Сериалы

«Надвое»: От Питера до Москвы и обратно

Первое, что появляется на экране – еще до начальных титров – надпись в правом верхнем углу «Посвящается Жене». То есть актрисе Евгении Брик, жене Валерия Тодоровского, который не стало в феврале этого года. Это посвящение как-то сразу настраивает на лирический лад, и, как вскоре выясняется, совершенно правильно.

«Надвое» – пример того, как может вводить в заблуждение трейлер. Формат рекламного ролика требует броскости, хлесткого ритма, мелкого монтажа – всего того, что в сериале Валерия Тодоровского нет. Он по-хорошему старомоден и неспешен, и, как и «Оттепель» – первый и до этого момента последний (Валерий Петрович вообще говорил в свое время, что так устал, что больше в эту сторону ни ногой) режиссерский опыт Тодоровского в формате сериала, – больше похож на кино. Причем не только картинкой, но и манерой повествования.

По сюжету двое приятелей-москвичей и коллег по работе в консалтинговой компании – заводила и ловелас Саша (Александр Петров) и правильный до зевоты семьянин Костя (Данила Козловский) – едут в командировку в Питер. И все тут же идет наперекосяк. Девушка Ира (Ирина Старшенбаум), которая должна была их встретить на вокзале, не появилась, а клиент-банкир таинственным образом исчез. И вместо проработки маркетинговой кампании москвичам приходится давать показания следователю.

Но отделались легким испугом и даже осталось время на личную жизнь. Саша отправился на поиски приключений, выцепив незнакомку в Тиндере, а верный жене Костя, дабы как-то загладить вину перед уволенной из-за них Ирой, согласился сводить ее в ресторан. И, казалось бы, ничего такого, но из искры, как известно, разгорится пламя, а она, определенно, промелькнула.

Удивил самого себя и Саша, когда на обратном пути в Москву познакомился с виолончелисткой Настей (Елизавета Базыкина).  Мимолетный, почти автоматический для него флирт внезапно обернулся совместным проживанием с совершенно незнакомой девушкой.

Что двум друзьям делать со своими внезапно нахлынувшими чувствами – не очень понятно. Одно совершенно очевидно: их жизнь разделилась надвое, и как раньше, уже не будет. Никогда.

Тема внезапной, иррациональной, всепоглощающей и болезненной любви – одна из ключевых в творчестве Валерия Тодоровского. Достаточно вспомнить, что о таком разрушительном чувстве был первый же его фильм – драма с исчерпывающим названием «Любовь» (1991) с еще совсем молодым и мало кому известным Евгением Мироновым в главной роли. И ведь, казалось бы, сколько снято об этом – и им, и сотнями других кинематографистов, – но всякий раз удается найти новую краску…

Конечно, во многом короля играет свита, и едва ли «Надвое» вышел бы такой тонкой историей, если бы не актеры. А Александр Петров и Данила Козловский работают в кадре так, словно это уже сложившийся тандем, а не первый опыт совместных съемок. Но, конечно, это опять же, при всем их таланте, заслуга Тодоровского, который известен своим умением превращать актеров в слаженно звучащий оркестр, рождающий потрясающе красивую мелодию.

Такую, которую, видимо, никогда не сыграть Насте. Зато у нее есть другие таланты. Например, так взять в оборот «волка-одиночку», всегда старательно избегавшего серьезных отношений, что тот сам не понял, как оказался в них. И самое смешное, что его никто не неволил.

Линия Саши и Насти – без сомнения, оригинальнее и веселее, чем линия Кости и Иры. Ну а как иначе, если бабник, на котором клейма ставить негде, жалуется другу, что налаживает совместный быт с девушкой, с которой до сих пор даже не спал?..

Впрочем, у Кости все не так весело и без сравнений. Он искренне любит (или все-таки нет?) свою жену Лизу (Анна Синякина), их брак не то, чтобы идеален, но кажется крепким, они собираются стать родителями. А тут вдруг эти чувства, которые тянут Костю в Питер – к этой взбалмошной и вроде бы совершенно ему не подходящей Ире. И он бы рад выкинуть ее из головы, но не выходит.

Все зыбко, неопределенно. «На будущем пелена, на прошлом туман с Невы…», как пел Максим Леонидов в песне, которой данный текст обязан своим названием. Наблюдение за тем, как герои мечутся, не способные разобраться в себе, удивляют и удивляются своим собственным выходкам, затягивает незаметно. Мягко, без нарочитых гэгов и выжимания из зрителя слез.

И вот ты уже сопереживашь Саше, хотя поначалу он тебе совершенно не нравился. Да и Ира не такая уж вертихвостка, как думалось. Сценаристы умудрились прочертить арку для каждого. Причем не только для основной четверки, но и для той же Лизы, в жизни которой все непросто и без измен Кости.

Саша и Костя – очень разные. Как Питер и Москва. Но они две стороны одной медали. Они оба – собирательный образ зрелого мужчины, которому кажется, что он хозяин своей жизни, и что он все может и знает. И который вдруг оказывается совершенно бессильным перед сокрушительной силой любви.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Французская утонченность: За что мы любим Леа Сейду

Режиссер Бертран Бонелло называет ее «Катрин Денев своего поколения». Массовый зритель знает ее как главную любовь Джеймса Бонда, в то…

3 часа назад

«Верни ее из мертвых»: Все смешалось в доме Салли Хокинс

17-летний Энди (Билли Бэррэтт) и его слабовидящая сестра Пайпер (Сора Вон) теряют отца. Потому до совершеннолетия старшенького их отправляют на…

8 часов назад

IX «Горький fest» посвятят авангарду в кино и отечественном искусстве

Организаторы «Горький fest-2025», фестиваля нового российского кино, представили программу и жюри. Смотр откроет драмеди Романа Артемьева «Беги» с Михаилом Пореченковым…

1 день назад

«Бриллиантовая бабочка» взмахнет крыльями в ноябре

Вручение дебютной премии Евразийской киноакадемии «Бриллиантовая бабочка» вместо ранее заявленной даты (5 декабря) пройдет 24 ноября 2025 года в Москве.…

1 день назад

Бабки-ежки отечественного кинематографа

Еще несколько лет назад казалось, что пора киносказок безвозвратно ушла, однако «Последний богатырь» вернул интерес публики и кинодеятелей к фольклорным…

1 день назад

Какие солнцезащитные очки носили культовые киногерои

Только ли от солнца защищают летние очки? Глаза, как зеркало души, прячут от окружающих за темными стеклами, скрывая свои бессонные…

1 день назад