Кино

Новый взгляд на историю «Мастера и Маргариты»

«Мастер и Маргарита» Михаила Локшина переносит зрителей в альтернативную Москву, где кипит нескончаемая стройка. Конкретный год определить сложно в силу многих факторов (актеры называют экранный антураж «миром построенного социализма»), но литературные и социальные подсказки указывают на конец 1920-х. Слом эпох, меняющиеся правила, осторожные шутки про Соловки и мрачные – про раскулачивание. Амбициозному драматургу (Евгений Цыганов) светлое будущее готовит крах карьеры: его пьесу про Понтия Пилата изымают из печати, театральную постановку снимают в день премьеры, а самого писателя с позором изгоняют из Союза литераторов.

Все, что ему остается, – ловить сочувственные взгляды коллег и ждать дня, когда перестанет хватать денег на оплату писательского рая. Рай, конечно, окажется из пословицы про милого и шалаш: несмотря на все беды, в уютном арбатском подвальчике Мастер вместе со своей Маргаритой (Юлия Снигирь) проведет немало счастливых дней. С шампанским на скромный завтрак и в атмосфере удивительного душевного спокойствия, которое он впоследствии будет искать повсюду, – в том числе и на страницах собственного романа. Любовь и литература если и не спасут мир, то точно сработают сообща. Для пущей наглядности предусмотрена постельная сцена на рассыпавшихся томах классиков.

Несколько лет назад режиссер Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор выпустили «Серебряные коньки» – наполненную предощущением революции романтическую сказку, чье действие разворачивалось в канун XX века. В «Мастере и Маргарите» новое время несется во весь опор, и исторические вехи создатели часто ужимают до символов и лозунгов. Некоторые из них спорные – в том числе и потому, что их интерпретация далека от классической трактовки.

Например, у эскапизма Мастера совершенно другое настроение: глубоко разочарованный герой теперь пытается играть в бога. Личные счеты он сводит даже не в воображении, а на страницах своего романа. И в психиатрической лечебнице оказывается не только из-за гнетущей безысходности своего положения, но и из-за мрачных угроз, которые в реальной жизни легко спутать с горячечным бредом. Но вот в его собственной вселенной они легко осуществимы – и в глаза бросается не столько отчаяние героя, сколько его беспощадная злость. По совершенно иной, чем в романе, причине Мастер сжигает и первую рукопись.

А еще его с возлюбленной объединяет острое неприятие системы: даже забавную, явно ретроспективную отсылку к «Веселым ребятам» он всего парой слов превращает в циничный выпад. Ей же ненавистен и опостылевший муж, и связанная с его положением среда: роковая встреча с Мастером происходит на военном параде, вида которого оба не могут вынести. Да, это по-прежнему Тверская, да, в руках у Маргариты все те же «тревожные желтые цветы», но атмосфера на улицах царит иная.

При этом и Локшин, и Кантор демонстрируют отличное владение литературным и документальным материалом. Которым в итоге распоряжаются весьма вольно – дисклеймер о том, что герои вымышлены, в конце титров все же присутствует. С психологической достоверностью, в отличие от художественности, тоже возникают трудности: пороки современников Булгаков обличал, но ярым диссидентом не был и под 58-й статьей тем более не ходил.

С другой стороны, тем интереснее обратить пристальное внимание на реальную фигуру писателя и то, что в его жизни действительно были допросы и сожженные рукописи, мысли об эмиграции и даже работа либреттистом. Пьесы про Пилата не было – зато были «Кабала Святош», «Дни Турбиных», «Бег», «Багровый остров» и «Зойкина квартира». Весь вопрос в том, как далеко авторы готовы зайти, чтобы передать радикализованные смыслы и настроения. Где-то оправданные, хотя бы контекстуально, где-то – нет. 

Что им несомненно удается – так это переходы из одной реальности в другую, с которыми так ловко управлялся писатель. Это чередование придает продолжительному фильму динамику и не дает зрительскому интересу ослабнуть. Главная интрига в том, какая версия героев сейчас на экране – условно настоящая или условно фэнтезийная. Возможность разграничить эти плоскости выпадает в первую очередь актерам. И если Мастер и Маргарита примерно равнозначны в своих порывах (Цыганов привычно хорош, Снигирь – смела до безумия), у остальных еще больше пространства для маневра.

Аугуст Диль в роли Воланда говорит и по-русски, что заметно по артикуляции, и по-немецки. Когда нужно, выглядит абсолютно зловеще, когда нужно – почти безобидно: лукавый взгляд, хитрая улыбка. Но магнетизма у немецкого актера все же недостаточно, несмотря на весь талант, – слишком уж силен культовый статус его персонажа.

Зато степень инфернальности зашкаливает у Азазелло (Алексей Розин), которому лишний раз даже не требуется открывать рот. Коровьев (Юрий Колокольников) смотрится клоуном из ада, который даже не думает о том, чтобы хоть как-то вписаться в происходящее, а Бегемот оказывается скорее милым дополнением к любовной истории: к сожалению, больше, чем пары обязательных реплик – про спирт и примус, – от него ждать не стоит. Неожиданно хорош Марат Башаров (Степан Лиходеев), которому достается парочка ярких похмельных сцен. Освежающий образ и у Игоря Верника (Жорж Бенгальский), который в новой версии вырос от конферансье до большого драматического артиста. В кавычках или нет – решать зрителю. 

Визуально фильм выдающийся – сказываются и бюджет, и внимание к мелочам, и большое количество графики, и, конечно, мастерство оператора (Максим Жуков снимал «Спутник», где советская эстетика тоже играла важную роль, и дилогию «Майор Гром»). Бурная эклектика объединяет все уровни – разудалые джазовые вечеринки  сменяются ужасами карательной психиатрии, цирковая вакханалия – удивительной сдержанностью сатанинского бала (точнее, встречи многочисленных гостей). Советский монументализм здесь не просто возведен в абсолют (многие здания – под стать колоссальному Дворцу Советов), но и скрещен с ретрофутуризмом: небесные просторы бороздят дирижабли и аэростаты. Грандиозным – под стать замыслу – оказывается и пожар в нехорошей квартире, оставляющий такое же нехорошее, пепельное послевкусие.

Взрослый рейтинг 18+, способный повредить сборам, обязателен: помимо обнаженной Маргариты, в картине есть как просто мрачные, так и довольно кровавые эпизоды. А вот едкую булгаковскую сатиру слишком часто сменяет циничный тон – как показывает практика, баланс между иносказанием и банальным очернением удается выдерживать все же очень немногим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

14 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

17 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

19 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

1 день назад