Кино

«Нелегал»: Колючий якутский триллер о жажде жизни

39-летний постановщик Дмитрий Давыдов – один из тех самородков, с чьими творениями в первую очередь ассоциируется якутское кино (здесь же с теплом вспоминаем Костаса Марсаана и Степана Бурнашева). Некогда сельский учитель, в 2013 году он променял указку на камеру и хлопушку, а в 2016-м выстрелил мощным дебютом «Костер на ветру» – беспощадной драмой об отцах погибших детей. В 2020-м о Давыдове заговорили на каждом углу, когда магический реализм «Пугала» вызвал фурор на отечественных и зарубежных фестивалях. Через год они с Бурнашевым выпустили дивный альманах деревенских побасенок «Ыт», а теперь Дмитрий вернулся к сольной режиссуре с социальным триллером «Нелегал» (доступен на сервисе Premier), который даже самых хладнокровных и толстокожих зрителей легко разорвет на куски.

Это история мальчишки из Бишкека, который с неясной целью прибыл в весеннюю, но все еще морозную и неуютную Якутию. Но никто не спешит встречать юного иммигранта Нурбека с распростертыми объятиями. Местный криминальный авторитет вызволяет его из лап законников после полицейской облавы и, по сути, превращает в своего раба. Заселяет в общежитие, велит торговать дешевыми тряпками, а в случае неповиновения грозит жестокой расправой. Но парень ни на секунду не забывает, что явился сюда с особой миссией. Ему нужно кое-кого найти. И когда после бандитской разборки герою удается бежать, лишь эти поиски и заставляют его мертвой хваткой цепляться за жизнь.

Попытка отыскать человека – не только конкретная задача киргизского парнишки (Эржан Даулетбеков выдает невероятный перформанс на уровне Жан-Пьера Лео из «400 ударов»). Это еще и программа-максимум режиссера Давыдова, который в каждой работе размышляет о трагичной потере нравственности. Среди шакалов, преследующих свои шкурные интересы, почти невозможно наткнуться на родственную душу. На того, кто в критический момент подбодрит тебя добрым словом, угостит миской горячей похлебки, предложит очаг и ночлег. Причем не напрашиваясь на ответные любезности – ведь вы, как ни крути, существа одного роду и племени. Кровь в ваших жилах одинаково красная, и сердце выбивает одинаково безумный ритм, когда его съедает страх.

«Нелегал» – вообще довольно жуткий фильм. Попавший в недружелюбную среду подросток предельно беспомощен, его кругом подстерегают опасности. Он скатывается на грязное городское дно. Позднее ночует в стогу. Плутает по лесу. Страдает от голода, холода, опустошающего одиночества, которое острыми льдинками царапает кожу сквозь дыры в потрепанной куртке.

Но пугают не одни лишь выстрелы и бранные крики. Куда страшнее тотальное безразличие общества, которое до сих пор лепит на каждого ярлык «своего» или «чужого». И Нурбек здесь нелегал не только в юридическом смысле – он в принципе нежелательный элемент, маргинал без прошлого и будущего. В лучшем случае – пустое место в глазах тех, кто столкнулся с ним в заплеванной подворотне или на заснеженной улице глухой деревеньки. В худшем – раздражающий прыщ, который надо выдавить, стерев малейшие следы его существования.

Отточенной постановке Дмитрия Давыдова позавидовали бы братья Дарденн – прославленные бельгийские реалисты, известные любители простых историй о простых людях. Но в последнее время они будто утратили хватку, лишились обостренного ощущения жизни, необходимого для создания подобных картин. Давыдов же, напротив, обрел его совсем недавно. Поэтому практически каждая сцена «Нелегала» безжалостно правдива и эффективна с точки зрения мастерски лаконичной режиссуры. Вместо монтажных склеек – эпилептическое мигание тусклых лампочек. Вместо визуальных эффектов – пар, вырывающийся изо рта. Вместо закадровой музыки – тяжелое дыхание загнанного зверя в надвинутой на глаза тоненькой шапке. Вместо дешевых сантиментов и фальшивого мелодраматизма – лишь отчаянное, поистине джек-лондоновское желание жить.  

Однажды милосердная судьба сталкивает паренька с пожилым охотником, который соглашается приютить неприкаянного странника вопреки осуждению односельчан (играет его, кстати, отец упомянутого Степана Бурнашева). После этого знакомства градус напряжения заметно слабеет. Но кино не становится хуже – нет, оно просто меняет ракурс. И триллер о выживании в диких условиях превращается в медитативное роуд-муви в духе джармушевского «Мертвеца». Только если герой Джонни Деппа двигался навстречу неумолимо приближающейся смерти, то Нурбек стремится навстречу жизни. Она парадоксальна, непредсказуема, и с ее загадочностью отлично рифмуется открытый финал, совсем не дарующий катарсиса. Зато напоминающий, что в той или иной ситуации нелегалом может оказаться любой из нас.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

14 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

15 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

19 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад