Настя (Любовь Аксенова) — архитектор в модном московском бюро, откуда ее увольняют после ссоры с заказчиком. Видео с их перепалкой, на котором она кидает в начальника макет, попадает в интернет, где Насте дают прозвище Бабзилла. С разрыва с привычным начинается путь Насти к новой жизни. Разобраться в себе ей помогают пять субличностей, буквально сидящих у нее в голове. Богиня (Алина Алексеевна) отвечает за удовольствия и заботу о себе, Хозяюшка (Юлия Гришаева) — за готовку, хозяйство и материнство, Алла Кирилловна (Светлана Камынина) — за здравый смысл и правила приличия, Сестра (Рина Гришина) — за карьеру и амбиции, Бусинка (Ева Смирнова) — за творчество и дуракаваляние.
Cериал «Настя, cоберись!», который вышел на «КиноПоиске» в новогодние каникулы, — проект Константина Майера, сценариста «Я худею», «Толи-робота» и недавнего «Огня». Вместе с Майером, выступившим тут и как сценарист, и как продюсер, режиссером стала дебютантка Вера Смолина. В работе над сценарием приняли участие еще 6 человек, в том числе Николай Куликов («Легенда №17» и «Экипаж») и Александр Вялых («Физрук»). И создатели, очевидно, освоили азы психологии — это сериал-терапия про то, как наладить отношения с собой (или пятью внутренними я).
Действие сериала «Настя, соберись!» напополам с обычным миром происходит буквально в голове у главной героини. Там у каждой из ее субличностей своя комната, обставленная сообразно с ее предпочтениями и задачами. И их дизайн выполнен довольно остроумно — например, похожая на начальницу по воспитательной работе Алла Кирилловна спит на диване из ДСП под стеной, оклеенной фотообоями. Кроме того, в голове находится трон (сложно не вспомнить «Головоломку» от Pixar) — та субличность, которая его занимает, командует Настей в данный момент. В сложные моменты разные стороны Насти ссорятся за право управлять ею — и тогда героиня не может выбрать, какое решение ей принять, что в сериале хорошо обыграно.
Но действие происходит не только в голове у Насти, о психологии много говорят и в обычном мире: лучшая подруга главной героини Вика (Вера Строкова) — психотерапевт и в сложные моменты консультирует ее. Кроме того, в сериале много (и смешно) шутят про отношения. Например, во время встречи с мамой (прекрасная и действительно очень пугающая Юлия Ауг) сидящие в голове у Насти субличности играют в мама-бинго, состоящее из упреков, манипулирования и неявных оскорблений. Правда, сериал апеллирует в основном к известным всем психологическим теориям и понятиям (пять стадий принятия, синдромом самозванца, Эдипов комплекс), то есть почерпнуть о психологии что-то новое вряд ли получится.
Многие диалоги и сцены написаны остроумно, но над разными сериями работали разные сценаристы и сериал довольно неровный. В некоторых наиболее удачных эпизодах (например «Эффект ломовой лошади») буквальное разделение психики на пять героинь работает, в других сериях не работает совсем. В худшие моменты сериал напоминает разговор на кухне с подругой, которая прочитала советы по психологии на женском форуме и теперь считает себя экспертом.
Авторы проявляют знакомство не только с психологией, но и с фемповесткой. Настя, как и все главные герои (точнее, героини) сериала — свободная современная женщина. Она строит карьеру и не хочет сидеть на попечении мужа, она с удовольствием занимается сексом (в эти моменты ее внутренняя Богиня играет на саксофоне) и не боится экспериментов. При этом она и не карьеристка — она хочет семью, крепкие отношения и в перспективе детей.
«Настя, соберись!», вероятно, понравится многим — это кино про героиню нового типа, в которой зрительницы легко могут узнать себя. Ее главные проблемы — неуверенность в себе, противные начальники, токсичные родные, нарушающие границы, ее главные цель — принять себя такой, какая она есть, а это, в принципе, программа-минимум любого современного человека в развитом капиталистическом обществе.
Однако в рамках превращения в идеальную себя Настя избавляется не только от комплексов, но и от мужчин (которых на экране немного и почти все они исключительно токсичные). Есть сцена, в которой разозленные субличности Насти свергают с постамента статую Давида и отбивают у него скалкой член. Это, конечно, прочитывается как отсылка к фрейдовскому комплексу кастрации, но в целом хорошо описывает методы, которыми действует героиня. Борьба за все хорошее и против всего плохого в сериале часто оказывается грубой, неприятной и неопрятной. Это кино про тонкости психики, проблемы в котором часто решаются молотком и гвоздями. И из-за этого в конце уже страшно хочется вылезти из чужой головы.
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…