1999 год. У Никиты (Александр Метелкин) есть большая мечта – стать режиссером. Только возможности реализовать себя у молодого человека все не подворачивается. Вот и приходится Никите нести искусство в массы пока лишь только в качестве работника видеопроката. Но неожиданный диагноз ставит крест на планах героя – у него обнаруживают опухоль мозга.
Шансов на благополучный исход практически нет. Рефлексируя о жизни, Никите вспоминает об одном неоконченном деле. Еще в школе он со своими друзьями хотел посетить Маньпупунер, «гору идолов», где можно загадать желание. И сейчас наступило самое время, чтобы встретиться с давними приятелями и наконец-то закрыть гештальт.
В своем режиссерском дебюте Иван Добронравов предается размышлениям о том, что же такое счастье и как его достичь. Четверо главных героев некогда знали ответы на эти вопросы. Или хотя бы так считали. Но жизнь внесла свои коррективы в их мировоззрение. Никита несправедливо в мгновение ока лишился всего. Его товарищ Вадим (Антон Момот) мечтал стать военным, но вместо этого пристрастился к запрещенным веществам. Ольга (Татьяна Марахонич), бывшая Вадима, стремившаяся к стабильности и любви, терзается одиночеством. А добродушный Леха (Иван Федотов), у которого имеются шансы стать первоклассным адвокатом, страдает от панических атак из-за своего заикания.
Каждый из них отправляется в это путешествие не столько из-за ностальгии, сколько из-за желания найти решение собственных проблем. Причем возлагая большие надежды на якобы магические особенности Маньпупунера. Это наивное стремление молодых ребят переложить ответственность за собственное счастье на кого-то другого. И уральская природа дарит им необходимый катарсис. Правда, делает это в своей суровой и жестокой манере. То, что начиналось как веселое, чуть ли не беззаботное приключение, оборачивается самой настоящей борьбой за выживание. С густой атмосферой мистики и завораживающими красотами уральской местности. Добронравов умело сочетает разные жанры, при этом не теряя намеченного им ориентира.
В техническом плане мини-сериал – одно из главных открытий осени. Создатели провели хорошую работу с выбором локаций, реквизитом, дизайном и костюмами персонажей. Если, конечно, не учитывать мелкие недочеты, вроде ИИ-постеров в начале сериала. Операторская работа четко синхронизирована с действием. В «мирных» эпизодах камера выхватывает чудесные виды природы и вовсю старается зафиксировать притягательность безмятежности. Но с нарастанием напряжения меняется и операторская форма, которая переключается на крупные планы, нестандартные углы и динамичный монтаж. Что, в свою очередь, репрезентует внутреннее состояние героев. В такие моменты приключенческая драма обретает оттенки психологического триллера, а местами и хоррора.
Тут тебе и отшельническое настроение Роберта Эггерса с весьма колоритными персонажами. Чего стоит один только внушающий ужас браконьер, неотступно следующий за главными героями с винтовкой наперевес. И пугающее очарование таинственного леса, как в «Ведьме из Блэр», с аналогичными элементами псевдодокументалистики. И нарративные части, схожие с российскими «Топями», где главный герой тоже ищет спасение в русской глубинке.
Причем и формат «Маньпупунера» режиссер подобрал идеально. Пока другие презентуют многосерийные произведения с неизменно провисающей историей и хромающим темпоритмом, Добронравов снял емкую драму на четыре эпизода, избегая растекания мысли по древу и сохраняя нужный баланс. Сверхъестественное тут находит логичное объяснение, не оставляя зрителей без ответов. Ужас уравновешивается умеренной сентиментальностью и органичным юмором, а тяготы эпохи – ностальгией по былому и надеждой на светлое будущее.
1990-е, наркотики, смертельный диагноз главного героя, безумный маниакальный отшельник и поход по лесам Урала. С такими вводными вполне мог получится жесткий и депрессивный сериал, оставляющий после себя лишь тленное послевкусие. Вместо этого Добронравов берет на себя роль добродушного мудреца и напоминает о, казалось бы, прописных истинах, которые мы сегодня, к большому сожалению, словно начали забывать.
Что беда может прийти внезапно и коснуться любого. Что время скоротечно и важно ценить и наслаждаться каждым моментом. Что никто, кроме нас самих, не сможет исполнить наши желания и сделать нас счастливыми. Совсем необязательно ради этого осознания отправляться в опасное путешествие. Хотя Маньпупунер и правда манит своим необъяснимым волшебным великолепием. Может в нем действительно таится магическая сила?
Он хорошо знаком отечественному зрителю: 20 лет назад актер засветился в хите «Адъютанты любви», затем грянули «Сладкая жизнь» и «Мажор»,…
На 84-м году жизни скончалась Вера Алентова. Причиной смерти стал острый инфаркт миокарда: этим утром народной артистке РФ стало плохо…
Национальная Академия кинематографических искусств и наук России объявила список номинантов премии «Золотой орел» за 2025 год. Лидером по числу номинаций…
Театр имени Моссовета выпускает вторую премьеру за зиму – после «Макбета» Андрея Кончаловского пришла очередь другого классического произведения – «Трех…
В Екатерининском зале Кремля Президент России Владимир Путин вручил государственные награды российским артистам и общественным деятелям. В их числе –…
Настал черед самых лучших новогодних нарядов ever. Речь про уродливые рождественские свитеры, которые стали настоящим культурным феноменом. С чего все…