Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли Нильсеном на экране вновь царит фирменный абсурд: летают пирожки, злодеи получают плюху из пожарного шланга, а серьезный герой попадает в постель… к снеговику. Новый фильм Акивы Шаффера будто прилетел прямиком из конца 1980-х – только вместо видика у злодея смартфон, повсюду дроны, и спецэффекты вычищены до «блеска». Создатели даже не пытаются осовременить формулу – они дают зрителю то, по чему тот скучал: полтора часа беспощадного стеба над боевиками о крутых копах.
Фрэнк Дребин-младший (Лиам Нисон) вступает в наследство легендарного отца. Он такой же упрямый служака полиции Лос-Анджелеса, как и Дребин-старший, и так же умудряется устраивать хаос на ровном месте. По сюжету Фрэнк-младший расследует дерзкое ограбление банка и загадочную гибель программиста. Очень скоро ниточки сводятся воедино и выводят героя на современного злодея – техномагната Ричарда Кейна (Дэнни Хьюстон). Кейн – типичный «новый злодей» цифровой эпохи: что-то среднее между Илоном Маском и безумным профессором, грезящим техно-утопией через апокалипсис. Он носится с таинственным устройством и планом «обнулить» человечество, пока где-то в подземном бункере уже ждет личная спасательная капсула. В лучших традициях жанра остановить катастрофу может только Дребин – пусть даже для этого ему придется погоняться за негодяем верхом на сове. Да, именно так и происходит.
В новом фильме сюжет – чистая условность, как и положено пародии. Главное тут – непрерывный поток гэгов и отсылок. Авторы вставляют классические элементы zaz-комедий (трио Цукер–Абрахамс–Цукер) по всем канонам: финальная развязка снова происходит на крупном спортивном матче, в кадре мелькает привычный пародист «Странный Эл» Янкович, а устройство злодея зомбирует народ не хуже гипноизлучателя из первого фильма. Фрэнк-младший щеголяет разбитым сердцем – только в 1988-м Дребина бросила невеста, а здесь герой давно овдовел. Таких перекличек с оригинальной трилогией десятки, и все они поданы уважительно. Рецепт старых пародий сохранился и явно не утратил вкуса.
При этом обновленный «Голый пистолет» старается учесть и современные реалии. Полиция уже не та, преступники орудуют не револьверами, а кибертехнологиями, да и мир «уже не торт», как брюзжит сам Фрэнк, глядя на очередной гаджет. Фильм язвительно подтрунивает над тотальной цифровизацией нашей жизни – достается и смарт-девайсам, и модным техноблогерам, и мании миллиардеров спасать мир от самих себя. Впрочем, все эти элементы новейшего времени вплетены ровно настолько, чтобы задать декорации.
Конечно, главный сюрприз – это Лиам Нисон в амплуа, которого от него никто не ждал: 73-летний ветеран боевиков, прославившийся суровыми образами, вдруг без тени смущения надевает мини-юбку для оперативной маскировки, хладнокровно целится из банана вместо пистолета и с серьезнейшим лицом отпускает убийственно смешные реплики. Нисон явно получает удовольствие, ломая свой экранный образ мрачного мстителя. Когда брутальный голливудский актер изображает невинную девчушку с косичками (пожалуй, самый дикий маскарад фильма), зал хохочет уже от одного контраста. А уж наблюдать, как этот грозный ирландец пытается очаровать женщину, параллельно избивая злодеев приемами из бальных танцев, – отдельное удовольствие.
Идеальной партнершей для Нисона стала Памела Андерсон, будто заново переродившаяся на экране. Ее героиня Бетт Дейвенпорт – та самая сестра погибшего программиста – поначалу вводится как роковая красотка из нуарных триллеров. Андерсон играет писательницу, специализирующуюся на «реальных» преступлениях, которая с первой же сцены не прочь внести свой вклад в расследование. Причем Бетт принимает Фрэнка со всеми его странностями и даже не против иногда помочь ему по хозяйству (она, кажется, всерьез готова почистить герою духовку, если потребуется).
Герои нелепо флиртуют, попадая в самые абсурдные ситуации, но выглядели бы отличной парой и в более «серьезном» кино. К слову, приглашать в «Голый пистолет» секс-символов – давняя традиция: когда-то в третьей части блистала Анна Николь Смит, и вот теперь эстафету приняла Памела. Актриса не только успевает выставлять напоказ фирменное чувство юмора, но и органично вписывается в атмосферу необузданного стеба, оставаясь очаровательной среди творящегося вокруг хаоса.
Окружение главных героев тоже играет по правилам классики. Напарник Фрэнка, капитан Эд Хокен-младший (Пол Уолтер Хаузер), честно выполняет роль верного товарища, который всегда подставит плечо – или подушку безопасности в лоб, если понадобится. А злодей Дэнни Хьюстона, хоть и впитал черты реальных технобаронов, по сути тот же глупый мегаломаньяк, пародия на бондовских антагонистов. Даже эпизодические лица, мелькающие на фоне, служат поводом для шуток: то промчится Ганнибал Лектер в смирительной рубашке, то героя вдруг отвлекает телевизор с интервью Джанет Джексон (привет скандалу двадцатилетней давности). Фильм не чурается самоиронии и зачастую подмигивает зрителю: «мол, знаем, что вы ждали камео или шутку – и вот она, ловите».
Самое ценное, что «Голый пистолет» дарит зрителю – это настоящий водопад шуток всех сортов и калибров. Порой кажется, что сценаристы высыпали весь арсенал каламбуров, пародийных клише и визуального абсурда, который копили со времен «Полицейского отряда!» (1982). Пока серьезные копы выпивают литры кофе и рассуждают за кадром знакомым нуарным голосом, на экране творится беспрерывный балаган. Здесь и словесные игры (переводчикам пришлось постараться, чтобы удержать смысл многих дурацких диалогов), и физическая комедия в духе слэпстика, и тонны сарказма. Достается всем: от великовозрастных экшен-героев «старой школы» до современных мейнфреймов с их беспилотными такси. Шутят даже в задниках – достаточно приглядеться к табличкам, новостным строкам или фотографиям на стене, чтобы найти очередной прикол. То ли мем, то ли пародия на мем – иногда сложно уследить, потому что любопытные детали разбросаны повсюду.
При всех достоинствах, у нового «Голого пистолета» есть и обратная сторона медали. Фильм откровенно не стремится быть самостоятельным высказыванием или завоевывать новую аудиторию. По сути, перед нами любовно отреставрированная версия старой комедии – дань уважения оригиналу, которая ничего принципиально нового не предлагает. Создатели сыграли на поле ностальгии и сыграли чисто: старые фанаты будут хлопать в ладоши, но для незнакомого с франшизой зрителя многие шутки могут показаться старомодными и «слишком тупыми».
Картина пародирует в первую очередь саму себя и жанр, из которого выросла, а вот на актуальные явления кино или культуры реагирует лишь эпизодически. В кадре промелькнут пара-тройка современных референсов, но их явно меньше, чем могло бы быть. Парадоксально, но в провалившейся в прокате голливудской комедии «Каскадеры» (2024) содержалось больше свежих шуток про сегодняшний кинематограф, чем здесь. Новый «Голый пистолет» явно не ставит целью стать сатирой на современные фильмы – он скорее аккуратно высмеивает штампы «боевиков нашего папы» и свои собственные клише, давно знакомые поклонникам жанра.
С одной стороны, фильм честно делает пародию ради пародии, ни на что не претендуя – и в этом есть своя прелесть. Соскучились по классическому слэпстику и каламбурам без оглядки на чью-то обидчивость? Пожалуйста, получите и распишитесь. Авторы не разучились смешить так, как делали Нильсен и ко. Но с другой стороны, подобная осторожность превращает картину в ностальгический пастиш – развлечение в первую очередь для тех, кто помнит оригинал. Новаторства ноль, риск минимальный. Возможно, создатели и не стремились возродить большие кинокомедии – их цель была скромнее. Они хотели доказать, что легкая трэш-пародия еще жизнеспособна на большом экране.
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице начнет курсировать первый московский мобильный кинотеатр, который покажет фильмы…
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос среди зрителей, определив любимых героев в исполнении Олега Табакова. Самым любимым персонажем, сыгранным Олегом…
Олег Павлович Табаков создал в кино и театре целую галерею запоминающихся и любимых зрителями образов. Любой ребенок знал, что его…
Русское географическое общество с 18 по 25 августа проведет в Москве первый Всероссийский фестиваль документальных фильмов. Смотр, получивший название «РГО объединяет…
У двухлетнего пса Булла в жизни все прекрасно. Хозяева в нем души не чают, по соседству живет красавица-борзая Хани, от…