных), а скрытно наблюдая за ними, словно неведомый дух, заглянувший на огонек. Что лишь усиливает эффект этого киноопыта, чей визуал околдовывает, а минималистичный сценарий вводит в ступор.
Джало словно расстилает перед современной публикой декорированное под русскую старину поле трактовок, поистине бесчисленных и разнообразных ввиду упомянутого многоголосия и всевозможных оптических хитростей. Пусть и взмыть с этого поля вверх сможет не каждый.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…