Признанный богемой режиссер документального кино Леонард Файф (Ричард Гир, в молодости – Джейкоб Элорди) умирает от рака, но соглашается поучаствовать в создании еще одного фильма. Фильма-интервью о его жизни, который бывшие ученики мастера снимают в присутствии его жены Эммы (Ума Турман). Но вместо мотивационных речей о его режиссерском пути рассказ Файфа сворачивает в другую сторону – мэтр решает напоследок поведать всю правду-матку о себе как о муже, отце и просто-напросто человеке. И колет глаза она теперь не только ему, но и всем присутствующим.
Пока молодые режиссеры стремятся попасть в тренды, так лихо сменяющие друг друга в наше время, или же создать свои, способные стремительно влиться в интернет-поток, опытные кинематографисты в принципе снимают то, что хотят. В подтверждение тому недавний «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы, ставший этаким opus magnum для самого творца, но уморительным мемом для зрителей. На первый взгляд Пол Шредер, сценарист «Таксиста» и «Бешеного быка» и режиссер «Дневника пастыря» с «Холодным расчетом», ушел в копполовскую стезю, сняв фильм исключительно для себя. Но это не совсем так.
Психологическая драма «О, Канада» стала вторым детищем Шредера-постановщика, основанным на романе его друга Рассела Бэнкса, который покинул наш мир в 2023-м. Казалось бы, творец решил почтить память своего товарища-писателя в привычной для него форме, что может быть примечательного в таком фильме для широкой публики? Но стоит отбросить скептицизм в сторону: на деле экранизация не стала просто трибьютом или же саморефлексией 78-летнего Шредера о собственной жизни и смертности. А если и саморефлексией, то не без любопытных приемов и морали.
Заметной особенностью «канадской» ленты стало фрагментарное нелинейное повествование, кажущееся абсолютно уместным. Посудите сами – когда пытаешься вспомнить какие-то события из далекого прошлого, тем более травмирующие или стыдные, невольно начинаешь путаться в хронологии, именах и локациях. Так и герой Ричарда Гира бродит по закоулкам памяти, то неловко цепляясь за один поворот, то перескакивая совсем в другое место. Напоминаем, что Файф находится при смерти, еще и обезболивающими напичкан. Так что ожидать складности от его рассказа не стоит.
«Это моя последняя молитва», – говорит Леонард слушателям. И справедливо, что молитва его практически не затрагивает профессиональное величие режиссера, которого он достиг якобы случайно. А фокусируется в основном на любовных похождениях, изменах женам, походах «за хлебом» и скитаниях Файфа. Будь то поездка в сторону канадской границы в стремлении сбежать от войны во Вьетнаме или метания в душе человека, которому чуждо понятие совести. И в последние часы жизни героя его славная карьера отходит на последний план, ведь есть темы для обсуждения поважнее кинематографического искусства. Что есть искусство жизни и чести, коего он так и не смог познать.
Рак постепенно пожирает не столько тело Файфа, сколько его разум и силы на то, чтобы открыться своей жене и всему миру, исповедовавшись в грехах. И туман, расстеленный Шредером по этой исповеди, хоть, возможно, и помешает восприятию ленты, рассчитанной явно не на просмотр под попкорн, смотрится вполне органично. Восстанавливать строгую хронологию событий жизни Леонарда здесь ни от кого и не требуется. Ведь общий портрет беглеца и лжеца, неспособного искренне любить, вырисовывается из всех этих фрагментов. Отчего и предсмертное покаяние героя попадает точно в цель.
Помогают Шредеру два секс-символа – Джейкоб Элорди, кумир нынешнего поколения, и Ричард Гир, получавший письма поклонниц пачками в 1990-х. Здесь опытный артист совершенно не стесняется некомплиментарности своей роли. Гир играет жалкого, физически немощного и морально опустошенного старика и делает это с большим достоинством. А «лучшая версия» его героя в исполнении молодого и горячего Элорди на контрасте со стариком выглядит еще неоднозначнее. Звезда «Солтберна» буквально одними глазами отыгрывает потерянность Файфа на перепутье его становления.
При многочисленных тайм-джампах образ шредеровского героя не распадается на две фракции – два актера по-прежнему играют одного и того же бесчестного эскаписта. Усиливают это впечатление и моменты, когда постановщик «отправляет» Гира в прошлое, показывая его в сценах из молодости Файфа вместо Элорди. Но вот фокус – Ума Турман, наоборот, играет сразу двух женщин из жизни героя (прямо как Тильда Суинтон в «Комнате по соседству» Педро Альмодовара). Согласитесь, неплохая вишенка на торте драмы, обыгрывающей суровые ловушки памяти.
Сдается, однако, что исповедь Шредера вышла чересчур затянутой даже при 91 минуте хронометража. А секрет профессионального признания Леонарда так и остается загадкой для зрителя, хоть все вокруг и смотрят ему в рот. Так «О, Канада» переходит ту грань, где саморефлексия создателя стройно вписывается в канву его ленты, и начинает скорее раздражать публику, которая все-таки разделяет Файфа-героя и Шредера-режиссера. Как это вроде бы и предполагается авторским замыслом.
Невооруженным глазом видно, как Шредер сочувствует умирающему персонажу Гира и четко улавливает иррациональность деяний его молодой версии в исполнении Элорди. И горько рефлексирует над прожитыми летами, а также карьерой, где нашлось место и громким успехам в соавторстве со Скорсезе, и персональным тихим бриллиантам. Но хоронить себя при жизни точно не стоит, а возраст таланту не помеха. Как и провалы в памяти не помеха желанию раскаяться и открыть правду.
Экспресс-рецензия на «Балерину» звучит ровно так же, как и на предыдущие части экшен-франшизы про неубиваемого киллера с лицом Киану Ривза.…
Итан Хант должен спасти мир. Прямо вообще весь мир. Потому что взбесившийся искусственный интеллект задумал уничтожить человечество. Ну вы знаете…
Владимир Машков поставил спектакль «В списках не значился» в Театре Олега Табакова (в этом сезоне все постановки проходят на сцене…
На большие экраны выходит драма «Самозванцы», премьера которой состоялась в одной из конкурсных программ 47-го ММКФ. Ее широкий релиз формально…
Кинопродюсер Мэтт Ремик живет свою лучшую жизнь. Он – идеалист, карьерист и синефил, боготворящий режиссеров и кинозвезд. Верит в исключительное…
Композитор Евгений Дога, народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР, скончался в возрасте 88 лет в Кишеневе. Причина смерти,…