Журнал

Образ русской девушки в кино

Русские девушки в кино? Перед глазами тут же всплывает блондинка в пушистой шубе, на шпильках, с румянцем и красной помадой. Давно ли появилась эта ассоциация, как складывался образ славянской красавицы в кино и почему тренд slavic girl пользуется бешеной популярностью в последнее время? «КиноРепортер» решил ответить на эти вопросы и проследил путь от стереотипа к тенденции.

Slavic core, slavic girl aesthetic, slavic bimbo – такие формулировки означают примерно одно и то же. Стиль, который ассоциируют с шикарной шубой, категорически не практичной обувью, а также ярким чувственным макияжем и – иногда – внушительной меховой папахой. Правда, выражение slavic bimbo не слишком комплиментарно, потому что в переводе с английского bimbo означает существо юное, наивное и не больно разумное. И все-таки slavic bimbo не столько о простоте, сколько о желании продемонстрировать свой достаток при любой возможности.

У каждого явления есть свои предпосылки, и прежде чем разобраться в причинах популярности slavic girl aesthetic, стоит ненадолго заглянуть в XX век – время, когда выражение a la russe обозначило целое направление в западной моде.

«Красный воробей» (2018)

За тотальное восхищение нашей самобытностью стоит благодарить в том числе импресарио Сергея Дягилева, который привез «Русские сезоны» во Францию, и дизайнера Поля Пуаре, который первым задействовал славянские мотивы в своих коллекциях.

Следующая волна – эмиграция 1920–1930-х, когда русские аристократки, оказавшись на Западе, не отказались от своих умений – и в европейскую моду проникли, и быстро стали популярными характерные орнаменты, вологодское кружево, вышивка бисером.

Волна «а ля рюсс» постепенно схлынула, а выражение перекочевало в другие сферы культуры, где интерес к «загадочной России» рос с каждым годом. Попасть в Союз было невозможно, так что зарубежные кинематографисты сами дорисовывали в голове, а затем и на экране образ, который продолжает эксплуатироваться по сей день. А параллельно тренировались на исторических эпиках о русских правителях и экранизациях романов вроде «Войны и мира» Льва Толстого и «Доктора Живаго» Бориса Пастернака.

«Анна Каренина» (2012)

Если говорить о вдохновении, которое черпают западные кинематографисты в русской культуре, проще привести один пример: только по «Анне Карениной» за XX век было снято порядка 30 зарубежных фильмов. Образ русских девушек предстает в них во всей красе: меха, пышные платья и, конечно, умопомрачительные украшения. А больше прочих ценится работа костюмеров и стилистов, иначе магия не сработает.

Однако и без экранизаций зарубежный кинематограф регулярно обращается к стереотипу о русских девушках. Ведь это не только способ показать контраст между «у них» и «у нас», но и создать манящий образ неизведанного и недоступного. «Загадочная русская душа», помноженная на славянскую красоту, регулярно воспевалась по самым разным поводам. Недаром модельер Карл Лагерфельд уверенно повторял после визита в Россию в 2012-м, что там «самые красивые женщины».

Легендарная красота славянских женщин – идеальная база для разнообразных стереотипов. Так, в западных фильмах русских чаще всего представляют как femme fatale, которые соблазняют главных героев своей красотой ради преступных или, наоборот, высших государственных целей. Правда, нередко этот образ граничит с «развесистой клюквой», где все построено на банальнейших стереотипах: светлые волосы, голубые глаза и максимальная опасность. Конечно, речь идет о шпионках.

«Анна» (2019)

Первой русской разведчицей в кино стала «Ниночка» (1939): Эрнст Любич снял по сценарию Билли Уайлдера ромком с Гретой Гарбоневозможное сочетание само по себе. Как и образ суровой партработницы, соблазнившейся видами Парижа и любовными обещаниями графа. В картине нет ничего, что могло бы стать предпосылкой slavic core: пионерский галстук, двубортный приталенный плащ и берет. Зато светлые волосы и стрижка каре были на месте – самый понятный и потому часто цитируемый образ советской героини.

Чуть более наглядное развитие стиль славянки получил во франшизе об агенте 007: где, как не в кино о суперзлодеях и сверхоружии, такие героини еще могли появиться? Во второй ленте бондианы «Из России с любовью» (1963) Даниэла Бьянки сыграла агента Татьяну Романову – миловидную блондинку с серо-зелеными глазами. Среди ее нарядов особенно запоминается пальто с объемным меховым воротником.

Но уже в картине «Шпион, который меня любил» (1977) совсем не блондинка Барбара Бах сыграла русского агента ХХХ Аню Амасову. Самый яркий ее наряд – форма с эполетами и меховая шапка с кокардой – идеален (если не сказать «хрестоматиен») для цитирования в рамках тренда slavic core.

В 1990-е девушки Бонда получили серьезное развитие, а вместе с ними стереотип о русской женщине расширил рамки, допуская все новые образы. Ближе всего к slavic girl героини «Золотого глаза» (1995). Героиня Фамке Янссен, бывшая советская летчица-испытатель Ксения Онатопп, носит военную косуху на пуговицах с кожаной фуражкой и красит губы алой помадой. В том же фильме Изабелла Скорупко (программист Наталья Семенова) предлагает другую версию: нейтральный макияж, простая одежда и «типично русское» гобеленовое пальто с цветочным орнаментом и объемным меховым воротником.

«Шпион, который меня любил» (1977)

Культ slavic girl появился в 2000-х на базе стереотипов о славянских девушках – на неведомых суровых северных окраинах одновременно существовали медведи, балалайки и коллайдеры, но центральное место занимали красотки в мехах, которым не страшна суровая зима (отсюда макияж с румянцем «только что с мороза»). И возник этот облик не на пустом месте.

После распада СССР стереотипы распадаться не спешили, напротив, их стало больше. В то время многие девушки покидали нестабильное государство, выйдя замуж за иностранца или устроившись в качестве секс-работниц. Отсюда меховой шик, чрезвычайно красные губы и дерзкий взгляд из-под густо накрашенных ресниц.

Подобную барышню в поисках приключений отлично демонстрирует криминальная драма «Именинница» (2001), где Николь Кидман сыграла героиню с темным прошлым. По сюжету, отчаявшийся одинокий британец заказывает невесту Надю на сайте «Из России с любовью», но вместо будущей жены бедняга получает кучу проблем. Slavic core предстает здесь в неожиданном ключе: несочетаемые вещи вроде кожаного бордового плаща, юбки с крупными цветами и казаков теперь, спустя 20 с лишним лет, выглядят как намеренный китч.

Стереотип русской «охотницы за сокровищами» периодически появлялся и в других проектах – брачная аферистка Ирина Корсакова (Хелена Мэттссон) в «Отчаянных домохозяйках» (2004–2012) или киллер Галя (Ольга Куриленко), вынужденная работать на мафию в триллере «Стены» (2009).

«Солт» (2010)

В 2010-х опять победили шпионки-блондинки. Первой стала Анджелина Джоли: ее героиня Эвелин Солт в одноименном фильме 2010 года то и дело меняет одежду и прическу, так что сложно понять, осталось ли в разведчице что-то от корней, кроме характера. Только в паре эпизодов персонаж Джоли появляется с русой косой.

Ситуацию исправила героиня Дженнифер Лоуренс в «Красном воробье» (2018). Кроме возможных клише о русских, там уже присутствует и slavic girl aesthetic – красная с золотым балетная пачка и театральные румяна, кожанка с меховым воротником и шапка-кубанка. Хотя к повседневной версии slavic core скорее относится образ с классическим пальто поверх черной водолазки, завершенный гладкой прической с низким хвостом. Такой вариант встречается и в «Анне» (2019) Люка Бессона с Сашей Лусс, только мехов там еще больше.

Параллельно появлялись и совсем другие славянские героини. Тильда Суинтон сыграла утонченную эмигрантку Эмму в картине Луки Гуаданьино «Я – это любовь» (2009). И хотя уехала она из России, выйдя замуж за иностранца, образ ее далек от клише: уложенные «холодной волной» светлые волосы, крупные солнцезащитные очки, лаконичные костюмы, стильные сумки, аккуратные ободки и лишь изредка красные губы.

А Ольга Куриленко сыграла разведенную эмигрантку Марины в драме «К чуду» (2012) Терренса Малика, и ее персонаж проходит драматический путь адаптации в чужой стране: без криминала и прочих фантазий. Правда, и славянской эстетики в картине минимум.

«Екатерина Великая» (2019)

За популяризацией slavic core на рубеже веков также стоят модели и актрисы славянского происхождения, которые молниеносно покоряли и продолжают покорять мир: Хелен Миррен, Татьяна Сорокко, Ольга Пантюшенкова, Милла Йовович, Ирина Пантеева, Ирина Шейк, Светлана Ходченкова, Юлия Снигирь – список можно продолжить. Параллельно развитию тренда способствуют и российские дизайнеры, которые одевают зарубежных звезд. Юлия Янина, Ульяна Сергеенко, Вика Газинская: сейчас их платья регулярно демонстрируют на красных дорожках, не говоря уже о мэтрах – Валентине Юдашкине или Игоре Чапурине.

Стереотип, породивший slavic core, постепенно распадается на элементы: шапка – отдельно, криминал – отдельно, но тренд при этом регулярно возвращается в моду, поп-культуру и кино. И дело, конечно, не только в мехах: русские орнаменты и сейчас мелькают на подиумах, а кокошники превращаются в ободки и становятся частью повседневных образов.

При этом особенно популярен именно образ юной, красивой и богатой славянской девушки, завирусившийся в соцсетях в конце прошлого года. Если леди расхаживает в мехах средь бела дня, значит, она может себе это позволить – и явно проживает лучший вариант своей жизни. Отчего же не повторить этот притягательный образ? В итоге девушки по всему миру разом взялись носить объемные шубы и пушистые шапки, подчеркивая образ красной помадой.

«Дворец» (2023)

Вряд ли ответственность за это можно возложить на Романа Полански, выпустившего осенью 2023-го сатирическую комедию «Дворец». Хотя в его картине slavic core максимально каноничный: бритоголовый Александр Петров носит дубленку, а его эскортницы – шубы поверх вечерних платьев, и все это на фоне умопомрачительно дорогой вечеринки в Альпах накануне нового, 2000-го. Мечты о «дольче вита» в миллениум, когда еще не было ни экономического кризиса, ни ковида, – не это ли заставляет девушек облачаться в шикарную одежду и делать вид, что так было, есть и будет всегда?

Да и во всем мире интерес к России только растет. А внутри страны – к истории, корням, традициям. Значит, slavic girl как тренд еще на какое-то время задержится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

8 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

10 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

11 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

13 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

16 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

18 часов назад