Кино

Нолан, Вильнев, Грамматиков и другие режиссеры, которые не против ИИ

Ранее мы рассказывали о режиссерах, которые критически относятся к внедрению машинных алгоритмов в креативные процессы. А теперь приведем яркие примеры по другую сторону баррикад. Тем более что за прошедшее время некоторые представители этой творческой профессии не просто успели изменить свое мнение о новейших технологиях, но и заделались настоящими пионерами отрасли.

Кристофер Нолан

В числе тех, кто предпочитает возглавить процесс, если его невозможно остановить, оказался Кристофер Нолан. Не сказать, чтобы ожидаемо – всего несколько лет назад он критиковал нейросети, особенно упирая на то, что компании используют их, «чтобы уклониться от ответственности за свои действия». Своего мнения по этому вопросу он не изменил, а вот отношение постановщика к машинным алгоритмам заметно потеплело. Настолько, что журнал Wired выпустил материал под провокационным заголовком, пародирующим название знаменитого фильма Стэнли Кубрика: «Как Кристофер Нолан научился не беспокоиться и полюбил ИИ».

В нем автор «Престижа», «Начала» и «Интерстеллара» пояснил, что опасность ИИ была очевидна ему с самого начала, особенно в контексте политики, экономики и социальной жизни, однако журналисты «начали трубить о проблеме, только когда выяснилось, что их самих может заменить чат-бот».

«Я настроен оптимистично и говорю об этом со всей серьезностью. Подобные технологии – это колоссальный шаг вперед в области визуальных эффектов и возможностей работы со звуком. В долгосрочной перспективе появятся замечательные вещи, связанные с объединением огромного количества данных о том, как выглядят предметы и как свет реагирует на материалы, – рассуждает Нолан. – Но мы должны рассматривать ИИ как инструмент, а не наделять его какими-то божественными качествами – ложных идолов человечество создает на протяжении всей своей истории. Если мы придадим ИИ статус человека, как мы когда-то юридически сделали с корпорациями, то у нас будут огромные проблемы».

Однако от ответа на прямой вопрос режиссер, защищающий применение ИИ в кинопроизводстве, уклонился: «Я снимаю по старинке, на пленку. И стараюсь дать актерам полную реалистичность происходящего. Моя позиция относительно технологий в контексте моей работы заключается в том, что я хочу использовать технологии там, где они наиболее эффективны».

Даррен Аронофски

Даррен Аронофски и вовсе превратил ИИ в бизнес-стратегию: он запустил компанию Primordial Soup («первичный бульон» – термин, введенный советским биологом Александром Опариным, который выдвинул теорию о возникновении жизни на Земле через постепенную химическую эволюцию молекул, содержащих углерод). Цель предприятия – расширение возможностей кинематографистов с помощью творческих инструментов на основе искусственного интеллекта.

Для этого было налажено партнерство с исследовательской группой Google DeepMind, предоставляющей ранний доступ к инструментам для создания видео на основе генеративного ИИ. Они уже помогли снять несколько короткометражных фильмов – Ancestra Элизы Макнитт даже попала на престижный фестиваль Tribeca.

При этом Аронофски заявил, что его цель в компании сделать так, чтобы ИИ служил творческим инструментом для кинематографистов, а не заменой традиционного кинопроизводства:

«После братьев Люмьер и революционного изобретения Эдисона кинематографисты раскрыли силу кинокамеры. Более поздние технологические прорывы – звук, цвет, визуальные эффекты – позволили нам рассказывать истории способами, которые раньше были невозможны. Сегодняшний день не стал исключением. Сейчас самое время изучить эти новые инструменты и адаптировать их для будущего повествования».

Джордж Миллер

Не меньше удивил общественность Джордж Миллер – еще один постановщик, известный использованием практических эффектов на своих съемках (чего только стоят трюки посреди африканской пустыни на производстве «Безумного Макса»). Он неожиданно выразил желание поучаствовать в локальном кинофестивале Omni 1.0 AI, посвященном искусственному интеллекту. Причем в качестве члена жюри – этот шаг он оправдал «острым любопытством».

«Искусственный интеллект сегодня – это самый динамично развивающийся инструмент для создания движущихся изображений. Как режиссер я всегда ориентировался на новые технологии», – говорит Миллер.

А еще он называет появление ИИ гораздо более тектоническим сдвигом, чем принято считать: в философском разрезе, затрагивающем понимание самого процесса творчества:

«Все споры ведутся именно о балансе между человеческим творчеством и возможностями машин. И меня поражает, как эти споры перекликаются с более ранними этапами в истории искусства. Появление масляной краски дало художникам эпохи Возрождения свободу пересматривать и улучшать свои работы с течением времени. А в середине XIX века такую же бурную дискуссию вызвало появление фотографии. И пока она обретала самостоятельную форму, живопись продолжала существовать. Оба направления выстояли, навсегда изменив облик искусства. А искусство должно развиваться».

Тимур Бекмамбетов

Еще дальше пошел создатель «Елок» Тимур Бекмамбетов. И вот от него, не просто осваивающего новые технологии, но тут же пускающего их в ход, подобного стоило ожидать. Запатентованная им программа «Станиславский» пытается обучать ИИ, используя великий метод, который превратил Марлона Брандо, Джеймса Дина и Роберта Де Ниро в титанов экрана.

«Если персонаж с грустью смотрит в окно, я не скажу ИИ: «Он грустит». В строке запроса я использую систему Станиславского и напишу что-то вроде: «Его собака умерла вчера, и закат напоминает ему о том, каково это – играть с ней в парке». Дело не в том, что вы хотите, чтобы персонаж сделал; важно дать ему карту того, как туда добраться», – объясняет свой замысел постановщик.

Алгоритм при этом многопользовательский – после загрузки сценария будущего сериала или фильма все причастные получают возможность не только взаимодействовать на единой платформе, но и давать ИИ указания по доработке. На создание и запуск «Станиславского» ушло $5 млн и более десяти лет работы. Презентация проекта должна состояться в считаные недели – как раз в разгар этической войны между большими студиями и не на шутку встревоженными профсоюзами.

«Уже слишком поздно – ИИ никуда не денется, поэтому нам нужно ответственно подходить к его обучению. Не думайте об ИИ как об ангеле или дьяволе, нужно сосредоточиться на том, как правильно им управлять», – повторяет мантру о сугубо инструментальной природе нейросетей Бекмамбетов.

Владимир Грамматиков

Владимир Грамматиков, создатель «Усатого няня» и «Мио, мой Мио», тоже взял на себя особую ответственность: режиссер собирается обучать премудростям управления ИИ молодое поколение. Об этом он заявил во время Российской креативной недели, где появился онлайн, поскольку как раз уехал на международный фестиваль детского кино «Хрустальный ИсточникЪ». А затем еще не раз повторил свои слова журналистам:

«Сейчас искусственный интеллект мощно входит в нашу жизнь, и нам нужно разрабатывать какие-то лоцманские карты, чтобы молодым людям, пришедшим в профессию, рассказать про искусственный интеллект, который может быть хорошим помощником для реализации твоих личных творческих планов. Я уже этим занимаюсь».

Кстати, на питчинге в Фонде кино, где Владимир Александрович представил свою новую картину «Добрая сказка», было заявлено об использовании искусственного интеллекта для омоложения Артема Быстрова в фильме «Костя» – предполагается, что в проекте Александра Баршака артист сыграет Константина Еременко.

Алексей Учитель

О попытках расширить диапазон инструментария искусственного разума говорит и Алексей Учитель:

«Мы только вступаем в историю с ИИ в кино. Я вот рассказывал, что взять талантливую актрису и заменить ее лицо искусственным интеллектом невозможно. Это проблема, потому что молодые таланты нужно продвигать. С другой стороны, искусственный интеллект мы применяем и в поиске локаций, и в создании постеров, и в редактировании заявок сценариев».

Константин Бронзит

Процесс освоения нейросетей наметился и в отечественной мультипликации: двукратный номинант на премию «Оскар» Константин Бронзит отмечает, что в его работах ИИ пока не использовался, однако все может измениться в любой момент.

«Мы не применяем искусственный интеллект, пока не понимаем, как с ним работать. Это просто инструмент. Когда-то ругали компьютерную графику – мол, душа мультфильма потеряется. Но ведь не потерялась. Важно, кто держит инструмент в руках. Если профессионал – будет искусство, если нет – получится ремесло», – считает режиссер.

***

Кадр из ИИ-фильма «Сладкая праздность»

Напоследок замолвим пару слов о продюсерах, чье влияние в индустрии нельзя недооценивать. Иногда масла в огонь подливают именно они, пусть даже из благих побуждений. Так, итальянец Андреа Иерволино, ответственный за фильмы «Феррари» и «Моди: Три дня на крыльях безумия», представил фильм, снятый первым в мире ИИ-режиссером. Программу он нарек FellinAI, а сама лента, как несложно догадаться, получила название «Сладкая праздность». Рассказывает она о мире, в котором машины уничтожили 99% рабочих мест. Новость вызвала бурную реакцию по всему миру, причем откликнулись на нее в первую очередь постановщики, заявившие, что машинный алгоритм никогда не заменит человеческого видения.

А вот продюсер Blumhouse Джейсон Блум вызвал шквал споров уже среди зрителей, заявив, что «потребителю все равно, смотрят они контент, созданный с помощью ИИ или нет». В доказательство этих слов студия объявила о партнерстве с Meta (признана экстремистской организацией на территории России) с целью тестирования инструментов генеративного ИИ для кинопроизводства. О подобной сделке объявила и OpenAI, создавшая ChatGPT. Компания объединяет усилия с продюсерскими компаниями в Лондоне и Лос-Анджелесе для создания полнометражного анимационного фильма преимущественно с использованием искусственного интеллекта.

Кроме того, крупные студии стараются выводить использование ИИ в легальное поле – насколько это возможно в данный момент. Так, Disney сначала создала группу для помощи в надзоре за использованием ИИ, а затем и вовсе заключила взаимовыгодное соглашение с OpenAI. Компания разрешила нейросети Sora генерировать видео с персонажами компании, включая популярные серии Marvel, Pixar и «Звездные войны». Разумеется, не безвозмездно, а с перспективой показывать их на своей платформе Disney+. Срок договора – три года, бюджет – $1 млрд, который будет направлен на разработку новых моделей ИИ. 

Таким образом Disney подал контрпример: ранее Warner Bros. Discovery подала в суд на компанию Midjourney, занимающуюся разработкой ИИ-изображений, за содействие массовому нарушению авторских прав. Чья стратегия окажется выигрышной – покажет время. Дивный новый мир нас только ожидает – и, как это и бывает, учиться в нем жить придется на ощупь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Жизнь в искусстве: Мастер-класс Светланы Дружининой

Талант, красота и работоспособность этой восхитительной женщины достойны всех возможных похвал. Режиссер и сценарист Светлана Дружинина активно делится с многочисленными…

52 минуты назад

«Сын плотника»: Николас Кейдж в хорроре по мотивам апокрифа

Николас Кейдж в роли Иосифа, который пытается воспитывать еще совсем юного Иисуса Христа, – это сразу заявка на успех и…

1 день назад

Умер режиссер Роб Райнер

Голливудского режиссера Роба Райнера и его жену Мишель обнаружили мертвыми в их доме в Лос-Анджелесе. Полиция нашла тела супругов с…

1 день назад

9 любопытных фактов о Юрии Колокольникове

15 декабря отмечает юбилей брутально-сентиментальный, харизматичный и невероятно энергичный Юрий Колокольников. Талантливому артисту, чья фильмография превышает сотню ролей, исполняется 45…

1 день назад

Было дело на Руси: 7 известных кинобогатырей

Русские богатыри приходили в кино не по графику, а по запросу времени. В одни годы зрителям требовался масштабный миф, и…

2 дня назад

Новогодние праздники в Губернском театре

Московский Губернский театр подготовился к встрече праздников заранее – новогодняя кампания на его подмостках стартует 26 декабря. Юных гостей театра…

2 дня назад