Кино

«Обнаженная муза Пьера Боннара»: Счастливый билет в пасторальное лето

В прокат выходит «Обнаженная муза Пьера Боннара» – двухчасовое кино с нескромным названием, которое надо смотреть именно в межсезонье, когда ужасно хочется увидеть наконец голубое небо, ласковую зелень и солнечные блики на глади воды, но городские пейзажи представляют собой вариацию пятидесяти оттенков серого. Кажется даже, что если сесть поближе, по заветам «Мечтателей», можно почувствовать в волосах легкий ветерок и услышать плеск неспешной Сены.

В коммуну чуть севернее Парижа подающий надежды художник Пьер Боннар и его муза Марта переедут неожиданно. Впрочем, внезапным в их жизни окажется многое: даже первая встреча на улице будет похожа на вспышку. Турбулентное начало отношений режиссер Мартен Прово подчеркивает резким монтажом. Просьба попозировать и приспустить корсет. Отказ. Поцелуй. Пощечина. Ответный поцелуй. Приступ астмы. Совместная жизнь.

Постановщик, которому не впервой снимать кино про художников, максимально честен и откровенен как со своими героями, так и со зрителями. Первых он изучает под микроскопом: раз за разом берет крупные планы – глаза, пальцы, плечи. Вторым без прикрас показывает городской и провинциальный быт. Несмотря на то, что картина охватывает сразу нескольких периодов – от конца Прекрасной эпохи и начала Первой мировой до фашистской оккупации, – на жизнь влюбленных они влияют самым тривиальным образом.

Так, с приходом войны Марта жалуется на то, что в городе стало сложно достать мясо, а в более счастливые годы Пьер покупает возлюбленной настоящую ванну – большую роскошь по тем временам. «Мы живем самой обычной жизнью», – говорит Марта одной из любовниц Пьера. И нисколько не кривит душой. Эта простота находит отражение и в знаковых картинах Боннара, которые многие – за счет той самой откровенности – до сих пор считают слишком смелыми.

Марта действительно сбрасывает одежду без колебаний – легко считываемая метафора того, что она готова отдавать всю себя без остатка. При этом она способна и наслаждаться моментом: сцены, в которых совершенно нагие Пьер и Марта носятся по своему уединенному саду – воистину их личному Эдему, – просто не могут не вызвать улыбки. 

Этой удивительной, гипнотической близостью, не только физической, но и духовной, «Обнаженная муза» наполнена до краев. Казалось бы, любви от первого взгляда и до гробовой доски не бывает. Но то, каким счастьем наполнены глаза тех, кто на своем примере доказывает обратное, завораживает. И в то же время это кино не обнадеживает пустыми иллюзиями: жизнь – далеко не безмятежная сказка.

Прово концентрируется на отношениях влюбленных, заставляет их отражать друг друга, замыкаться в своих чаяниях и обидах. Один из основных вопросов, на которые режиссер пытается дать ответ, – каково быть музой не просто творческого, но и талантливого человека? Иногда кажется, что Пьер любит не саму Марту, а ее образ, который он неспособен выкинуть из головы. В один день он сидит подле нее, пока не пройдет мучительный приступ и она не уснет в его объятьях. В другой – игнорирует реального человека, поскольку создает его бессмертную версию на очередном полотне.

Но все проходит, и это пройдет: Боннар обретет и зрелость, диктующую единственный правильный выбор, и ответственность. В его случае та будет сопровождаться подспудной виной, и то, с каким смирением он ее примет, выдаст в нем эволюцию не чувств, но характера. Марте тоже придется непросто: переоткрыть себя она сможет, только вынужденно отдалившись от любимого человека.

Поскольку «Обнаженная муза» представляет собой художественное переосмысление фактов, в картине немало эмоциональных взрывов, которые призваны не только обозначить неразрешимые конфликты, но и разрядить обстановку. Одно удовольствие наблюдать за тем, как взрослые и уважаемые люди, герои эпохи, поддаются чувствам: вот Жан Вюйар не может сдержать сентиментальной слезы, вот Клод Моне, в прямом смысле скрепя сердце, признается, как сильно любил почившую супругу, а вот Мися Серт, хозяйка престижнейшего литературного салона, кричит от бессилия прямо посреди зацветшей реки.

Эта экспрессивность забавно контрастирует со зрелой, психологически выдержанной игрой ведущего дуэта: и в Сесиль де Франс, и в Венсане Макене подобный надрыв тоже присутствует. Но из-за того, что произрастает глубже, он выражается куда серьезнее. Не меньше поражает и их умение менять возраст: если поздние сцены тяжеловесны в том числе за счет грима, то глядя на молодых Пьера и Марту сложно поверить, что играющим их актерам не 20 лет, а 45.

Чистым бриллиантом выглядит и Стэйси Мартин: она играет прехорошенькую студентку, которой Боннар увлекается настолько, что увозит в Рим – жениться.

Игра со светом и пространством, простые, но красивые метафоры, атмосфера сокровенности и при этом возвышенности отлично сглаживают острые углы непростой для восприятия истории, растянувшейся на 50 экранных лет. Кому-то она может показаться затянутой, но от всеобъемлющего произведения сложно ждать клиповой краткости. Наконец, любопытно то, что российская локализация отражает суть картины куда ярче, чем невзрачные «Пьер и Марта Боннар». Хотя и оно имеет право на существование: это действительно история про них обоих. Художника и его главную музу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Хищник: Планета смерти»: Перезагрузка мифа о монстре без маски

Когда после бодрой «Добычи» у вселенной «Хищника» выросли новые крылья, никто особенно не сомневался, что Дэн Трахтенберг снова рванет в…

3 часа назад

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

16 часов назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

17 часов назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

22 часа назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

23 часа назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

1 день назад