Фото: Mary Evans/ТАСС
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Орсона Уэллса, актера, режиссера и новатора. Даже если вы не погружены в историю кино, то наверняка хотя бы краем уха слышали о великом «Гражданине Кейне» или нашумевшей радиопостановке по роману Герберта Уэллса «Война миров». О том, как Уэллс стал легендой, «КиноРепортер» уже писал. Теперь рассказываем о любопытных незаконченных работах режиссера, среди которых нашлось место инновациям, неудачам и Дон Кихоту.
Уэллс всегда был склонен к разного рода творческим экспериментам. В середине 1930-х режиссер задумывал объединить театральную сцену и кинематограф. При участии труппы Mercury Theatre, основанной самим Уэллсом, постановщик хотел адаптировать комедийный спектакль Уильяма Джиллетта «Слишком много Джонсона». Действия артистов на сцене должны были чередоваться с отрывками из небольшого фильма. Его хронометраж составлял 40 минут: 20 из них были отведены на пролог, а две сцены по 10 минут должны были стать вступлениями для второго и третьего актов.
Уэллс снимал немое кино в лучших традициях комедийных фарсов Мака Сеннета, чтобы усилить юмор от погонь, дуэлей и конфликтов из оригинального произведения. В итоге производство заняло у команды 10 дней. Уэллс был очень доволен результатом: сразу же после съемок он закрылся в собственном номере отеля, чтобы как можно быстрее смонтировать ленту. Как вспоминали коллеги постановщика, Орсон оказался настолько поглощен процессом, что даже не заметил, как в какой-то момент в проекторе загорелась пленка. Но этот инцидент оказался самой незначительной бедой.
Во время постпроизводства Уэллс столкнулся с финансовыми проблемами. Сначала претензии возникли у актеров, которым изначально не заплатили за съемки. А после – с кинолабораторией, руководство которой отказалось предоставить обработанную пленку до тех пор, пока не получит деньги за работу. Уэллс также получил письмо из Paramount Pictures, в котором сообщалось, что правами на фильм «Слишком много Джонсона» владеет студия. Это означало, что публичная презентация фильма также потребует дополнительных трат.
Первоначально Уэллс планировал представить сценическую и киноверсию спектакля в одном из театров в Коннектикуте. Однако в ходе пробного показа режиссер обнаружил, что потолок театра слишком низок для показа фильмов. Премьера постановки состоялась 16 августа 1938 года без отснятых сцен. Далее информация разнится. Одни источники сообщали, что негативная реакция на премьеру сподвигла Уэллса полностью отказаться от работы. В то время как другие журналисты отметили, что интерес к необычной постановке был очень сильным. Так или иначе, киноверсия «Слишком много Джонсона» легла на полку, пока в 1970 году пожар в доме Орсона не уничтожил единственную известную полную копию фильма. По крайней мере, так полагали родственники режиссера и киноведы.
Однако неожиданно в 2008 году в Италии всплыла еще одна копия. Через несколько лет эксперты завершили работу над реставрацией ленты, и в 2013-м ее показали общественности. А спустя еще год Национальный фонд сохранения фильмов опубликовал полную версию картины в сети. Но только спустя 87 лет оригинальная задумка Уэллса претворилась в жизнь – 5 февраля 2015 года сценическая и киноверсия постановки были впервые показаны вместе в одном из театров Нью-Йорка.
В 1979 году Уэллс писал сценарий, основанный на двух рассказах датской писательницы Карен Бликсен – «Мечтатели» и «Отголоски». Помогала Орсону в работе хорватская актриса Оя Кодар, которая состояла в романтических отношениях с режиссером в последние годы его жизни. Одновременно с написанием сценария Уэллс приступил к поиску спонсоров фильма. И помощь пришла в лице компании Northstar Productions, основанной режиссером Хэлом Эшби. Орсон получил деньги для завершения истории, однако после того, как продюсеры прочли готовый сценарий, они отказались от дальнейшего финансирования.
Сам Уэллс успел отснять около 20 минут материала, а в качестве декораций он использовал собственный дом в Лос-Анджелесе. Кадры для «Мечтателей» состоят из двух фрагментов по 10 минут. Первый, черно-белый, показывает Уэллса в костюме и гриме голландско-еврейского торговца XIX века. Герой рассказывает историю Пеллегрины Леони, итальянской оперной дивы, которая таинственно исчезла после того, как потеряла способность петь. Вторую часть Орсон снял в цвете. В ней появляется Кодар в роли Пеллегрины, которая прощается со своим другом и рассказывает, что хочет начать новую жизнь.
Неизвестно, для каких целей Уэллс снимал эти сцены. Либо он планировал с помощью готового материала привлечь инвесторов, либо подготавливал почву для самостоятельный работы над фильмом. По воспоминаниям Кодар, Уэллс был готов приступить к полному производству даже после того, как сценарий отклонили BBC и Miramax. Однако оператор Гэри Грейвер, снявший вышеупомянутые эпизоды, как-то обмолвился, что постановщик не хотел самостоятельно вкладываться в фильм. Финансирования Орсон так и не нашел, и «Мечтатели» не увидели свет.
В 1969 году Уэллс связался с английскими комиками Тимом Брук-Тейлором и Грэмом Гарденом. Орсон остался в восторге от их скетч-шоу «Расширяя кругозор» и захотел сделать с ними совместный проект. Режиссер планировал снять короткометражный фильм, который, в свою очередь, должен был стать частью 90-минутного телешоу для CBS под названием Orson’s Bag («Сумка Орсона»). В него также бы вошли различные зарисовки и 40-минутная версия «Венецианского купца» Уэллса. Пригласив в команду еще одного комика, Билла Одди, с которым Брук-Тейлор и Гарден в будущем образуют трио The Goodies, постановщик приступил к съемкам.
Короткий метр состоял из 5 самостоятельных историй. В одной из них Орсон появлялся перед зрителями в образе Уинстона Черчилля, который отвечал на вопросы прессы приписываемыми ему остротами. Съемки шли без каких-либо существенных проблем, однако в 1969-м CBS прекратила финансирование проекта. Причина – давние споры Уэллса с властями США относительно его налогового статуса. Из-за этого Орсону пришлось недолго заниматься фильмом самостоятельно. Он отснял еще несколько эпизодов, но в итоге ему все же пришлось полностью остановить работу над лентой.
После смерти Уэллса в 1985 году все его незаконченные фильмы были завещаны Кодар, а та передала многие материалы режиссера в Музей кино в Мюнхене. В 1999 году благодаря усилиям реставраторов весь отснятый материал «Человека-оркестра» вышел как 29-минутный короткий метр, который впоследствии демонстрировался на многочисленных кинофестивалях. Отдельно этот контент на домашних носителях так и не выпустили. Частично отснятые сцены были использованы при создании документальных фильмов об Уэллсе.
В основу «Бездны» лег триллер Чарльза Уильямса «Мертвый штиль». Роман рассказывает о молодоженах, которые отправились на своей яхте в круиз по Индийскому океану и случайно обнаружили в одинокой шлюпке странного молодого человека. При работе над лентой Орсон подчеркнул, что хочет сделать не артхаусное кино, а проект, нацеленный на коммерческий успех. Так, главную роль в «Бездне» мог исполнить великий Питер О’Тул. Уэллс дал актеру ознакомиться со сценарием, который исполнитель роли Лоуренса Аравийского назвал «прекрасным». Но по неизвестным причинам О’Тул в картине так и не сыграл.
Съемки «Бездны» прошли у берегов Югославии в период с 1966 по 1969 год. Но и в этот раз Уэллс столкнулся с финансовыми и техническими проблемами. Работа над лентой становилась все более сложной, а сам Орсон все чаще уходил в себя. В конце 1960-х режиссер приступил к монтажу трейлеров и отдельных сцен, намереваясь так или иначе завершить многолетнее производство. Однако в 1973 году скончался исполнитель главной роли Лоуренс Харви, фактически поставив крест на картине, поскольку Орсону требовалось непосредственное участие актера.
Несмотря на проблемы, многие члены команды отзывались о съемках положительно. Например, исполнительница главной роли Жанна Моро вспоминала работу с Уэллсом как «фантастический опыт», а единственным катастрофическим моментом было то, что фильм, собственно, так и не вышел. Версия Орсона и правда так и не увидела свет, поскольку сохранились только две ее рабочие версии (черно-белая и цветная). Но зрители все равно смогли увидеть экранизацию романа. В 1989 году на широкие экраны вышел «Мертвый штиль» с Сэмом Нилом, Николь Кидман и Билли Зейном в главных ролях.
Великий долгострой Уэллса, над которым режиссер работал почти 30 лет. Изначально, в 1955 году, проект задумывался как получасовой фильм для CBS под названием «Дон Кихот проходит мимо». Вместо буквальной адаптации романа Мигеля де Сервантеса зрители должны были увидеть вольную интерпретацию произведения, в которой Орсон перенес главных героев в современность. Уэллс снял первую версию фильма в цвете, а на главные роли он пригласил Мишу Ауэра (Дон Кихот) и Акима Тамирофф (Санчо Панса). Однако вновь CBS не пришлось по душе видение Орсона. После того как представители канала отсмотрели неотредактированные кадры, они отменили проект. А Уэллс, в свою очередь, решил превратить оригинальную идею в полнометражный черно-белый фильм.
Орсон вложил в проект собственные средства, полученные с его актерских ролей, и деньги от инвесторов. Одним из них, к слову, оказался давний друг Уэллса Фрэнк Синатра, выделивший приятелю $25 тыс. Заменив исполнителя главной роли Мишу Ауэра на испанского актера Франсиско Рейгеру, Орсон приступил к съемкам. Готового сценария у режиссера не было, поэтому на площадке царил дух импровизации. Основная часть съемок проходила в Мексике в конце 1957 года. Но и после, спустя несколько лет, Уэллс доснимал отдельные эпизоды в Испании и Италии. Производство «Дон Кихота» затянулось настолько, что к концу 1960-х Рейгера попросил постановщика как можно быстрее завершить сцены с его участием, поскольку актер был серьезно болен. Уэллс успел закончить работу с Франсиско до его смерти в 1969-м, однако постановщик все еще не видел финальной формы собственного творения.
Концепции проекта со временем кардинально менялись, и из-за производственного ада Орсон до конца не понимал, чем же в итоге будет его версия знаменитого романа. Режиссер, уставший от постоянных вопросов журналистов о ленте, даже подумывал переименовать свое творение в «Когда вы закончите «Дон Кихота»?». До своей смерти Уэллс не терял надежды, что он когда-нибудь завершит работу над долгостроем.
Однако вместо него это сделали другие. Сначала в 1986 году в рамках Каннского кинофестиваля состоялась первая публичная демонстрация отснятого материала «Дон Кихота» (45 минут сцен и фрагментов из фильма, собранных архивистами). А в 1992-м испанский режиссер Хесус Франко выпустил фильм Уэллса, который он смонтировал самостоятельно. За два года до этого постановщик вместе с продюсером Пачи Иригойен приобрели права на часть сохранившихся кадров «Дон Кихота», что и позволило своеобразно завершить работу над картиной. Но версия Франко не понравилась критикам, и в американских кинотеатрах ее так и не показали.
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне театры по всей стране подготовили громкие премьеры. В основу одних легли произведения, написанные…
К 45-летию Александры Ребенок публикуем полное интервью с актрисой, приученное к премьере сериала KION «Первый номер». Тема проекта крайне близка нам:…
К Международному дню принцесс (да, есть и такой праздник!) публикуем материал, в котором рассказываем об одежке сказочных модниц. Вряд ли…
Студия Onyx Collective начала работу над перезапуском культового сериала «Отчаянные домохозяйки». Новое шоу получило название «Вистерия Лейн» в честь улицы,…
Иван – совершенно обычный парень-неудачник без друзей, девушки и перспективной работы. В канун Нового года он вынужден наряжаться в костюм…
Документальный проект о съемках фильмов о событиях Великой Отечественной войны покажут на канале «Мосфильм. Золотая коллекция». Специальное эфирное событие приурочено…