На легендарной итальянской киностудии «Чинечитта» произошел очередной пожар: сгорело несколько павильонов и декорации к «Молодому папе» Соррентино. Такое, к сожалению, происходит регулярно, чуть ли не раз в несколько лет. И пока там все окончательно не превратилось в пепел, мы проведем для вас экскурсию по этим славным местам, где снимались «Сладкая жизнь» и «Банды Нью-Йорка», «12 друзей Оушена» и «Миссия: невыполнима 3», «Страсти Христовы» и еще пара десятков хитов.
После во всем избыточных городских пейзажей Рима – много мусора, строек, звуков, запаха, попрошаек – скромная и чистенькая территория студии «Чинечитта» кажется воплощением порядка. Остров спокойствия, занимающий площадь 35 гектаров на юге итальянской столицы, удачно вписывается в окружающий ландшафт.
Но только лишь потому, что в этой местности все и со всем отчаянно контрастирует: развалины акведуков и поля цветущих маков – с шумными транспортными развязками и шопинг-центрами; мрачная и неопрятная станция метро «Чинечитта» – с лаконичной простотой студийной архитектуры.
«Чинечитта» – плоть от плоти Вечного города. Подобно Риму, неохотно обновляющему свой облик, студия практически не меняется вот уже 85 лет, пролетевших со дня ее основания.
Строгие формы приземистых зданий, окрашенных в розовато-оранжевый цвет, – творение архитектора Джино Перессутти. Заказ на проект киностудии он получил от Бенито Муссолини в 1936-м, и уже год спустя Италия праздновала торжественное открытие «Чинечитты»: свое название (в переводе с итальянского – «город кино») она носит с самого первого дня.
Этому предшествовала серьезная теоретическая подготовка: своего сына Витторио (между прочим, сценариста и редактора киножурнала) дуче отправил в Лос-Анджелес – понять, как работают голливудские студии. Но клоном Paramount, работу которой досконально изучил итальянец, «Чинечитта» так и не стала. Италия конца 1930-х – это вам не Америка: развлечение широких народных масс было далеко не единственной целью местного кинопроизводства.
По примеру Адольфа Гитлера, назначившего Геббельса ответственным за пропаганду в Германии, Муссолини возложил похожую миссию на дружественного режиму журналиста Алессандро Паволини. Именно он отвечал за идеологическое наполнение итальянских картин, которых «Чинечитта» в довоенное время выпускала по шестьдесят в год.
Одним из первых с конвейера студии сошел духоподъемный манифест нации «Сципион Африканский» (итальянская версия «Триумфа воли»), который сразу же завоевал главный приз Венецианского кинофестиваля в 1937-м – в те годы награда называлась «Кубок Муссолини».
Кстати, нововведения дуче в области кино процветают до сих пор – они лишь стряхнули с себя идейные перегибы. По-прежнему принимают зрителей старейшие итальянские кинотеатры, украшенные барельефами с орлами. По-прежнему собираются звезды на Лидо, где проходит один из важнейших фестивалей мира. По-прежнему идут съемки на «Чинечитте».
Периоды модернизации, как и времена разрухи (война, частые пожары), изменили лишь задворки студии. Павильоны горели и восстанавливались, достраивались специальные помещения для съемочной аппаратуры.
Был сооружен огромный бассейн, где снимали «водные» эпизоды легендарных фильмов «Клеопатра» и «Бен-Гур». Фасад же студии – несколько аккуратных зданий администрации – остался прежним. Разве что на лужайке перед корпусом дирекции появилась гигантская голова Венеры – напоминание о «Казанове Феллини».
Особо ценные декорации – такие как эта Венера – на «Чинечитте» не уничтожают, а три года назад их решили превратить в экспонаты. Всего за 20 евро в Мекку итальянского кинопроизводства может попасть любой, причем спрос на экскурсии с каждым годом растет.
«Чаще всего к нам приходят французы, – рассказывает пресс-секретарь студии Барбара Горетти. – Ничего удивительного: они заядлые киноманы».
Посетителей ждут декорации под открытым небом и два музея. Вход в экскурсионную зону «Чинечитты» – через улицу фанерных отелей, салунов и публичных домов.
«Это декорации к «Бандам Нью-Йорка» Мартина Скорсезе, – поясняет Горетти. – Не удивляйтесь, что на здании справа написано «Мастерская братьев Люмьер». Мы и сами прекрасно знаем, что в Нью-Йорке ей делать нечего. Она осталась у нас после съемок фильма об истоках кинематографа. А несколько современных домов – после съемок «Третьей персоны» Пола Хаггиса. Он тоже снимал у нас».
Под открытым небом собраны артефакты нового времени – декорации, выстроенные после 2002 года. Все, что относится к золотому веку, можно увидеть только в музеях: раритетную киноаппаратуру, архивные документы, бутафорию и костюмы из фильмов Федерико Феллини. До музеев, правда, посетители доходят в полном изнеможении: требуется немало энергии, чтобы обойти одни только декорации и осознать эту смесь эпох и стилей, застывшую в пластике и плексигласе.
Время на «Чинечитте» спрессовано: нью-йоркская улица XIX века, в которой можно отыскать элементы Парижа прошлого столетия и Лондона нынешнего, ведет на древнюю площадь Вечного города – с базиликами, храмами и портиками. Декорация, созданная для сериала «Рим», впечатляет гораздо больше, чем настоящий Форум. Эта площадь – рекордсмен «Чинечитты» по повторному использованию. Последние десять лет она регулярно принимает съемочные группы рекламных роликов и музыкального видео, здесь же организуют специальные приемы и модные показы.
За углом – причудливая смесь городов Ассизи, Флоренции и Вероны.
«Искусствоведы, должно быть, в шоке, – шутит студийный экскурсовод. – Как можно храм сделать полосатым, как в эпоху Возрождения, сверху прикрепить готическую розу, как в Средневековье, а сбоку повесить балкон Джульетты? Дело в том, что мы снимаем эти объекты не единым ансамблем, а по частям. Так что к картинке на экране не подкопаешься».
Святая святых студии «Чинечитта» – павильон №5, занимающий три тысячи квадратных метров. В Европе он самый большой. Это любимая площадка Феллини, где маэстро имел возможность творить широкими мазками. Для «Сладкой жизни» он воссоздавал здесь римскую улицу Венето, для «Казановы» – венецианские каналы.
Голливудские звезды, приезжающие сюда регулярно, обязательно посещают квартиру Федерико Феллини, которую пристроили к павильону по заказу режиссера (обычным экскурсантам сюда путь заказан). Создатель «Сладкой жизни» недолюбливал свои апартаменты в центре Рима, предпочитая жить без отрыва от производства: через пять минут после звонка будильника он мог уже быть на рабочем месте.
«Предвосхищу ваш вопрос о том, ходит ли по «Чинечитте» призрак Феллини, – улыбается экскурсовод. – Увы, ничего похожего на дух великого маэстро замечено пока не было».
О Федерико Феллини, однако, в этих стенах и без духов забыть невозможно. На памятной табличке, висящей у входа в павильон №5, – его слова, которые каждый служащий студии знает наизусть.
«Когда меня спрашивают, в каком городе я хотел бы жить – в Лондоне, Париже или Риме, – я всегда отвечаю: на «Чинечитте». Павильон №5 – идеальное место. Я испытываю здесь то же, что можно ощутить в зале пустого театра. Передо мной каждый день открывается целый мир, и его создаю я сам».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…