Не надо расстраиваться, когда слышите, что кто-то из ваших знакомых развелся: помните, ни один счастливый брак не заканчивался разводом, как говорил комик Луи Си Кей. Еще есть русская поговорка, затасканная по плохим анекдотам — хорошее дело браком не назовут.
У Чарли (Адам Драйвер) и Николь (Скарлетт Йоханссон) все вроде бы хорошо, так, небольшая размолвка, которую они пытаются решить у психотерапевта. Но когда жена, театральная актриса, бросившая возможную карьеру в Лос-Анджелесе и переехавшая в Нью-Йорк, чтобы вместе с мужем-режиссером делать гениальный театр, отказывается на приеме у специалиста зачитать вслух список того, за что она его вообще изначально полюбила, понимаешь — что-то сломано напрочь. Забрав их десятилетнего сына с собой на западное побережье и подав на развод через адвоката (восхитительная Лора Дерн), Николь разрушает всякую иллюзию семейственности, остается только едкое ощущение, что это были годы сокрытого взаимно-неосознанного несчастья.
Для режиссера Ноа Баумбака, которого раньше через губу называли хипстером, пока все они не вымерли, а теперь, видимо, всерьез зауважают, этот фильм — самоэпитафия, разоблачительная исповедь, постыдная и уничижительная. Немудреный сюжет судебных бракоразводных тяжб во всех известных широкой общественности деталях дословно повторяет историю развода самого Ноа с актрисой Дженнифер Джейсон Ли: она первая подала на развод, причина — «непримиримые разногласия», ребенок остался под опекой у матери, а отец его иногда навещает — в общем, дословно все то же самое, что в фильме.
«Брачная история» — из тех фильмов, что все в какой-то степени уже видели, в ней нет ничего нового, никакого художественного радикализма. И в то же время примерно такой фильм, честный, смешной и пронзительный, все и хотят посмотреть, когда хочется «какого-нибудь хорошего кино». Идеальный релиз для Netflix, платформы, которая не ищет новый киноязык, а старается простимулировать нанятых режиссеров использовать все возможности старого.
Главный инструмент Баумбака, которого часто относят к режиссерам специфического сугубо разговорного трагикомедийного жанра мамблкор, — диалоги. Он даже не пытается маскировать их неким действием. Иногда герои заняты какой-то фоновой бытовухой, пока проговаривают очередные важные вещи или обязательные фразы, а в сильнейшей сцене фильма Йоханссон и Драйвер изнуряюще, саморазрушительно и отчаянно искренне орут друг на друга в пустой белой комнате.
С режиссерской откровенностью в ленту приходит горькая ироничность: это очень грустная история семьи, которой на самом деле никогда толком и не было. Баумбак демонстрирует вечно уязвленное, неудовлетворенное режиссерское эго, имеющееся в наличии у каждого постановщика, и показывает, как это эго сломило всех. С другой стороны, и Николь оказывается вовсе не уязвленной жертвой абьюза: она довольно хладнокровно манипулирует и сыном, и уже почти бывшим мужем, чтобы добиться своего в суде (в какой-то момент «Брачная история» превращается в крепкую юридическую драму).
Даже более важным в фильме оказывается мотив переезда: Николь расчетливо перебирается к маме в Лос-Анджелес, забирает с собой сына, и для нее это месть за все те годы, проведенные с мужем в нелюбимом ею Нью-Йорке, где у нее не было шансов построить карьеру в кино и на телевидении. Это фактически война западного и восточного побережья, воспетая классиками хип-хопа. Чарли хочет жить в Нью-Йорке, он видит в этом сопричастность к гигантскому миру вокруг, и его раздражает даже просто находиться в Лос-Анджелесе, городе не сумрачном, а солнечном, радостном, большом и океаническом.
Баумбак излишне не драматизирует и относится к своим сломленным героям с почти документальной аккуратностью, хотя смотреть на перемены в их жизнях любому зрителю-миллениалу, многие из которых панически боятся этих самых перемен, будет все неприятнее и невыносимее. Его картина — о разорванном пополам мире, о тотальной нестабильности, о невозможности любви и жути повседневности, оказалась одной из самых актуальных и своевременных на последнем Венецианском фестивале, который вдруг неожиданно обратил внимание на обычного человека с его тщаниями, амбициями и страданиями.
P.S. Кстати, своеобразным сиквелом «Брачной истории» можно считать замечательный и не самый известный фильм Никиты Михалкова «Без свидетелей» (увлекательно будет сравнить актерские типажи великого Михаила Ульянова и Адама Драйвера, но воздержимся).
«Брачная история» доступна на Netflix c 6 декабря.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…