Кино

«Огненный лис»: Высокохудожественный док с просторов Камчатки

11 мая в России отмечают один из главных экологических праздников – День любви к природе. В связи с этим «КиноРепортер» в деталях рассказывает красочной документальной ленте «Огненный лис», которая всего через неделю появится на больших экранах. 

В документалистике последних лет отмечается любопытный тренд – неигровые картины режиссеры предпочитают снимать как высокохудожественное кино. Сюжет одних проектов создатели подстраивают под заранее продуманный сценарий и вносят вынужденные изменения на ходу. Авторы других делают ставку на необычные эстетические и даже структурные элементы, практически немыслимые для традиционного научпопа, зачастую абсолютно бесстрастного.

«Магические доки» показывают на фестивалях в Анадыре (герой «Последнего парохода», разыскивающий на Кольском полуострове дом предков, почти каждую ночь видит яркие сны) и в Москве (в «Территории» голливудский актер сербского происхождения в поисках снежного барса оказывается в самом центре горной Киргизии). Подобное кино скоро появится и в широком прокате – с 18 мая зрители всей страны смогут полюбоваться бескрайними просторами Камчатки. И, конечно, смелым лисенком, который стал героем совершенно невероятной истории.

«Огненного лиса» (его, кстати, тоже показывали на ММКФ) супруги Дмитрий и Анна Шпиленок снимали 26 месяцев. Жили в нечеловеческих условиях – вдали от цивилизации, по соседству с дикими животными. Те настолько привыкли к людям, что стали подпускать их на минимальное расстояние – даже крошечных лисят (умилительных кадров здесь хватает!) оставляли на попечение. При таком подходе совершенно неудивительно, что в результате получилась картина, в которой взгляд со стороны невозможно назвать безучастным.

Да и сама история Ветра, лисенка-последыша, который накануне своей первой зимы остался один посреди тундры, получилась крайне личной. Во-первых, герой рассказывает о своих приключениях голосом Олега Вирозуба. Во-вторых, за драматургию отвечает сама жизнь: режиссеру оставалось только поймать уникальные моменты в объектив, а затем подсветить их с помощью монтажа и закадрового текста. Что самое интересное, расхождения в словах и действиях никакого – тайминг и эмпатия безупречны.

Эмоциональные экстремумы и конфликтные точки тоже на месте – любовь, вражда, борьба за жизнь. Ветер встретит роскошную Лаву, ради которой пойдет на красивый, но опасный подвиг, а позднее и вовсе будет вынужден вступить в борьбу с заклятым врагом. Острые моменты сглажены (рейтинг 6+), но переживать за героя зритель любого возраста все равно будет всей душой. 

Хотя изначально выбор Дмитрия и Анны пал отнюдь не на Ветра: лисенок действительно был слишком слаб и попросту мог не выжить. К счастью, ему удалось обмануть чужие ожидания. Перемена была не быстрой, но разительной – и отчасти ее можно списать на бескомпромиссные условия. С другой стороны, нельзя обойти вниманием фразу создателей о том, что у каждого лиса ярко проявлен собственный характер: кого-то внешние условия закаляют, а кого-то способны и сломить. В общем, параллели очевидны.

Любопытно, что Дмитрий Шпиленок не первый раз снимает яркое документальное кино про круговорот жизни на Камчатке: именно там разворачивались действия его совместных с Владиславом Гришиным картин «Медведи Камчатки. Начало жизни» (2018) и «Нерка. Рыба красная» (2020). В этих проектах тоже находилось место для бескрайних просторов, самоотверженных поступков и страшных визитеров, с которыми ни за что не пожелаешь встретиться лицом к лицу.

Режиссеру вновь удалось совладать с непростым материалом: «Огненный лис» в итоге получился удивительной историей для всей семьи, в которой интереснейший рассказ о закрытом и суровом мире пересекается с умопомрачительными красотами и вдохновляющей идеей про то, что любой, даже самый сильный страх, можно победить во имя чего-то большего. 

Социально проект тоже заряжен, хотя на первый взгляд так и не скажешь: никаких нравоучений с экрана. Безусловную любовь к природе авторы прививают, начиная с малого, и делают это так искусно, что в будущем она обязательно должна дать свои плоды. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

На краю света: Фильмы о смельчаках, бросивших вызов стихии

Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…

11 часов назад

Выручка российских онлайн-кинотеатров выросла на 45%

Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…

17 часов назад

Новый «Царь горы»: Анимационный ситком для старых

Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…

21 час назад

«Голый пистолет»: Лиам Нисон и Памела Андерсон не извиняются за шутки

Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…

2 дня назад

Константин Хабенский сыграет Мольера в спектакле «Кабала святош»

Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…

2 дня назад

Мобильный кинотеатр будет курсировать в знаковых местах Москвы

С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…

2 дня назад