Один «пуфф», — и оно исчезнет: Рецензия на «Оно 2» по Стивену Кингу | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Кино > Один «пуфф», — и оно исчезнет: Рецензия на «Оно 2» по Стивену Кингу

Один «пуфф», — и оно исчезнет: Рецензия на «Оно 2» по Стивену Кингу

6 сентября 2019 / Андрей Писков
Один «пуфф», — и оно исчезнет: Рецензия на «Оно 2» по Стивену Кингу

Сиквел самого кассового хоррора в истории не удался.

С момента событий первого фильма прошло 27 лет, но в Дерри все будто и не менялось — в 2016-м город по-прежнему выглядит как задник из американского телефильма восьмидесятых, а текущая из зловещих Пустошей река все так же заливает его бренные берега. Именно в ней однажды ночью окажется Эдриан (видный канадский auter Ксавье Долан), после того как местные отморозки набьют ему морду за публичное проявление симпатии к любовнику. Впрочем, когда молодого парня найдут со зверски откушенным боком, а под ближайшим мостом появится кровавая надпись: «Пожалуйста, вернитесь домой», станет ясно, что дело вовсе не в гомофобах. Получив этот недвусмысленный намек, уже взрослый Майк Хэнлон (Айзая Мустафа) делает шесть телефонных звонков, чтобы вновь собрать «Клуб неудачников».

После ошеломительного и, прямо скажем, неожиданного успеха первой части «Оно», ставшей самым кассовым хоррором в истории кинопроката, от продолжения ждали едва ли не Второго пришествия. Аргентинский режиссер Энди Мускетти («Мама»), который взялся за дилогию после ухода радикального Кэри Фукунаги, с первым эпизодом справился на ура, а потому волнений за сиквел, кажется, никто не испытывал: благо производственная команда осталась та же, новый актерский каст (в котором и Честейн, и МакЭвой, и Билл Хейдер) подобрался отличный, да и внимания полюбившимся подросткам из первой ленты обещали уделить не меньше, чем их повзрослевшим версиям.

Именно поэтому немного разочарованно смотришь на то, что по факту получилось у бывшего протеже Дель Торо и сценариста Гари Добермана без наработок Фукунаги (который, к слову, теперь взялся за Бонда). С одной стороны, это все то же «Оно», каким мы его полюбили два года назад: эпическое, способное припугнуть и с удачнейшим выбором Билла Скарсгарда на роль клоуна Пеннивайза. С другой, чувство меры, которое создателям удалось сохранить в первом фильме, балансировавшем между ужасом и драмой, комичным и трагичным, на этот раз, похоже, их подвело: второе «Оно» идет почти 3 часа, состоит преимущественно из навязчивых шуток и столь же докучливых «бу»-моментов, да и перебить органичное обаяние детской команды у взрослого ансамбля откровенно не получилось.

Последнее особенно печально, учитывая, как искренне и многогранно были выведены «Неудачники» в первой части. Однако повторить этот фокус со взрослыми героями у создателей не получилось: сценарист Доберман, увы, не Кинг, и ему не удается парой штрихов обрисовать персонажа так, чтобы перед нами из воздуха соткался живой человек. Вместо этого весь фильм мы наблюдаем за ходячими фигурами: Бен Хенском — томный мачо, ждущий, когда в его объятья упадет настрадавшаяся от токсичных мужчин Беверли; Эдди Каспбрак — маменькин сынок, под конец «вдруг» решающийся на подвиг; даже лидер группы Билл в исполнении МакЭвоя не имеет здесь никаких отличительных черт, кроме травмы в виде убитого в детстве брата — этому посвящена не одна, и не две сцены во втором «Оно». Так что из всего состава удивить может только Ричи, внезапно чувственно сыгранный комиком Биллом Хейдером, — впрочем, и ему создатели прописали комплекс клозетного гомосексуала, на который в романе были только намеки.

Именно чрезмерность — желание напугать до усрачки и наглядно продемонстрировать, что детские травмы делают с людьми — главная причина, почему от первой части здесь остался лишь аттракцион, причем дурной и почти не страшный. Режиссер не замечает, как чередует одни и те же фокусы и проваливает драматургию, как у него друг за другом идут идентичные по структуре сцены, каждая из которых добавляет только минуты к хронометражу, а финал так и вовсе не работает: к тому моменту, когда мы подходим к кульминации, у истребленной дешевыми пугалками нервной системы уже не остается сил, чтобы эмоционально отреагировать на действительно стоящий момент.

Немудрено, что за два года Мускетти не нашел и никакой свежей мысли, способной как-то оправдать повторный заплыв в кинговские воды — да, его слегка отличающаяся от книги развязка, очевидно, хочет быть такой же эффектной, как концовки культовых «Останься со мной» и «Побег из Шоушенка» (других экранизаций Кинга), однако напоминает лишь вымученную пародию на них и не уходит дальше мелодраматических клише. Что вдвойне грустно, ведь эта история могла бы предложить зрителю гораздо больше, чем очередной терапевтический рассказ о борьбе со своими страхами, если бы не побоялась рискнуть успехом предыдущей части. Наверное, в этом и заключается основное отличие второго «Оно» от своего предшественника: для фильма, сквозь который рефреном проходит фраза «нам нечего терять», он не обладает ни каплей смелости.

Худшая. Первое (не считая вкраплений из прошлой части) появление юных «Неудачников» в кадре: омоложенные до версии 2017 года дети-актеры, разместившись в секретной землянке Бена Хэнскома, несут сентиментальную чушь про «последнее лето» и дружбу, пока их оцифрованные лица живут отдельной жизнью. Технология омоложения, над которой давно насмехались, но которая при этом неплохо работала с возрастными артистами, внезапно дала сбой на 16-летних Финне Вулфарде и Джейдене Мартелле. Смотреть без боли на это невыносимо.

  • «Мы» — еще один хоррор с названием-местоимением о неизлечимых травмах и затаенной боли американской нации;
  • «Останься со мной» — совершенно не пугающий, но мудрый и трогательный портрет взросления, снятый по повести Кинга, на который Мускетти очевидно равнялся при создании дилогии;
  • «Очень странные дела» — ностальгическое шоу про детей и взрослых, которые борются с монстрами в захолустном городишке: не основано на Кинге, но вдохновлено им вдоль и поперек.

«Оно 2» уже в прокате. 

Читать также: Клуб неудачников: какие актеры играют юных и взрослых героев в «Оно 2»

Читайте также

«Стриптизерши»: 8 подруг Дженнифер Лопез Кино
13 сентября 2019
«Стриптизерши»: 8 подруг Дженнифер Лопез

«КиноРепортер» рассказывает о криминальной драме, где нью-йоркские танцовщицы наказывают волков с Уолл-стрит.

Птичку жалко: Рецензия на фильм «Щегол» Кино
12 сентября 2019
Птичку жалко: Рецензия на фильм «Щегол»

Экранизация знаменитого романа Донны Тартт разочарует его поклонников.

Жизнь жестока — женщины прекрасны: Рецензия на фильм «Работа без авторства» Кино
5 сентября 2019
Жизнь жестока — женщины прекрасны: Рецензия на фильм «Работа без авторства»

Биография художника-авангардиста как отражение истории Германии XX века от автора оскароносной «Жизни других».

Основано на «реальном дерьме»: Рецензия на фильм Стивена Содерберга «Прачечная» Кино
4 сентября 2019
Основано на «реальном дерьме»: Рецензия на фильм Стивена Содерберга «Прачечная»

В Венеции показали сатиру про «Панамский архив» с Мэрил Стрип, Антонио Бандерасом, Гари Олдманом и Шэрон Стоун.