Кино про оборотней – это такая же классическая страшилка, как и фильмы про вампиров, зомби и ведьм. Однако человек-волк больше прочих вписывается в канон Другого. Нет сильнее чувства, чем неприятие существа, которое может превращаться в ужасного зверя, зависит от лунного цикла и в целом более уязвимо по сравнению с большинством «нормальных». Но если сейчас современный кинематограф сумел прокачать амплуа оборотня и добиться легализации его адекватности, то раньше этот зверь был стандартной схемой для эксплотейшн. Рассказываем, как произошло волшебное превращение оборотня из опасного Другого в обычного соседа и даже любовника.
Первый оборотень появился в кино в 1913 году – практически параллельно с вампирами, ведьмами и маньяками. Что интересно, фильм выпускала Universal Film Manufacturing Company – похоже, монстры были для компании излюбленной темой. Однако короткометражный фильм «Оборотень» (1913), основанный на рассказе «Оборотни» (1896) Генри Богранда, считается утерянным. А последовавшие за ним немая картина «Кровь волка» (1925) и еще одна, вероятно, утраченная лента Gehetzte Menschen (1932) так и не воплотили канона, который бы прижился в мировом кинематографе.
Но пусть первый фильм уже не увидеть, это никак не влияет на его сюжет, где главная героиня была коренной американкой, а именно – навахо. Навахо равно Другая, тут пояснять не нужно. Женщина становится ведьмой, веря, что муж ее похитил, и обучает свою дочь превращаться в волка, чтобы отомстить. Инакость героини воплощается на всех уровнях (от происхождения до превращения), а затем это качество наследует ее дочь – и вот он, первый оборотень в кино.
В 1930-х компания Universal выпустила ряд фильмов о монстрах: «Дракула» (1931), «Франкенштейн» (1931), «Мумия» (1932) и «Человек-невидимка» (1933). Когда успех стал очевиден, было решено создать новое экранное чудовище – оборотня. Фильм «Лондонский оборотень» (1935) стал первой лентой, в которой появился двуногий антропоморфный зверь.
Главный герой – Глендон, простой ученый, изучающий ботанику, невинный человек, у которого и в планах не было нападать на свою жену Лизу. Однако встреча с неведомым существом в таком же неведомом Тибете обращает Глендона в жаждущего крови монстра, который не останавливается, пока его не убивает полиция. Простая схема взаимодействия: человек – оборотень – смерть. А в перерывах между – драматичная история о том, как герой борется, страдает, любит, надеется и так далее.
Несколько лет спустя «Лондонский оборотень» уступил главенство «Человеку-волку» (1941), который обзавелся собственной серией фильмов наряду с Дракулой и Мумией. Все эти ленты сейчас входят в классическую серию ужастиков студии Universal. Но Человека-волка, каким его теперь знает весь мир, создал писатель-фантаст Курт Сиодмак специально для Universal. Этот персонаж, в отличие от Дракулы или той же Мумии, не являлся героем конкретного произведения. При этом «Человек-волк» представил зрителям каноническую историю оборотня, который прежде был человеком, но подвергся нападению ночью и отныне вынужден искать способ совмещать две натуры внутри одного тела.
По сюжету, парень по имени Ларри Тэлбот, вернувшись домой, слышит байку об оборотнях, но не верит в нее – и вскоре встречается лицом к лицу с одним из них. Образ зубастого монстра здесь воплощает цыган (еще один «другой»), и чаще всего именно цыгане в кино и сериалах являются носителями «гена волка». Хотя мифы об оборотнях, волколаках и вервульфах есть у всех народов мира.
Фильм 1941 года получил несколько сиквелов-кроссоверов разного качества, один весьма слабый ремейк 2010 года и новое прочтение в сериале «Страшные сказки» (2014–2016), где роль оборотня исполнил Джош Хартнетт.
«Человек-волк» 1941 года был достаточно популярен, чтобы вызвать поток фильмов разного жанра про то, как опасно гулять при полной луне. Однако Вторая мировая война (1941–1945) и Розуэлльский инцидент (1947), связанный с предполагаемым крушением НЛО, сильно повлияли на кинематограф 1950-х. Так что теперь волк все чаще становился героем фантастики. Отличный тому пример – «Оборотень» (1956), где двое ученых спасают человека от гибели после автокатастрофы при помощи сыворотки на основе волчьей крови. Так, впервые оборотень появляется в результате лабораторного эксперимента, а не укуса или наследственности.
«Я был тинейджером-оборотнем» (1957) так и вовсе отталкивается от психологических проблем. Главный герой – чересчур вспыльчивый подросток, который вечно попадает в неприятности. Он вынужден обратиться к психиатру, который лечит мозговые травмы при помощи гипноза. Доктор, в свою очередь, видит в парне непаханое поле для экспериментов, которые, конечно же, включают введение некой сыворотки и пробуждение первобытных инстинктов.
В середине XX века образ оборотня как Другого достигает кульминации в фильме «Проклятие оборотня» (1961). Главный герой – сын немой дочери тюремщика и бродяги, что уже проблема для социума. Парень был воспитан приемными родителями и до поры до времени не подозревал, кем является на самом деле. Но стоило ему повзрослеть, как он последовал зову генов и превратился в зверя. Однако теперь оборотень заслуживает сочувствия, ведь он не хочет слепо убивать и молит о смерти. Порой же ему нужна настоящая семья, как в телевизионном сериале «Семейка монстров» (1964–1966), где все эти чудные монстры в итоге предстают безобидными и даже милыми персонажами.
А вот к 1970-м зверь уже становится метафорой, как, например, в «Мальчике, который рассказывал об оборотне» (1973). Название отсылает к притче про мальчика и его ложь о волках, обернувшуюся трагедией. Центральный персонаж – парень, чей отец после нападения оборотня сам превращается в зверя. И конечно, способа с этим справиться нет, попытка спастись или спасти отца приведет к новому проклятию. Но суть не в этом: оборотень в фильме является аллегорией на «токсичную маскулинность», проблему современного общества, которая решается довольно медленно.
Что важно: оборотень – это не обязательно волк. Доказано «Людьми-кошками» (1942) Жака Турнера. Но такой образ не особо прижился, и когда Пол Шредер спустя 40 лет снял ремейк «Людей-кошек» с Настасьей Кински, тот не снискал большой любви, хоть и напомнил, что существуют не только люди-волки. Бывают и совсем дикие истории, как, например, «Комар-оборотень: охотник на нацистов» (2016), в котором после опытов герой превращается в комара человеческого размера и начинает убивать. В «Лунатиках» (1992) же и вовсе кошки предстают главным врагом оборотня, который между тем и на волка-то не похож, да еще сверхъестественными способностями обладает. Но все это не более чем «би-муви», эксплуатирующее образ несчастного зверя, чтобы завлечь зрителя.
1980-е стали временем экспериментов со спецэффектами, а вот жанр при этом развивался слабо. В 1980 году выходит лента «Вой» – из тех, что не полюбились ни зрителям, ни критикам, но породили с десяток сиквелов, появлявшихся вплоть до 2010-х. Как серия фильмов про ведьм «Колдовство» (1988), например. А сместить акцент с эксплотейшн-хоррора в сторону комедии удалось другой истории про волков – картине «Американский оборотень в Лондоне» (1981). Нелепые ситуации, в которые попадают герои, позволили жанру сменить направление и поместить в центр сюжета неуклюжих подростков, чего оборотням долгое время не хватало.
Кроме того, на фоне проходных ужастиков вроде «Серебряной пули» (1985) и «Зловещей луны» (1996) выделяется весьма занимательный подростковый ромком «Волчонок» (Teen Wolf, 1985), который продолжился одноименным сериалом в 1986–1988 годах. Героя на этот раз никто не кусал: он просто оборотень по наследству и старается быть хорошим независимо от облика. Что интересно, есть и обновленная версия этой истории – сериал все с тем же названием Teen Wolf (2011–2017), который, однако, у нас локализовали как «Оборотень».
В центре сюжета на этот раз оказался укушенный спортсмен, легенда школы. А его приключения стали основой для многочисленных фанфиков, потому как все в этом проекте сложилось удачно: подходящее время (вампиры и оборотни на пике популярности), удачный актерский состав и занимательная, спроецированная на подростковую аудиторию история о разнообразных монстрах, с которыми борется «добрый волк». Можно сказать, что это волчий ответ «Дневникам вампира», которые стартовали чуть раньше, в 2009-м, и долгое время были в топе романтических хоррор-сериалов.
И конечно, нельзя не упомянуть действительно хороший романтический хоррор «Волк» (1994), где главные роли исполнили Джек Николсон и Мишель Пфайффер. Этот фильм обозначил переход от среднего качества ужастиков и триллеров в сторону качественного кино, где на первом месте остаются человеческие чувства. Но, помимо «Волка», в 1990-е практически ничего ценного не выходило, а потому эта лента скорее исключение из правил, нежели часть паттерна.
2000-е – это эра «великого противостояния» вампиров и оборотней в кино и сериалах, апофеозом которой можно назвать сагу «Сумерки» (2008–2012). Помимо популярности красавчика, способного превращаться в волка, на эволюцию жанра повлияло и развитие CGI. Теперь-то есть где разгуляться и кровопийцам, и зверям-убийцам. И вот, пожалуйста: выходит целая серия фильмов о противостоянии двух кровожадных рас. Франшиза «Другой мир» (2003–2012) с Кейт Бекинсейл о войне и последующем объединении вампиров и оборотней. «Ван Хельсинг» (2004) с Хью Джекманом и все той же Кейт Бекинсейл – об оборотне как единственном способе уничтожить Дракулу.
Но и романтизация волков идет вовсю: «Кровь и шоколад» (2006) рассказывает о девушке-оборотне, влюбленной в простого смертного. Франшиза «Сумерки» предлагает оборотня в качестве нового романтического интереса бедовой дамы. Однако и другая, комедийная версия истории оборотня существует параллельно с трагично-романтичной. Как «Томми-оборотень», сериал, выходивший в начале 2000-х, так и «Оборотни» (2005) с Кристиной Риччи и Джесси Айзенбергом в центр сюжета помещают непутевых подростков, которые и так-то с пубертатными порывами справиться не могут, а тут еще и превращение в зверя…
Однако жанр продолжает развиваться и дальше. Британский сериал «Быть человеком» (2008–2013) и его более удачный американский собрат (2011–2014), снятые по одноименному роману, селят под одной крышей оборотня, вампира и призрака. И миллион проблем в придачу, с которыми сверхъестественные друзья справляются вместе. Главный посыл: быть человеком гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, и люди нечасто бывают лучше зверей. Драмы о простых людях снимают постоянно. Теперь же за счет типичных проблем, помноженных на два, оборотни (да и другие мифические существа) становятся героями драмы в квадрате. Как тут не посочувствовать?
В 2010-х взаимодействие оборотней с другими существами становится главной темой. «Страшные сказки» (2014–2016) помещают в центр сюжета целую команду отщепенцев: тут и ведьма, и Виктор Франкенштейн с его монстрами, и оборотень, и Дориан Грей. И все они борются со злом, представая в некоем героическом образе. Не супергерои, но, если повезет, могут спасти пару жизней. Через образ опасного зверя, которого необходимо истребить, жертву опытов и романтический интерес оборотень добрался наконец до возможности делить экран с прочими персонажами как полноценный участник событий. А в 2020-х и вовсе стал метафорой психологических проблем.
Новая эра оборотней на экране уже наступила: теперь это не способ запугать зрителей, не эксплотейшн с литрами крови и бесконечной охотой вперемешку с сексом. Оборотень в кино работает как лакмусовая бумажка: как общество сейчас относится к Другим. Это, пожалуй, даже не индикатор – скорее надежда на то, что взаимоотношения «нормального» и «другого» наконец изменятся, уступив потребности людей друг в друге. Оборотень теперь – стопроцентная метафора проблем человека: расставание, одиночество, непохожесть на остальных… И что же, охота отменяется? Вполне возможно. Но не на всех.
«После полуночи» (2019), продюсерский проект Мурхеда и Бенсона, представляет появление оборотня как метафору расставания. Герой не знает, что за дверью, и ему страшно идти дальше. Ему кажется, что «нечто» нападет – и он не справится, не выживет. Выглядит поначалу все как мистический хоррор, однако чем дальше – тем очевиднее: волк олицетворяет боль, которая готова разорвать сердце Хэнка.
Другая история – «Оборотень» (2020) Джима Каммингса, где охоту на зверя ведет нервный и не самый адекватный шериф Маршалл. И он кажется гораздо более неприятным типом, нежели неведомое существо, которое истребляет местных жителей. В плохом свете предстают и охотники на волков в мультфильме гениального ирландского аниматора Томма Мура «Легенда о волках» (2020). Но в этой доброй сказке борьба, которой суждено закончится миром и любовью, представлена противостоянием людей и природы. Так что оборотни скорее олицетворяют лес, который вырубают, реки, которые мельчают, и так далее.
Еще один мультфильм, «100% волк» (2020), и вовсе «снижает планку»: главный герой Фредди Люпин вырос в семье оборотней, но в момент превращения почему-то стал… пуделем! Как говорится, «живи теперь с этим», но дело-то не во внешности (потому что в новом дайверсити-мире иначе нельзя), а в состоянии души. Внутри он волк? Волк. И все, какие могут быть вопросы. Конечно, герою еще предстоит отстоять свое право остаться в семье зубастых и лохматых. Но когда ему это удастся, выбора у родичей не будет.
Есть и другой способ перевести оборотня в «нормальную плоскость»: сделать его женщиной. Так было в не самом удачном хоррор-сериале «Укушенная» (2014–2016), где героиня оказалась единственной женщиной-оборотнем во всем мире, вынужденной по-тихому спасать его от зла. И так было в недавней хоррор-комедии «Оборотни внутри» (2021), где милый лесной рейнджер сначала противостоит зверю, а затем выясняет, что это – очаровательная девушка, с которой почти случился «мэтч». Да и самой девушке рейнджер понравился, но он выбрал, к счастью для изрядно истребленного населения города, светлую сторону.
Есть и совсем уж жесткая версия современного оборотня, как, например, драма «Волк» (2021). Фильм рассказывает о юноше, который считает себя зверем, но заперт в человеческом теле. А это тело заперто в психиатрической клинике с нестандартными и весьма жестокими методами лечения. «Обещай, что попытаешься исправиться», – говорят родители парню. Каждое десятилетие человечество обнаруживает очередного Другого, ополчается против него, репрессирует или истребляет, а затем всячески извиняется, добавляя новые нормы.
Однако фильм Натали Бьянчери смещает акценты с непригодности Другого для жизни в обществе и ополчения этого самого общества против его «неправильного» или «странного» поведения в сторону самоощущения Другого. Им сложно быть собой-зверем и еще сложнее быть собой-человеком. Если парень считает себя белкой, его заставляют лезть на дерево, и эта шоковая терапия призвана напомнить бедняге, что он не может быть тем, кто он есть, тем, кем он себя считает.
В конкретном фильме волк через насилие должен стать «нормальным человеком», но кому это нужно – обществу, ему самому или родителям, которые его не принимают? Фильм-рассуждение о гипотетической ситуации, может, и не обладает особыми художественными достоинствами (хотя игра Джорджа МакКея – предмет отдельной беседы), но обозначает начало нового времени для оборотней и людей-волков в кино.
Новейший в данном случае пример – мини-сериал «Волк как я» (2022), премьера которого прошла в январе тихо и незаметно. Проект поднимает проблему одиночества – человека, волка, живого существа, которому нужны любовь и тепло, возможность доверять хоть кому-то. При этом разница между героями минимальна: девушка-оборотень по понятным причинам ни с кем не сближается, парень тоже ни с кем не сближается, но из-за смерти жены. И его дочь ни с кем не сближается, потому что дистанцию выстроила гиперопека отца и, собственно, смерть матери. В итоге все они – одинокие волки. И если они это примут – в первую очередь в себе, то никакие подлунные превращения не помешают их совместному счастью.
Что интересно, в этом сериале не найти и капли эзотерики: все очень приземленно, с обычными семейными встречами, бытовыми неурядицами, посиделками в баре. Нет необходимости отвлекать зрителя эффектами, это уже попросту не нужно.
Но что будет дальше, сказать сложно: за последние 100 лет оборотень в кино прожил сотню жизней, как правило, не самых приятных. Теперь он наравне с нормальными людьми сталкивается с обыденными проблемами, и, кажется, этого зверя уже никто не хочет истребить. Ведь он может себя контролировать – и делает это лучше многих людей.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…