На Apple TV+ вышел док «Неизменный: Майкл Дж. Фокс», посвященный одному из тех немногих артистов, у которых, кажется, в принципе нет завистников и недоброжелателей. Благодаря таланту, упорству и чуточке везения Фокс стал главной звездой 1980-х, а затем, пребывая на пике карьеры, узнал о страшном недуге: болезни Паркинсона.
Из-за нее-то он и перестал в итоге сниматься, хотя до сих пор не утратил ни своей мальчишеской харизмы, ни хулиганского чувства юмора, ни неистребимой жажды жизни. О любопытных фактах из прошлого и настоящего Майкла Дж. Фокса, упомянутых в «Неизменном», мы и решили вам рассказать.
Ни для кого не секрет, что Майкла Дж. Фокса трудно назвать великаном. Да, рост 1,63 м ничуть не мешал ему играть в фантастических блокбастерах, военных триллерах и романтических мелодрамах, но это является лишь очередным доказательством его актерского таланта. В раннем же детстве, в два года, Фокс весил «не больше мокрого пляжного полотенца».
Когда ему было три, у него появилась сестричка. А спустя еще три года их рост оказался почти одинаковым! Люди даже принимали их за двойняшек. Но стоило Майклу уточнить, что девочка вдвое младше, реакция собеседника менялась. Мальчик понял: ему следовало бы быть покрупнее. Для него это оказалось необычным открытием – стать крупнее-то он и не мог. Он был самым маленьким и в классе, и в хоккейной команде, и ему как вечному малышу крепко доставалось. «Я всегда полагался на свое умение сбежать от хулиганов», – улыбается он. Позднее, в драмкружке, где Фокс играл Румпельштильцхена, он напоминал «крошечного обаятельного эльфа» и по-прежнему выглядел лет на пять моложе сверстников.
Майкл Дж. Фокс бросил школу, чтобы строить актерскую карьеру. Парадоксально, но отец, который раньше его регулярно шпынял и учил жизни, оплатил ему поездку в Голливуд и возил по прослушиваниям. С конца 1970-х начинающий артист мелькал в сериалах и постоянно где-то снимался, но к 1982 году оплачивать счета ему становилось все труднее. Особенно с учетом необходимости содержать агента и юриста.
Чтобы иметь хоть какие-то деньги, Фокс по частям продавал диван. Бродил по улицам и собирал монетки – только бы продержаться еще чуть-чуть. У него даже телефона не было! Изредка ему чудом удавалось просочиться на перспективные пробы, но фортуна от Майкла упорно отворачивалась. Так, на прослушивании к «Обыкновенным людям» Роберт Редфорд большую часть времени просто ковырялся в зубах, не обращая на претендента ни малейшего внимания (фильм в результате завоевал 4 «Оскара» и сейчас считается одним из ярчайших режиссерских дебютов в истории). Но заветный шанс все же замаячил на фоксовском горизонте – и он его не упустил, заполучив роль симпатяги Алекса П. Китона в ситкоме «Семейные узы»:
«Мой агент по телефону распинался о гонорарах из семи цифр, а я смотрел на меню и хотел бы иметь $1,99, чтобы купить куриные крылышки».
«Семейные узы», в которых Майкл Дж. Фокс снимался с 1982-го по 1989-й и в общей сложности появился в 176 эпизодах, стали для него долгожданной путевкой в жизнь. А превратиться в настоящую звезду юноше помог фантастический блокбастер «Назад в будущее», над которым трудились Роберт Земекис (режиссер) и Стивен Спилберг (сопродюсер). Правда, изначально Марти МакФлая играл совсем другой актер – Эрик Столц. Фокс знал, что съемки стартовали, и мечтал оказаться на площадке… но был вынужден прозябать в образе школьника-оборотня в подростковой комедии «Волчонок».
А ведь события могли развиваться по совершенно иному сценарию. Поскольку продюсер сериала «Семейные узы» Гари Голдберг давно получил письмо от Спилберга, в котором тот интересовался, не сможет ли Голдберг отпустить Фокса на съемки в «Назад в будущее». Продюсер ту ситуацию замял, а о поступившем предложении поведал артисту гораздо позже. Когда выяснилось, что Столц на ведущую роль категорически не подходит, и примерно треть отснятого материала нужно отправить в мусорную корзину. Но создатели были готовы пойти на финансовые жертвы и начать с нуля – со звездой по имени Майкл.
В итоге Голдберг сменил гнев на милость и разрешил Майклу Дж. Фоксу сняться в «Назад в будущее». Но и из «Семейных уз» его не отпустил! Вот бедолаге и приходилось ежедневно метаться между двумя съемочными площадками, чувствуя себя при этом, мягко говоря, не лучшим образом. По утрам таксист забирал его и отвозил на студию Paramount для участия в ситкоме. А по вечерам другой водитель доставлял актера на площадку «Назад в будущее», где он примерял фирменный красный жилет Марти МакФлая.
Съемки блокбастера Земекиса и Спилберга шли до рассвета. Фокс прихватывал с собой подушку и одеяло и ночевал в рабочем фургончике, а потом очередной водитель вез его домой. Где Майклу удавалось пару часов подремать – и все повторялось по новой. И так на протяжении трех с половиной месяцев. Порой Фокс терялся и не мог сообразить, на какой площадке вообще находится и какую роль исполняет. И терзался логичным вопросом: неужто при таком адском графике оба проекта могут иметь успех?
Пускай Майклу Дж. Фоксу когда-то было трудно в это поверить, но франшиза «Назад в будущее» оглушительно прогремела на весь мир и поныне считается одной из вершин жанра развлекательной фантастики. Параллельно публика тепло приняла «Волчонка» (1985), а «Военные потери» (1989) Брайана Де Пальмы доказали, что серьезные, глубоко драматичные роли Фоксу тоже по плечу. Он сиял улыбкой на вечерних телешоу, завоевывал «Эмми» и «Золотые глобусы», а миллионы девушек были готовы на все ради свидания с кумиром.
Но сейчас умудренный опытом 61-летний актер считает свои успехи прошлых лет лишь иллюзией:
«Я казался себе властелином мира, но на самом деле просто играл очередную роль. Когда ты молод и знаменит, легко потерять представление о реальности происходящего. Ты не понимаешь, что взаправду, а что нет. Люди фотографировали меня в бассейне и в кустах, а я ходил по улицам, прячась под шляпой, скрывая глаза за темными очками. Полная чушь. Все это не по-настоящему».
Зато болезнь Паркинсона, которую Майклу Дж. Фоксу диагностировали в 1991 году (ему только исполнилось 30), была абсолютно реальной. Началось все с того, что однажды актер проснулся во флоридской квартире с жутким похмельем и попытался заслониться от солнышка, безжалостно его щекотавшего. И обнаружил тремор на пальце. Сперва Фокс принял это за последствие буйной вечеринки. Может, кто-то ему хорошенько двинул? Помнится, в баре присутствовал Вуди Харрельсон. Не поцапались ли они с ним?
Но ничего подобного Майкл не припоминал. Тремор, по его выражению, оказался «посланием из будущего». Сейчас-то о его недуге всем известно. Но раньше он тщательно скрывал печальный диагноз и вообще считал его ошибочным: ну не мог цветущий молодой человек подцепить «болезнь стариков»! На съемках Майкл распихивал по карманам таблетки, «как сладости на Хэллоуин», и постоянно двигал левой рукой – для маскировки тремора. А не утратить рассудок и крепко стоять обеими ногами на земле ему помогали встречи с родителями: на их заднем дворе популярный артист Майкл Дж. Фокс мигом сбрасывал напускной лоск и превращался в обычного паренька Майка Фокса.
Главной подругой фоксовских дней суровых оказалась его жена, актриса Трэйси Поллан. Она снималась с Майклом в «Семейных узах», и интеллигентная внешность девушки контрастировала с фоксовским озорством. Однажды съемки прервались на ланч. Когда они возобновились, Фокс почувствовал от Поллан запах чеснока. И довольно глупо по этому поводу пошутил. Сперва она промолчала. Даже выражение ее лица не изменилось. Но потом взглянула шутнику прямо в глаза и медленно отчеканила: «Это было подло и грубо. Ты – полнейший, законченный кретин».
Никто прежде не позволял себе подобных высказываний в адрес звезды ситкома, но Трэйси статус Фокса совершенно не заботил. «Свинья есть свинья, в скольких бы фильмах она ни снялась», – философски отмечает Майкл, влюбившийся в Поллан по уши. Позднее они вместе снимались в драме «Яркие огни, большой город», а в июле 1988-го поженились. И с тех пор не расставались. Сейчас Майкл и Трэйси воспитывают четырех прекрасных детей, супруга контролирует, на все ли письма ответил забывчивый муж, и сама набирает на телефоне текст под его диктовку. Никакой показной жалости – взаимная любовь, уважение и простая человеческая поддержка в этой семье куда важнее.
Именно Трэйси Поллан пришла Майклу Дж. Фоксу на выручку, когда он был готов сдаться. Узнав о диагнозе, «вдохновленный» словами врача, что он, дескать, уже проиграл, актер просто стоял посреди улицы и озирался в поисках ответов. Его привычный мир рухнул. Он считал, что такова была цена его успеха. А Трэйси, едва он поделился с ней страшными новостями, лишь прошептала: «И в горе, и в радости…».
Чтобы забыть о болезни, Майкл принялся пить. Он все время злился, провоцировал незнакомых людей на потасовки, а потом пил снова. «Было дело, мы открывали две бутылки вина, и Трэйси думала, что мы выпили только одну. Поскольку вторую я приканчивал в одиночку», – вспоминал Фокс. Его фильмы перестали приносить кассу. Он испытывал постоянный страх из-за неопределенного будущего и все чаще закладывал за воротник.
На откровенный вопрос режиссера «Неизменного» Дэвиса Гуггенхайма Майкл дает столь же однозначный ответ:
«– Так ты был алкоголиком?
– Да. Определенно был».
Но сейчас он в завязке на протяжении уже тридцати лет. А все благодаря Трэйси. «Вот этим ты хочешь быть?» – спросила она однажды, когда он валялся в полной отключке. И мало-помалу Майкл одумался. Он обрел утешение в семейной жизни, дружеском совете и любви верной спутницы, а также в возобновившихся съемках, позволявших менять обстановку и все время находиться среди людей.
Картина «Неизменный» без прикрас показывает, как Майкл Дж. Фокс занимается бытовыми делами. Тренируется в зале. Чистит зубы. Просто бродит по улицам, здороваясь с собачками и случайными прохожими.
«Людей смущает, как я хожу. Но от вас я ничего прятать не собираюсь. Делайте с этим все, что хотите. Я жесткий сукин сын. Я таракан, прошедший через многое. Но убить таракана невозможно», – заявляет Фокс.
Даже если посреди улицы он падает, то тут же поднимается (с помощью тренера) и, словно оправдываясь, утверждает: все из-за того, что на одну красотку загляделся. Над своей хворью он тоже неоднократно подтрунивал – и в сериалах вроде «Умерь свой энтузиазм», и в жизни, в теплом общении с близкими. При этом основанный им Фонд собрал более $2 млрд на изучение болезни Паркинсона и борьбу с ней.
Путь Майкла Дж. Фокса – поистине вдохновляющий пример того, как несколько раз в жизни потерять все. Из-за отсутствия выгодных предложений, недуга, алкоголя, звездной болезни и прочих напастей. Но в конечном счете нащупать верный путь с помощью родных и неиссякаемой веры в счастливое завтра.
«Люди признаются, что благодаря мне чувствуют себя лучше, – говорит небритый и взъерошенный Фокс, серьезно глядя в камеру. – Я, видите ли, заставляю их делать то, что сами они никогда бы не сделали. Это – самая мощная штука, которую ты в принципе можешь ощущать. И огромная ответственность. Не хочу все продолбать».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…