Первое, что появляется на экране – еще до начальных титров – надпись в правом верхнем углу «Посвящается Жене». То есть актрисе Евгении Брик, жене Валерия Тодоровского, который не стало в феврале этого года. Это посвящение как-то сразу настраивает на лирический лад, и, как вскоре выясняется, совершенно правильно.
«Надвое» – пример того, как может вводить в заблуждение трейлер. Формат рекламного ролика требует броскости, хлесткого ритма, мелкого монтажа – всего того, что в сериале Валерия Тодоровского нет. Он по-хорошему старомоден и неспешен, и, как и «Оттепель» – первый и до этого момента последний (Валерий Петрович вообще говорил в свое время, что так устал, что больше в эту сторону ни ногой) режиссерский опыт Тодоровского в формате сериала, – больше похож на кино. Причем не только картинкой, но и манерой повествования.
По сюжету двое приятелей-москвичей и коллег по работе в консалтинговой компании – заводила и ловелас Саша (Александр Петров) и правильный до зевоты семьянин Костя (Данила Козловский) – едут в командировку в Питер. И все тут же идет наперекосяк. Девушка Ира (Ирина Старшенбаум), которая должна была их встретить на вокзале, не появилась, а клиент-банкир таинственным образом исчез. И вместо проработки маркетинговой кампании москвичам приходится давать показания следователю.
Но отделались легким испугом и даже осталось время на личную жизнь. Саша отправился на поиски приключений, выцепив незнакомку в Тиндере, а верный жене Костя, дабы как-то загладить вину перед уволенной из-за них Ирой, согласился сводить ее в ресторан. И, казалось бы, ничего такого, но из искры, как известно, разгорится пламя, а она, определенно, промелькнула.
Удивил самого себя и Саша, когда на обратном пути в Москву познакомился с виолончелисткой Настей (Елизавета Базыкина). Мимолетный, почти автоматический для него флирт внезапно обернулся совместным проживанием с совершенно незнакомой девушкой.
Что двум друзьям делать со своими внезапно нахлынувшими чувствами – не очень понятно. Одно совершенно очевидно: их жизнь разделилась надвое, и как раньше, уже не будет. Никогда.
Тема внезапной, иррациональной, всепоглощающей и болезненной любви – одна из ключевых в творчестве Валерия Тодоровского. Достаточно вспомнить, что о таком разрушительном чувстве был первый же его фильм – драма с исчерпывающим названием «Любовь» (1991) с еще совсем молодым и мало кому известным Евгением Мироновым в главной роли. И ведь, казалось бы, сколько снято об этом – и им, и сотнями других кинематографистов, – но всякий раз удается найти новую краску…
Конечно, во многом короля играет свита, и едва ли «Надвое» вышел бы такой тонкой историей, если бы не актеры. А Александр Петров и Данила Козловский работают в кадре так, словно это уже сложившийся тандем, а не первый опыт совместных съемок. Но, конечно, это опять же, при всем их таланте, заслуга Тодоровского, который известен своим умением превращать актеров в слаженно звучащий оркестр, рождающий потрясающе красивую мелодию.
Такую, которую, видимо, никогда не сыграть Насте. Зато у нее есть другие таланты. Например, так взять в оборот «волка-одиночку», всегда старательно избегавшего серьезных отношений, что тот сам не понял, как оказался в них. И самое смешное, что его никто не неволил.
Линия Саши и Насти – без сомнения, оригинальнее и веселее, чем линия Кости и Иры. Ну а как иначе, если бабник, на котором клейма ставить негде, жалуется другу, что налаживает совместный быт с девушкой, с которой до сих пор даже не спал?..
Впрочем, у Кости все не так весело и без сравнений. Он искренне любит (или все-таки нет?) свою жену Лизу (Анна Синякина), их брак не то, чтобы идеален, но кажется крепким, они собираются стать родителями. А тут вдруг эти чувства, которые тянут Костю в Питер – к этой взбалмошной и вроде бы совершенно ему не подходящей Ире. И он бы рад выкинуть ее из головы, но не выходит.
Все зыбко, неопределенно. «На будущем пелена, на прошлом туман с Невы…», как пел Максим Леонидов в песне, которой данный текст обязан своим названием. Наблюдение за тем, как герои мечутся, не способные разобраться в себе, удивляют и удивляются своим собственным выходкам, затягивает незаметно. Мягко, без нарочитых гэгов и выжимания из зрителя слез.
И вот ты уже сопереживашь Саше, хотя поначалу он тебе совершенно не нравился. Да и Ира не такая уж вертихвостка, как думалось. Сценаристы умудрились прочертить арку для каждого. Причем не только для основной четверки, но и для той же Лизы, в жизни которой все непросто и без измен Кости.
Саша и Костя – очень разные. Как Питер и Москва. Но они две стороны одной медали. Они оба – собирательный образ зрелого мужчины, которому кажется, что он хозяин своей жизни, и что он все может и знает. И который вдруг оказывается совершенно бессильным перед сокрушительной силой любви.
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…
Министр культуры России Ольга Любимова вручила государственные награды деятелям культуры и искусства. Орденом «За заслуги в культуре и искусстве» отметили…
Запоминающееся нестандартное лицо, огромный диапазон образов: от крайне жесткого до романтичного мягкотелого героя. Федор Лавров в последнее время – талисман…