Театр

Не тот самый Мюнхгаузен

Премьера спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» пришлась для МХТ им. Чехова в знаковый момент. Театральная общественность Москвы только и говорит, что об уходе Сергея Женовача и назначении на пост худрука Константина Хабенского.

С последним связывают определенные надежды на реставрацию, возвращение утраченного и утраченных… И не без оснований: вернулся ушедший из театра Андрей Бурковский, а первым же решением нового руководства стало возвращение в репертуар одного из главных хитов МХТ – спектакля Константина Богомолова «Идеальный муж».

Фото: Александр Иванишин

И тут как раз «Мюнхгаузен» с Хабенским в заглавной роли – постановка яркая, эффектная и вместе с тем во всех смыслах воздушная, обещающая, что мы вместе с бароном воспарим на его белоснежном воздушном шаре над серой повседневностью с ее интригами, злословием и сплетнями.

Комедия начинается за упокой: из реки сетью выуживают тело одиозного барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена. Это обсуждают три женские фигуры с огромными головами чаек, которые делают их похожими на египетского бога неба Гора. Его изображали человеком с головой сокола, и был он сыном бога загробного мира Осириса, так что при желании в этом можно найти два противоположных символа.

Фото: Александр Иванишин

Близкие утопленника включая бывшую жену, баронессу Якобину фон Дунтен (Кристина Бабушкина), и новую беременную жену Марту (Надежда Жарычева) в траурных нарядах собираются над его трупом, чтобы без малейшего намека на грусть деловито обсудить наследство. Более того, сын покойного, корнет Феофил (Павел Филиппов), прямым текстом заявляет, что ненавидит отца, из-за баек которого над ним смеется весь полк.

Впрочем, вскоре выясняется, что делить что-либо пока рано, потому что пациент скорее жив, чем мертв: Мюнхгаузен, повалявшись для порядка, обретает юношеский задор и быстро заполняет собой все имеющееся пространство. И даже Феофил сдается без боя сокрушительной силе отцовского обаяния и непоколебимой уверенности в себе.

Барон разражается критикой только что вышедшей книги о нем и развенчивает описанные там враки, рассказывая и показывая посредством домочадцев, как все было на самом деле… 

Фото: Екатерина Цветкова

Образ «человека, который никогда не врет» неразрывно связан в массовом сознании с пьесой Григория Горина и фильмом Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». И конечно, проще было взять для постановки знакомый всем чуть ли не наизусть текст. Однако Виктор Крамер, полностью переработавший материал, а затем срежиссировавший спектакль, легких путей не ищет.

Вместе с Хабенским, как соавтором и актером, он наполнил сюжет новыми смыслами и превратил барона из сумасбродного мечтателя в человека, который никогда не унывает и для которого не существует безвыходных ситуаций.

Ни для кого не секрет, что не может быть оленя с вишневым деревом на макушке, разрубленный пополам конь не может превратиться в две прекрасно функционирующие по отдельности части, а Луну нельзя спустить на Землю, почистить от ржавчины и отправить обратно, но все это неважно. Это такие же условности, как несуществующая вишня, которую вроде как достают из кружки и, кривясь, едят актеры.

Фото: Александр Иванишин

Одной из жемчужин фантастической сценографии спектакля стал воздушный шар в форме гигантского белого медведя. В равной мере он мог бы быть розовым слоном, хотя, глядя, как медленно поднимается ввысь эта громадина, так и хочется спеть дурашливым голосом «я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь…» И тут же, украдкой вытирая глаза, добавить совсем другое: «До свиданья, наш ласковый Миша…»

Впрочем, откровенного дуракаваляния в спектакле куда больше, чем сантиментов. Надо видеть, с каким кайфом Хабенский и Александр Усов, играющий герцога, пуляют в зрительный зал из пращи скомканные бумажки! «Не надо делать из жопы героя», – говорит Мюнхгаузен, возмущенный историей о подвигах задней половины его коня, и новый худрук театра, не удержавшись, хихикает, как мальчишка, сказавший неприличное слово.

И в этот момент в зале не остается человека, который не отправился бы с ним на Луну. Да куда угодно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Севильский цирюльник» на Новой сцене Театра имени Вахтангова

На Новой сцене театра имени Вахтангова – еще одна громкая премьера: «Севильский цирюльник» по пьесе Бомарше. Идею постановки режиссеру Геннадию…

14 часов назад

Где мой ястреб, чувак? Чудные факты о Уэсе Андерсоне и его фильмах

1 мая кудесник Уэс Андерсон отмечает 55-летие. Но мы не собираемся в очередной раз петь дифирамбы его уникальному стилю, симметричным…

18 часов назад

Сильвестр Сталлоне и Дженнифер Энистон готовят мемуары

Страсть к написанию мемуаров проснулась сразу в двух голливудских звездах. О намерении выпустить книгу «захватывающих баек» заявил 77-летний Сильвестр Сталлоне. Параллельно…

1 день назад

«КиноРепортер» рекомендует: Спектакли, которые стоит увидеть в мае

Театральный сезон медленно подходит к концу, но это не повод отчаиваться – на московских сценах еще столько всего нужно увидеть!…

1 день назад

Худо без добра: Звездные диеты, к которым стоит относиться с осторожностью

«И есть хочется, и худеть хочется» – это вечное парадоксальное желание звучит в фильме «Раба любви» из уст персонажа Александра…

2 дня назад

Ева Грин, Омар Си и Лили Глэдстоун вошли в состав жюри Каннского кинофестиваля

Организаторы 77-го Каннского кинофестиваля объявили состав жюри. В него помимо уже известного председателя в лице Греты Гервиг вошли: Ева Грин…

2 дня назад