Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Театр > Старейшие театры России – тогда и сейчас

Старейшие театры России – тогда и сейчас

26 февраля 2024 /
Старейшие театры России –  тогда и сейчас

К 295-летию Федора Волкова, основателя первого публичного русского театра для всех.

Сегодня театр доступен каждому зрителю: даже в небольших городах хотя бы один собственный театр да имеется. И при желании можно скрасить вечер походом на спектакль, выбрав при этом то, что ближе по душе, – комедию, драму, мюзикл, феерию, буффонаду.

Так было не всегда: изначально театры предназначались исключительно для членов высшего общества, имеющих деньги и определенный социальный статус. Для остальных же они были чем-то неземным, загадочным и непонятным.

Эта разделительная грань была стерта в 1750 году, когда купец Федор Волков решил, что театр должен быть доступен для каждого, и сделал все от него зависящее, чтобы осуществить свою мечту – создать первый русский общедоступный театр. После подобные театры стали появляться в разных уголках страны. «КиноРепортер» рассказывает о старейших театрах России, двери которых открыты для зрителей по сей день.  

Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова

театры

Художественный руководитель: Валерий Кириллов

Место и дата основания: Ярославль, 1750 год

Ярославский театр им. Ф. Волкова считается первым русским публичным общедоступным профессиональным театром. Разумеется, и до него представления и актерские труппы существовали – приезжали иностранцы, что-то делали ярмарочные скоморохи, были дворовые и домашние труппы, выступающие для господ. Но все это происходило время от времени и постольку-поскольку. 

Федор Волков в корне изменил представление о театре в России. Он начал с постановок в кожевенном амбаре своего отчима, купца Полушкина, и именно его нововведения стали переворотом для театрального искусства. Его актеры были русскими и играли спектакли на русском языке, он сделал театр общедоступным – купить билет на спектакль мог кто угодно, независимо от общественного положения и социального статуса, участники представлений получали зарплату и делали постановки не от случая к случаю, а регулярно, формируя репертуар, имея настоящие декорации и костюмы. Уже потом труппа из амбара переехала в специальное здание, которое Волков любя называл «театральной хороминой».

Слава о Ярославском театре разнеслась далеко за пределы города. Императрица Елизавета Петровна даже вызвала Федора Григорьевича в Санкт-Петербург, чтобы тот занялся развитием столичного театрального искусства. Больше в родной Ярославль Волков не вернулся. Детище его между тем живет до сих пор, радуя театралов яркими постановками, фестивалями и громкими именами.

В театре работали: Сергей Пускепалис, Рома Зверь, Егор Дружинин, Паоло Эмилио Ланди, Хуго Эрикссен, Евгений Марчелли и другие.

Известные постановки: «Екатерина Ивановна» (режиссер Евгений Марчелли), «…Забыть Герострата!» (режиссер Сергей Пускепалис), «Циолковский» (режиссер Борис Павлович).

Премьеры в 2024 году:

«Айвазовский. Три стихии» (режиссер Александр Созонов): мультимедийный байопик о судьбе художника Ивана Айвазовского, которому предстоит предстать перед Небесным судом.

«Венецианские близнецы» (режиссер Паоло Эмилио Ланди): история о похождениях братьев-близнецов, не подозревающих о существовании друг друга.

«Фантазии Фарятьева» (режиссер Анна Бычкова): камерная постановка о семействе трех женщин и странном мечтателе, который вошел в их тихую жизнь.

Национальный драматический театр России (Александринский театр)

Художественный руководитель: Валерий Фокин

Место и дата основания: Санкт-Петербург, 1756 год

Императрица Елизавета Петровна в 1756 году издала указ об основании в Санкт-Петербурге русского театра, который сегодня известен как Александринский. Специально для этого она вызвала в Северную столицу Федора Волкова из Ярославля. Его успехи Елизавету Петровну так впечатлили, что его назначили руководителем труппы, а пост директора был отдан Александру Сумарокову.

Свое здание для театра было построено в 1832 году по проекту знаменитого архитектора Карла Росси. Сегодня величественное здание в стиле ампир – шедевр мировой театральной архитектуры, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Его зал славится великолепной акустикой: из любой точки слышен даже шепот артистов.

Александринка и сегодня продолжает экспериментировать и идти в ногу со временем: в 2013 году была открыта Новая сцена-трансформер, которая способна видоизменяться в зависимости от идеи режиссера.

В театре работали: Александр Сумароков, Федор Волков, Николай Симонов, Вера Комиссаржевская, Всеволод Мейерхольд, Георгий Товстоногов и другие.

Известные постановки: «Ревизор» (режиссер Валерий Фокин), «Сирано де Бержерак» (режиссер Николай Рощин), «Преступление и наказание» (режиссер Аттила Виднянский).

Премьеры в 2024 году:

«Мейерхольд. Чужой театр» (режиссер Валерий Фокин): спектакль, приуроченный к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, основан на стенограмме общего собрания коллектива ГосТИМа в декабре 1937 года по следам статьи П.М. Керженцева «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда», которая положила начало уничтожению как Театра имени Мейерхольда, так и самого Мастера.

«Воскресение» (режиссер Никита Кобелев): первая премьера Никиты Кобелева на сцене Александринки в статусе главного режиссера театра. Его сценическая адаптация последнего романа Толстого включает в себя мотивы и сцены из других произведений писателя – «Крейцеровой сонаты», «Отца Сергия», «Записок сумасшедшего».

«Мать» (режиссер Константин Богомолов): спектакль, поставленный по мотивам романа Максима Горького, стал первой работой Богомолова в Александринском театре.

Калужский областной драматический театр

Главный режиссер: Роберт Манукян

Дата основания: 1777 год

Первым местом в Калуге, где разместился ныне один из самых старейших театров России, стал амбар купца первой гильдии Тимофея Шемякина, а организовал его генерал-поручик Михаил Кречетников, которого Екатерина II отправила возглавить Калужское наместничество. На открытие театра съехался весь свет Калужского общества и высокопоставленные чиновники со всей России. 

Конечно же, театр переживал и головокружительные взлеты и падения, несколько раз его переносили с одного места на другое, но театральную труппу считали одной из лучших в России. В частности, небезызвестный революционер Анатолий Луначарский, отправленный в Калугу в ссылку, писал: «Глухой, захолустный город… Единственное светлое пятно во мгле – это театр. Калуга тут обогнала многие русские города».

И вот уже почти 250 лет театр каждый день открывает свои двери для жителей и гостей города, которые приезжают в Калугу специально – ради постановок на этой сцене.

В театре работали: Мария Савина, Николай Соловьев, Александр Плетнев, Михаил Щепкин, Михаил Пахоменко, Надежда Ефременко и другие.

Известные постановки: «Двенадцатая ночь, или Что угодно» (режиссер Александр Плетнев), «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (режиссер Александр Плетнев), «В ожидании танго» (режиссер Татьяна Борисова).

Премьеры в 2024 году:

«Звериные стихи» (режиссер Константин Тришин): спектакль для детей и взрослых, поставленный на стихи поэта Серебряного века Саши Черного.

«Новая квартира» (режиссер Екатерина Николаева): комедия про ремонт и не вовремя явившихся гостей по пьесе Карло Гольдони.

Рязанский театр драмы

Художественный руководитель: Борис Лагода

Дата основания: 1787 год

Театр драмы в Рязани появился при содействии поэта Гавриила Державина и назывался «Оперный дом». Он стал одним из первых театров в России, у которого появилось свое собственное и, что самое главное, постоянное здание для спектаклей.

В XIX веке Рязанский театр занимал заметное положение не только в Рязани, но и в России. С гастролями сюда приезжали многие корифеи театрального искусства – Михаил Щепкин, Мария Ермолова, Александр Южин. 

Сегодня театр продолжает традиции: в репертуаре много классики, как русской, так и зарубежной – Пушкин, Гоголь, Достоевский, Лермонтов, Шекспир, Мариво, Лопе де Вега и многие другие.

В театре работали: Татьяна Пельтцер, Анатолий Эфрос, Элина Быстрицкая, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Виноградов, Владимир Гиляровский и другие.

Известные постановки: «Фауст» (режиссер Дмитрий Акриш), «Иванов» (режиссер Дмитрий Акриш), «Я танцую как дебил» (режиссер Арсений Кудря).

Премьеры в 2024 году:

«Час тишины» (режиссер Арсений Кудря): о том, как вместо поддержки в минуту трудности человек получает от близких кучу проблем и недопонимание.

«Папа» (режиссер Борис Лагода): спектакль по знаменитой пьесе Александра Галича «Матросская тишина».

«Женитьба» (режиссер Максим Ларин): страсти по Гоголю – Подколесин и Агафья Тихоновна вновь пробуют пожениться.

Казанский академический русский Большой драматический театр им. В. Качалова

Художественный руководитель: Александр Славутский

Дата основания: 1791 год

Годом основания Казанского театра принято считать 1791-й: тогда местный губернатор завел традицию регулярных представлений в специально арендованном здании. Однако по-настоящему на ноги театр встал с появлением помещика Павла Есипова. Он упросил Павла I во время его визита в Казань разрешить ему городской публичный театр в собственном здании. И в 1802 году приступил к строительству. Писатель Сергей Аксаков, тогда учившийся в Казанском университете, потом вспоминал: «Казань обязана Есипову полной благодарностью: Казань имела замечательный театр тогда, когда губернских театров, и то весьма плохих, в целой России было очень мало».

В 1836 году в Казань приезжает Михаил Щепкин, который ставит на сцене «Ревизора» Николая Гоголя. И постепенно Казанский театр по уровню мастерства встает на одну ступень с Московским и Петербургским императорскими театрами и закрепляет за собой принципы реалистического искусства.   

В театре работали: Михаил Щепкин, Василий Качалов, Олег Лундстрем, Михаил Жаров, Пелагея Стрепетова и другие.

Известные постановки: «Скрипач на крыше» (режиссер Александр Славутский), «Дон Жуан» (режиссер Григорий Дитятковский).

Премьеры в 2024 году:

«Чужой ребенок» (режиссер Александр Славутский): история о любви, семье и поисках счастья по самой известной пьесе Василия Шкваркина.

«Чудо святого Антония» (режиссер Илья Славутский): фантастическая притча о жизни и смерти, размышление о человеке и его призвании, о вечном ожидании чуда и невозможности поверить в него.

«Секрет ее молодости» (режиссер Илья Славутский): еще одна вариация пьесы Карла Чапека «Средство Макропулоса».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: