В честь юбилея актера рассказываем о его ярких, но не самых популярных ролях.
Бунтарь, развратник, психопат, карикатурный злодей… Кого только не играл некогда великолепный Малкольм Макдауэлл! Звезда «Заводного апельсина» и «Калигулы» уже почти неизвестен современному зрителю. А если он и появляется на экране, то лишь в одном амплуа – на протяжении последних 20 лет англичанин в основном предстает перед нами в образе фриковатых стариков, безумцев или людей, оторванных от реальности. Однако так было далеко не всегда. В честь 80-летнего юбилея артиста «КиноРепортер» вспомнил яркие, но не самые популярные роли Макдауэлла.
«Если…» (1968)
Дебютная роль Малкольма Макдауэлла, открывшая ему дорогу в мир киносатиры и кубриковский «Заводной апельсин». Игра артиста и созданный им образ нонконформиста Мика Трэвиса сильно впечатлили режиссера «Космической одиссеи», который остро нуждался именно в таком персонаже для своей антиутопии. Но если в «Заводном апельсине» Кубрик в том числе раскритиковал государственный строй, то Линдсей Андерсон в «Если…» жестко прошелся по устаревшим порядкам английских частных школ того времени.
В центре внимания – ученик-бунтарь Трэвис, уставший от репрессивных форм контроля, дедовщины и истеблишмента. По мере развития сюжета он все больше осознает необходимость школьного мятежа, даже если для этого нужно обратиться к радикальным мерам. Герой Макдауэлла с его дерзостью, пугающей улыбкой и саркастическим юмором влюбляет в себя с первых минут. И симпатии публики, несмотря на взрывной финал, остаются с Трэвисом до самых титров.
«Если…» стал первой частью трилогии Андерсона, куда также вошли ленты «О, счастливчик!» и «Госпиталь «Британия». Все фильмы связаны одним действующим лицом, Миком Трэвисом, но при этом их нельзя назвать продолжениями друг друга. Герои-тезки Макдауэлла – прежде всего проводники в видение режиссера. И ключевые черты персонажей так или иначе сближают их со зрителем, помогая подать историю под нужным постановщику углом.
«Путешествие в машине времени» (1979)
Герберт Уэллс отправляется в погоню во времени, чтобы остановить Джека-потрошителя. Простите, что? Нет, это не фанфик и не синопсис утерянного произведения великого фантаста, а завязка триллера «Путешествие в машине времени», в котором Макдауэллу досталась роль Уэллса. По сюжету, писатель создает устройство, позволяющее перемещаться в прошлое и будущее. Однако оно попадает не в те руки – доктор Джон Лесли Стивенсон, оказавшийся настоящим викторианским маньяком, использует машину времени, чтобы сбежать от преследователя. Уэллс отправляется за Потрошителем и обнаруживает себя в Сан-Франциско образца 1979 года.
«Путешествие в машине времени» – не столько научно-фантастический фильм, сколько сатира на нравы той эпохи. Уэллс в исполнении Макдауэлла предстает перед зрителем достопочтенным английским джентльменом и сторонником утопического социализма, глубоко разочарованным будущим с его мировыми войнами, деградацией общества и изобретениями во имя крови, а не науки. Джек-потрошитель, напротив, находит 1979 год идеальным местом для себя. Положение вещей лучше всего описывает его фраза:
«Девяносто лет назад я был уродом. Сегодня я любитель».
Макдауэлл, согласившись на участие в фильме, хотел отдохнуть от секса и насилия, которыми он насытился на съемках легендарного «Калигулы». Чтобы вжиться в роль Уэллса, актер слушал аудиозаписи фантаста, однако в дальнейшем он отказался от затеи перенять его манеру речи. Поскольку у Уэллса был очень высокий голос, подобный герой, как считал Макдауэлл, на экране смотрелся бы комично. А это было совсем не нужно ленте, высмеивающей пороки современного общества.
«Люди-кошки» (1982)
Но от секса в «Калигуле» актер отдыхал недолго. В 1982 году на экраны вышел эротический хоррор «Люди-кошки» про оборотней, превращающихся в леопардов и убивающих ради того, чтобы вернуть человеческий облик. Получилась весьма своеобразная, но не лишенная изюминки лента с обнаженным Макдауэллом, который трапезничает собственной кожей, перенимает кошачьи повадки и испытывает влечение к своей сестре в лице Настасьи Кински.
Поначалу Макдауэлл скептически отнесся к идее картины. По его словам, он не хотел сниматься в очередном фильме категории B, но режиссер «Людей-кошек» Пол Шредер поделился с артистом своим видением. И оно показалось Макдауэллу достаточно интересным. Даже спустя 30 лет Малкольм полагал, что у них получился достойный ужастик, не похожий на то, что создавали в 1980-е.
«Это был хоррор совершенно иного типа. Он больше походил на эротическую сказку. Несмотря на нормальность сцен, в них всегда присутствовала подчеркнутая опасность и сексуальность», – считает актер.
«Цареубийца» (1991)
Макдауэлл сыграл одну из ведущих ролей в психоделическом полотне Карена Шахназарова «Цареубийца». Фильм рассказывает о пациенте психиатрической лечебницы с раздвоением личности, который искренне верит, что он – убийца царя Николая II. Ментальным расстройством больного заинтересовался врач в исполнении Олега Янковского, у которого с Макдауэллом сложился прекрасный актерский тандем. Даже с учетом языкового барьера.
Оба перевоплотились в двух разных персонажей, оба сыграли исторических личностей, и оба полностью доверились видению Шахназарова. Однако если у советского артиста с карьерой все было хорошо, то для Макдауэлла «Цареубийца» стал шансом вернуться в серьезное кино. Малкольм поспешил им воспользоваться: англичанина впечатлили и сценарий, и возможность сниматься в России. Но, как ни печально, роль психически нездорового Тимофеева стала последней весомой драматической работой в карьере Макдауэлла, с которой мы настоятельно рекомендуем ознакомиться.
«Звездный путь: Поколения» (1993)
Немногие актеры могут «похвастаться» фильмами, за которые им желали смерти. У Макдауэлла такой имеется – «Звездный путь: Поколения». Помимо того что артист снялся в картине исключительно ради денег (в чем он признавался без зазрения совести), схватка с его персонажем привела к гибели капитана Кирка в исполнении Уильяма Шетнера. Такого некоторые фанаты «Стартрека» пережить не смогли, поэтому особо впечатлительные зрители начали угрожать Макдауэллу. К нему даже приставили полицейскую охрану на время продвижения ленты. К счастью, все обошлось.
«Это была такая шутка, но никто не знал, воспринимать ли ее всерьез, потому что интернет тогда только зарождался», – поделился Макдауэлл.
Фильм «Поколения» интересен тем, что он объединил классический «Стартрек» в лице Шетнера и новый «Звездный путь» во главе с Патриком Стюартом и его капитаном Пикаром. Кроссоверу был нужен харизматичный, коварный, но при этом далеко не однозначный злодей с личной драмой, и Макдауэлл справился с поставленной задачей. Несмотря на чисто прагматичный подход к работе, доктор Толиан Соран получился любопытным героем. Конечно, он не дотягивает до великого Хана, но нужно отдать антагонисту должное – именно ему удалось убить легендарного капитана Звездного флота.
Комментарии