Шайа ЛаБаф и Дакота Джонсон помогают парню с синдромом Дауна стать рестлером.
Главный герой — 33-летний Зак, который родился с синдромом Дауна (Зак Готтзаген). Он сбегает из дома престарелых, чтобы добиться своей мечты — стать профессиональным рестлером. Добравшись до небольшой пристани, парень решает подремать в лодке, куда вскоре запрыгнет спасающийся бегством рыбак Тайлер (Шайа ЛаБаф), озлобленный на весь мир. Тем временем на поиски Зака отправляется его воспитательница Элеанор (Дакота Джонсон). Но она не единственная, кому позарез понадобилась эта парочка.
«Арахисовый сокол» тронет даже самую заскорузлую аудиторию, но он вполовину не так трогателен, как история его производства. Исполнитель главной роли Зак Готтзаген — профессиональный актер с синдромом Дауна. Он играет с трех лет и всю жизнь мечтал быть кинозвездой. Режиссеры-дебютанты Тайлор Нильсен и Майк Шварц, встретив Зака в творческом лагере для актеров с инвалидностями восемь лет назад, поддались его обаянию и решили помочь. Постановщики мало рассказывают о том, как несладко им пришлось на питчингах. Их мытарства закончились, когда за фильм взялись продюсеры Альберт Бергер и Рон Йеркса, которые выпустили инди-хиты «Маленькая мисс Счастье», «Руби Спаркс» и «Громче чем бомбы». Благодаря им, в фильме появились крупные актеры: Шайа ЛаБаф, Дакота Джонсон, Джон Хоукс, Брюс Дерн, а еще настоящие рестлеры Джейк «Змей» Робертс и Мик Фоули.
Съемки фильма сопровождались скандалом. В городке Саванна (штат Джорджия), Шайю ЛаБафа арестовали за публичное распитие спиртных напитков. По интернету разлетелась любительская запись, где ЛаБаф бешено сопротивляется, отпуская расистские комментарии в адрес полицейских. Его судили, собирались незамедлительно отправить на принудительную реабилитацию, но актер уговорил суд подождать, пока не закончатся съемки «Сокола». После инцидента ЛаБаф пообещал Заку, что до конца съемок пить не будет. Спустя два года Шайа все еще не пьет. Обсуждая во время реабилитации самые значимые события своей жизни, он написал сценарий, который отправил своей подруге Альме Харель. Вместе они сняли полуавтобиографический фильм «Лапочка», про который поговаривают, что он вполне может претендовать на «Оскар».
«Арахисовый сокол» — очаровательное роуд-муви в лучших традициях «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена, которые у нас читают в раннем детстве, а в Америке называют первым великим американским романом. Так же, как Гек и его друг Джим сплавлялись по реке Миссисипи, наши герои собирают плот, чтобы огибать омуты безнадежности и одиночества на пути к школе рестлеров, о которой мечтает Зак. Так же, как Гек отказывался быть воспитанником в приличном доме, Зак не желает сидеть в доме престарелых, потому что так решил какой-то чиновник, который его в глаза не видел. Все герои хотят нормальной жизни, что в их представлении означает добиваться цели и быть вместе.
Герой Шайи ЛаБафа не расстается с ружьем, на прикладе которого написано: «Главное — семья» (Family first). В «Арахисовом соколе» на место традиционной модели семьи приходит идея семьи приобретенной — друзья-товарищи, во взаимоотношениях которых нет места стереотипному ролевому распределению «мама, папа, ребенок». Все равны: и вроде бы взрослый Шайа ЛаБаф, который и в фильме, и в жизни принимает порой неправильные решения; и героиня Дакоты Джонсон, которая быстро перестает храбриться, что она что-то особенное про Зака понимает; и искренний Зак, которому хуже горькой редьки надоели жалость и опека, как и круглосуточная нянька в доме престарелых.
Несмотря на то, что это первая работа режиссеров и исполнителя главной роли, фильм получился и смешным, и целостным, — он только выигрывает от того, насколько это личная история. А еще «Арахисовый сокол» появился в нужное время. На волне четырех «Оскаров», которые получила «Форма воды» Гильермо дель Торо о любви немой женщины и человека-амфибии, люди с инвалидностью начали активно обсуждать, как они представлены на экране. Лучший инструмент — статистика. За всю историю «Оскар» за актерскую работу получили только четыре актера с заметной инвалидностью. При этом 59 актеров были номинированы на Оскар за фильмы, где они изображали людей с инвалидностью. 27 из них в итоге получили награду. Нильсону и Шварцу пара голливудских студий тоже предлагали финансировать фильм при условии, что на роль Зака возьмут «нормального» актера.
«Арахисовый сокол» пытается вывести людей с синдромом Дауна из гетто, но попадает в ту же ловушку, что и некогда «Человек дождя». Фильм Барри Левинсона буквально за ночь добился для людей с аутизмом того, что не сделала бы ни одна национальная кампания. «Человек дождя» взял четыре «Оскара», но при этом закрепил очень специфический образ человека с аутизмом. Хоффмановский Рэймонд Бэббит — романтизированный гений с синдромом саванта, обладающий феноменальными способностями. Зак — тоже не так-то прост, и если в краткосрочной перспективе это безусловно работает на эмоциональный катарсис у счастливого зрителя, то в долгосрочной — подтасовывает заявленную идею инклюзивности в угоду кинематографичности.
Для отечественного кино это все еще недосягаемая планка. Российские фильмы о людях с инвалидностью сопровождаются пугающим апломбом. В общественном сознании люди делятся на «нормальных» и «ненормальных». У «нормальных» пытаются вызвать чувство вины и вешают ярмо моральной ответственности. В лучшем случае это будет «Класс коррекции», где с девушкой на коляске произойдет все худшее, что можно вообразить,. Но это хотя бы будет критическое высказывание. В худшем — получится фильм «Временные трудности» — сказ о том, что детский церебральный паралич можно вылечить кнутом, причем без пряника.
Точно так же, как Нильсон и Шварц внимательно слушают Зака, пока он старательно проговаривает ответы на вопросы интервьюеров, фильм вглядывается в детали его отношений с Тайлером и Эленор. Все этапы, через которые проходит товарищество главных героев: совместное нащупывание границ, тревожные реверансы, а потом искренность и близость, разговоры «глаза в глаза» и неисчерпаемое чувство юмора. Некоторые сцены были записаны тайком: например, те, где ЛаБаф учит Зака плавать, или как они толкают найденные стога сена, кидаются арбузом, да и просто сидят рядышком и смотрят на реку. Все очень естественно, никакой фальши.
- «День восьмой» — за этот фильм актер с синдромом Дауна Паскаль Дюкен на пару со своим экранным напарником Даниэлем Отоем получил Каннскую пальмовую ветвь;
- «Сейчас или никогда» — ответственная гей-пара берет на воспитание ребенка с синдромом Дауна;
- «Кафе де Флор» — Ванесса Паради учится любить и отпускать своего сына с синдромом Дауна.
«Арахисовый сокол» в российском прокате с 24 октября.
Комментарии