На этой неделе на Netflix громкая премьера – мини-сериал «Рипли» с Эндрю Скоттом в главной роли. Он станет новой экранизацией произведений Патриции Хайсмит про жизнь харизматичного мошенника, психопата и убийцы. Помимо знаменитой ленты 1999 года с Мэттом Дэймоном у романов были и другие адаптации, заметно отличающиеся друг от друга как по тону, так и по структуре. К выходу мини-сериала «КиноРепортер» собрал в одном материале всех Томов Рипли, появлявшихся на экране.
Американский миллионер обеспокоен судьбой своего наследника Филиппа Гринлифа. Отец хочет передать сыну семейный бизнес, но тот не горит желанием возвращаться домой в Сан-Франциско. Тогда миллионер нанимает юношу Тома Рипли, чтобы он вернул обратно блудное дитя. Однако, познакомившись с Филиппом, герой проникается его роскошным образом жизни. До такой степени, что дружба перерастает в одержимость молодым плейбоем. В голове Тома рождается коварный план – убить Филиппа и украсть его личность.
Во всех смыслах талантливая картина Рене Клемана стала первой экранизацией знаменитого произведения Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». Роль смышленого и харизматичного убийцы оказалась для Алена Делона прорывной – после выхода «На ярком солнце» о молодом артисте заговорил весь мир. Его версия Рипли выглядела более утонченной, смазливой и учтивой по сравнению с будущими образами персонажа в кино. Из Делона вышел этакий джентльмен-психопат, холодное совершенство которого порой выглядит жутковато. Отдельные поклонники творчества Хайсмит сходятся во мнении, что у француза получилась лучшая экранная версия Тома Рипли.
Следующее киновозвращение Тома Рипли случилось почти через 20 лет. «Американского друга» не слишком часто упоминают при обсуждении экранизаций произведений Хайсмит. Фильм основан на третьем романе «Игра Рипли» (и частично на втором под названием «Мистер Рипли под землей»), но по большей части представляет собой вольную интерпретацию книжки. Роль главного героя исполнил Деннис Хоппер, карьера которого тогда стремительно неслась вверх. Честно говоря, в его персонаже сложно признать классического Тома Рипли из книг, но тем не менее образ героя вышел цинично притягательным. Для тягучего стильного нуара получилось очень даже неплохо.
По сюжету, Том Рипли живет в Германии и продолжает зарабатывать на жизнь аферами. На этот раз связанными с произведениями искусства. Во время одного из аукционов Рипли знакомится с рамщиком картин Джонатаном Циммерманном, умирающим от лейкемии. Поначалу невзлюбившие друг друга мужчины неожиданно сближаются из-за «грязной работы». В рамках очередной аферы Рипли подстраивает все таким образом, чтобы выданный ему контракт на убийство перешел Циммерманну, ведь тому все равно нужны деньги для семьи. Однако со временем главный герой проникается симпатией к умирающему мужчине и старается во чтобы то ни стало помочь бедняге выпутаться из этой передряги.
Безусловно, самая известная экранизация романа Хайсмит с потрясающим кастом, состоящим из плеяды даровитых актеров новой волны Голливуда того времени. Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Кейт Бланшетт и, конечно же, Мэтт Дэймон, которому психологический триллер помог закрепить за собой статус будущей кинозвезды. Его версия Рипли обаяла публику выверенной игрой контрастов. Мальчишеский задор персонажа соседствовал со зрелой рассудительностью, комплексы и уязвимости – с природным обаянием, а учтивость – с наводящей ужас жестокостью.
«Талантливый мистер Рипли» во многих аспектах больше опирается на первоисточник, чем та же французская экранизация. В сюжете хватает вольных отступлений (например, герой Дэймона на момент встречи с сыном миллионера притворяется, что они уже встречались), но все изменения пошли повествованию только на пользу. Одним из ключевых элементов успеха ленты стал ее финал, в котором антигерой не понес никакого возмездия. В отличие от фильма с Аленом Делоном американская версия Рипли представляет собой торжество зла над добром, что гораздо ближе по тону оригинальному роману.
Лучшим Рипли Джона Малковича трудно назвать, зато самым пугающим – вполне. Актер всегда убедительно смотрелся в образах психопатов, так что здесь он наверняка чувствовал себя в своей тарелке. Ведь только Малкович может в мгновение ока трансформироваться из деликатного и обаятельного мужчины в хладнокровного убийцу, лишающего человека жизни голыми руками. Однако больше поражает его обратный переход – фильм заканчивается кадрами с улыбающимся Томом Рипли, и именно такое равнодушие персонажа по отношению к другим пугает больше всего.
Хоть «Игра Рипли» и вышла через несколько лет после ленты с Мэттом Дэймоном, фильм не позиционировался как официальное продолжение. Сюжетно картина повторяет завязку «Американского друга», где главный герой заставляет неизлечимо больного соседа стать для него киллером. Вот только в «Игре Рипли» более ярко продемонстрирована циничность протагониста, которая делает кульминацию фильма гораздо сильнее и эмоциональнее. Жаль только, что мрачный и интеллектуальный триллер получился настолько медитативным, что порой необходимое истории напряжение терялось среди откровенно скучных эпизодов.
Этот фильм, основанный на втором романе Хайсмит «Мистер Рипли под землей», – самый малоизвестный проект про знаменитого персонажа. Причин тому несколько. Несмотря на принадлежность к жанру триллера, лента воспринимается скорее как черная комедия с элементами сатиры. Причем далеко не в лучшем исполнении. Непоследовательный тон, странный монтаж, отсутствие свойственной герою утонченности и изобретательности картину явно не красят. Но ключевой ее минус – это Барри Пеппер в ведущей роли. Актер-то он достойный, но органично примерить личину столь многослойного персонажа ему не удалось.
В центре сюжета здесь – успешный художник Филип Дерватт, который неожиданно погибает в автокатастрофе. Друзья творца, в том числе Том Рипли, несмотря на горечь утраты, решают обогатиться на творчестве мертвеца. Вместе они придумывают необычную схему мошенничества – о гибели Дерватта никто не должен знать, и тогда аферисты от его лица смогут продавать «новые» картины художника. Герои прячут труп в морозильной камере, а сами приступают к созданию качественных подделок. Но чем дольше мошенники занимаются этой аферой, чем сложнее становится скрыть правду от окружающих. В какой-то момент ситуация выходит из-под контроля.
Куда же без индийского кинопроизводства. В 2012 году на широкие экраны выходит криминальный триллер Naan, адаптация «Талантливого мистера Рипли» 1999-го, а не литературного первоисточника. Вместо Рипли тут фигурирует изобретательный Картик, познакомившийся с убийствами еще в детстве. Однажды герой узнает, что его мать изменяет отцу. Решив рассказать родителю правду, юноша невольно запускает разрушительную цепочку событий. Самоубийство отца, убийство матери и ее любовника посредством поджога собственного дома, приют для несовершеннолетних… Картик решает начать все сначала в другом городе, но случайная авария дарит ему счастливый билет в лучшую жизнь.
В итоге получилась довольно стандартная для Индии картина со стильным визуалом, вездесущими танцами и откровенно деревянным исполнителем главной роли. Актеру Виджаю Энтони не удалось обрести необходимый творческий баланс, и во многих сценах он либо не доигрывает, либо переигрывает. Поэтому серьезно воспринимать историю совсем не получается. Однако индийским зрителям Naan так понравился, что через несколько лет за ним последовало продолжение. С Томом Рипли и творчеством Хайсмит сиквел никак не связан.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…