Новый спектакль из цикла «Метаморфозы», которым по традиции завершается год обучения в Академии Михалкова, в очередной раз доказал: нет предела совершенству.
«Метаморфозы V. Ведьма». Вновь рассказы Чехова и Бунина — этот источник, кажется, неиссякаем. Отдельные миниатюры по этим рассказам на сей раз объединены сквозным мотивом: ведьма, женщина-искусительница – и дар, и наказание. Сила ее неодолима, она сводит с ума, заставляя мужчин терять голову, а то и просто впадать в безумие. И как иллюстрация этой силы, идущей свыше, появляются на видеоинсталляциях то полная Луна, то безграничный космос. Никита Михалков, художественный руководитель постановки, признает в женщине эдакое «ведьминское» начало, соседствующее рядом с самыми возвышенными чувствами и даже жертвенностью.
Для пятых «Метаморфоз» взяты три рассказа Бунина, написанные им уже в эмиграции: «Три рубля», «Чистый понедельник» и «Мадрид». Из Чехова — «Верочка», «Дачники», «Знакомый мужчина», «Нервы» и «Ведьма», которая и дала название всему спектаклю. Задействованы как слушатели актерской мастерской Академии этого года, так и ее выпускники, артисты Театра студии киноактера. В этой постановке, как и в предыдущих, нет декораций в привычном понимании – только видеоинсталляции и 3D-декорации, созданные для спектаклей мастерской Юрия Купера. Они минималистичны, при этом передают не только настроение каждой миниатюры, но и помогают донести до зрителей философский и психологический подтекст каждого рассказа, по которому поставлены.
Создатели спектакля по-прежнему бережны в обращении с первоисточником, стараясь сохранить все заложенные классиками смыслы. Все спектакли цикла «Метаморфозы» невероятно кинематографичны. «Это продуманный ход, — признался Никита Сергеевич. — Поскольку такое решение освобождает от необходимости театрализовать постановки декорациями. А если их нет, некуда за ними спрятаться, тогда и начинается психологизм. При отсутствии характерного для кино „крупного плана“, и невозможности его по определению на театральной сцене, это очень важно». Надо признать это решение очень выигрышно.
Артисты, все без исключения, показывают такие вершины актерского мастерства, что диву даешься. Впрочем, это закономерно. Зрителю предоставлена возможность подсмотреть, как проходили репетиции. Студенты вместе с учителем регулярно появляются на экране, практически после каждой миниатюры. И становится понятно, какая огромная работа была проделана в течение года и самим мастером, и его учениками, чтобы рассказать о любви каждый раз по-новому. О любви безответной, как в первом эпизоде по рассказу Чехова «Верочка». Или о любви состоявшейся, но закончившейся драмой, по рассказу Бунина «Три рубля», в котором гимназистка от безысходности готова за три рубя продать свою девственность, разыгрывая проститутку. И даже миниатюра по рассказу Чехова «Знакомый мужчина» тоже о любви. Хотя формально это история проститутки, в душе которой, как оказалось, больше наивности, доверчивости и чистоты, чем у иной «девушки из хорошей семьи».
Сколько раз зал взрывался смехом, глядя на сцену, но по большей части погружение в судьбы героев наводило на грустные размышления. И декорации-инсталляции тому способствовали: там то и дело то шел дождь, то бушевала буря, неизбежно навевая грусть, а порой и безнадежность. Почему так? На встрече с журналистами после спектакля Никита Сергеевич в ответ на этот вопрос вспомнил слова Чехова: «Русские обожают свое прошлое, ненавидят настоящее и боятся будущего». Потому так грустны даже смешные рассказы у Чехова. Та же «Ведьма», постановка которой завершает спектакль.
Дело происходит ночью в деревенской избе. За окном бушует вьюга. Дьячок Василий все никак не может уснуть, все ищет доказательства тому, что его жена ведьма. Сам себя распаляет, доходя едва ли не до безумия, и уже не может справляться со своим воображением. Как известно, мы видим то, что хотим видеть. Жена дьячка, которая поначалу не принимает всерьез его нападки, начинает вдруг меняться на глазах. А избу заполняет разномастная развеселая толпа — и начинается настоящий шабаш, с песнями и плясками. И не понять — то ли это происходит на самом деле, а жена дьячка и впрямь ведьма, то ли все это плод воображения ее несчастного мужа.
И как ни смешна эта история для зрителей, есть в ней глубокий философский смысл: где начинается любовь, там начинаются несчастья. На что невольно обратит внимание каждый — как мелки в большинстве своем мужчины во всех представленных историях, как легко подпадают они под власть чувства, то есть под власть женщины. В такой трактовке отразились еще и веяния нашего времени, пояснил Михалков. «Сегодня характерно для мужчин не потеря мужественности даже, а мужского отношения к жизни. У нас сегодня ведь сложно даже найти актера, в котором было бы это «воплощение мужественности. — посетовал режиссер. — Не знаю, смог ли бы я набрать сегодня героев для своей картины „Свой среди чужих“. Мужественность ведь не обязательно красота и мускулы. Вот в том поколении была какая-то внутренняя мощь, которой сейчас нет». Это грустно. Но хорошие артисты все-таки есть — каждый выпуск Академии это подтверждает. Вместе с Никитой Михалковым над «Метаморфозами» работали художник-постановщик Юрий Купер, режиссеры отрывков Вера Камышникова, Александр Коручеков, Роман Лавров, Игорь Яцко. А также композитор Павел Акимкин, хореограф Виктория Скицкая и художник по костюмам Сергей Стручев. К осени создатели спектакля обещают показать зрителям «Метаморфозы VI».
Комментарии