Серия душеспасительных семейных комедий продолжается суровым психологическим триллером.
В монастырь, где настоятельствует отец Анатолий, направляют на перевоспитание ватагу особо социопатичных беспризорников в количестве четырех человек. Отец Анатолий поручает взять шефство над ними одному из монахов, бывшему криминальному авторитету по кличке Саша Черный. Тот не справляется, и на подмогу прибывает Дима, ранее известный как видеоблогер Димонстр. Однако и он оказывается не в силах сладить с малолетними хулиганами. В довершение всего к Саше Черному является грозный бандит Сильвер и вручает ему черную метку. Тем самым побуждая его бросить все и бежать в сторону Норвегии, прихватив подшефных с собой.
Для начала, прежде чем перейти непосредственно к разговору о фильме «Непослушники», пожалуй, следует напомнить, кто вообще такие все эти вышеназванные вымышленные люди. В 2022 году на широкие экраны вышла комедия «Непослушник» – православно-душеспасительная альтернатива «Холопам» про скандального видеоблогера-пранкера Димонстра (Виктор Хориняк), который допранковался до обвинения по статье об оскорблении чувств верующих и спрятался от правосудия в монастыре. Где благодаря силе любви и мудрым наставлениям отца Анатолия (Юрий Кузнецов) обрел веру и сделался поборником правильных, традиционных ценностей.
В «Непослушнике 2» уже Димонстру пришлось стать проводником на пути к Богу для отца Анатолия, внезапно веру утратившего (заодно с памятью). Причем путь этот пролегал через вехи прошлого и виртуальный космос. Кроме того, в сиквеле фигурировал бывалый уголовник Саша Черный (Гоша Куценко), который тоже своим маршрутом к Богу в конце концов пришел. В том и заключался основной посыл первых двух «Непослушников»: для спасения души все средства хороши. В пределах разумного, конечно. Тогда как в чем заключается посыл триквела, получившего заголовок «Непослушники» (странно, что без номера, учитывая сакральное значение числа три), точно сказать затруднительно.
Очевидно, фантазия авторов на полном многоуровневого символизма полете отца Анатолия в космос во второй части окончательно иссякла. Поэтому сюжет третьей части уже откровенно из перста десницы высасывали. И высосали в результате что-то уже вовсе не душеспасительное, а, мягко говоря, с этической точки зрения противоречивое. Тот случай, когда делали одно, а вышло в результате совершенно другое. Вместо трогательной семейной комедии натуральный психологический триллер, от которого кровь стынет в жилах, в формате роуд-муви.
Герой Гоши Куценко, еще вчера божий человек, пускается в бега по необъятным просторам нашей родины. Необъятные просторы выглядят подчеркнуто уныло: бесконечно тоскливая промозглость поздней осени, на фоне облезлых деревьев, грязи и прочей серости уродливо топорщится обшарпанная российская провинция. Уголовник в рясе тащит за собой оборванных, не знавших нормальной жизни и потому обозленных на весь мир детей, регулярно подвергая их опасности, в то время как его по пятам преследует зловещая фигура, сулящая неминуемую расплату за грехи прошлого.
Параллельно по тем же унылым просторам скитается экс-Димонстр вместе с сыном лет шести, который, бедняжка, вообще не понимает, куда они вот уже несколько суток кряду едут и зачем ночуют под дождем в лесу. А дело в том, что та самая зловещая фигура, грозный бандит Сильвер, на самом деле – не поверите! – и есть экс-Димонстр. Ведь пранкеры бывшими не бывают. Это, предположим, можно было бы считать спойлером, но Виктора Хориняка за накладной бородой не спрячешь, как ни старайся. А никто и не старался. Так что надо быть совсем глухим, слепым и, скажем так, несообразительным, чтобы сразу не догадаться.
Итак, что же вырисовывается. Вырисовывается поистине жуткое. Слетевший с катушек маньяк-Хориняк гонит к границе компанию без того глубоко травмированных детей и взрослого мужчину, держа их в постоянном страхе, из-за чего все они регулярно подвергаются смертельным рискам. То в ледяной речке едва не утонут, то на реальных матерых головорезов наткнутся где-то посреди тундры. Доходит и до стрельбы, и до погонь, и до конокрадства, и даже до драки голышом в бане, прямо как в «Пороке на экспорт» у Дэвида Кроненберга. Какое же доброе семейное кино без любовного оммажа старине Кроненбергу, верно?
Само собой, нам это преподносят совершенно иначе. Дескать, все опять-таки ради спасения души. То есть во благо. Не существует же ни одного более простого, гуманного и эффективного способа, как помочь несчастным сироткам. Только путешествие в Териберку с незнакомым мужиком, сопряженное с постоянным стрессом и лишениями! Только хардкор! Правда, к Богу на этот раз никто в итоге не приходит, а приходят все на эфир к Андрею Малахову. Что вполне объяснимо: все-таки не все дороги ведут к Богу. Некоторые дороги ведут в противоположном направлении. Вот и создатели «Непослушников» в какой-то момент избрали дорогу алчности и гордыни. Остается лишь надеяться, что им хватит ума и смелости в том себе признаться и покаяться.
Комментарии