Настя (Любовь Аксенова) — архитектор в модном московском бюро, откуда ее увольняют после ссоры с заказчиком. Видео с их перепалкой, на котором она кидает в начальника макет, попадает в интернет, где Насте дают прозвище Бабзилла. С разрыва с привычным начинается путь Насти к новой жизни. Разобраться в себе ей помогают пять субличностей, буквально сидящих у нее в голове. Богиня (Алина Алексеевна) отвечает за удовольствия и заботу о себе, Хозяюшка (Юлия Гришаева) — за готовку, хозяйство и материнство, Алла Кирилловна (Светлана Камынина) — за здравый смысл и правила приличия, Сестра (Рина Гришина) — за карьеру и амбиции, Бусинка (Ева Смирнова) — за творчество и дуракаваляние.
Cериал «Настя, cоберись!», который вышел на «КиноПоиске» в новогодние каникулы, — проект Константина Майера, сценариста «Я худею», «Толи-робота» и недавнего «Огня». Вместе с Майером, выступившим тут и как сценарист, и как продюсер, режиссером стала дебютантка Вера Смолина. В работе над сценарием приняли участие еще 6 человек, в том числе Николай Куликов («Легенда №17» и «Экипаж») и Александр Вялых («Физрук»). И создатели, очевидно, освоили азы психологии — это сериал-терапия про то, как наладить отношения с собой (или пятью внутренними я).
Действие сериала «Настя, соберись!» напополам с обычным миром происходит буквально в голове у главной героини. Там у каждой из ее субличностей своя комната, обставленная сообразно с ее предпочтениями и задачами. И их дизайн выполнен довольно остроумно — например, похожая на начальницу по воспитательной работе Алла Кирилловна спит на диване из ДСП под стеной, оклеенной фотообоями. Кроме того, в голове находится трон (сложно не вспомнить «Головоломку» от Pixar) — та субличность, которая его занимает, командует Настей в данный момент. В сложные моменты разные стороны Насти ссорятся за право управлять ею — и тогда героиня не может выбрать, какое решение ей принять, что в сериале хорошо обыграно.
Но действие происходит не только в голове у Насти, о психологии много говорят и в обычном мире: лучшая подруга главной героини Вика (Вера Строкова) — психотерапевт и в сложные моменты консультирует ее. Кроме того, в сериале много (и смешно) шутят про отношения. Например, во время встречи с мамой (прекрасная и действительно очень пугающая Юлия Ауг) сидящие в голове у Насти субличности играют в мама-бинго, состоящее из упреков, манипулирования и неявных оскорблений. Правда, сериал апеллирует в основном к известным всем психологическим теориям и понятиям (пять стадий принятия, синдромом самозванца, Эдипов комплекс), то есть почерпнуть о психологии что-то новое вряд ли получится.
Многие диалоги и сцены написаны остроумно, но над разными сериями работали разные сценаристы и сериал довольно неровный. В некоторых наиболее удачных эпизодах (например «Эффект ломовой лошади») буквальное разделение психики на пять героинь работает, в других сериях не работает совсем. В худшие моменты сериал напоминает разговор на кухне с подругой, которая прочитала советы по психологии на женском форуме и теперь считает себя экспертом.
Авторы проявляют знакомство не только с психологией, но и с фемповесткой. Настя, как и все главные герои (точнее, героини) сериала — свободная современная женщина. Она строит карьеру и не хочет сидеть на попечении мужа, она с удовольствием занимается сексом (в эти моменты ее внутренняя Богиня играет на саксофоне) и не боится экспериментов. При этом она и не карьеристка — она хочет семью, крепкие отношения и в перспективе детей.
«Настя, соберись!», вероятно, понравится многим — это кино про героиню нового типа, в которой зрительницы легко могут узнать себя. Ее главные проблемы — неуверенность в себе, противные начальники, токсичные родные, нарушающие границы, ее главные цель — принять себя такой, какая она есть, а это, в принципе, программа-минимум любого современного человека в развитом капиталистическом обществе.
Однако в рамках превращения в идеальную себя Настя избавляется не только от комплексов, но и от мужчин (которых на экране немного и почти все они исключительно токсичные). Есть сцена, в которой разозленные субличности Насти свергают с постамента статую Давида и отбивают у него скалкой член. Это, конечно, прочитывается как отсылка к фрейдовскому комплексу кастрации, но в целом хорошо описывает методы, которыми действует героиня. Борьба за все хорошее и против всего плохого в сериале часто оказывается грубой, неприятной и неопрятной. Это кино про тонкости психики, проблемы в котором часто решаются молотком и гвоздями. И из-за этого в конце уже страшно хочется вылезти из чужой головы.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…