Рассказываем о лучших анимационных короткометражках Московского кинофестиваля.
ММКФ – это не только разнообразные фильмы со всего мира, но и мультипликационные проекты, которые зачастую остаются в тени художественных лент. Кураторы анимационной программы фестиваля Алена Сычева и Татьяна Цыварева собрали работы, которые ранее не показывали в России. В их числе – два альманаха для взрослых: «О жизни и смерти» и «О фантазиях и реальности». «КиноРепортер» посмотрел оба и решил рассказать о пяти лучших анимационных короткометражках.
«Кошкадер»
«Кошкадер» – единственная российская работа в программе мультипликационных короткометражек, но при этом одна из самых запоминающихся. История режиссера Кати Михеевой придется по вкусу всем, кто любит антропоморфных животных, сочетание 2D и 3D-анимации, элементы абсурда, черный юмор и неожиданные твисты в финале. Хронометраж мультфильма – всего шесть минут, но этого хватит, чтобы вы прониклись приключениями кошачьего аниматора, готового пойти на все ради качества своего продукта.
По сюжету, героя берут на работу в студию, однако его дебютный проект не нравится начальнику. Тогда в погоне за аутентичностью кот-аниматор решает попробовать себя в роли каскадера, чтобы создавать правдоподобные спецэффекты. Главное – правильно распорядиться своими девятью жизнями. Под видом обычной истории о буднях мохнатого творца Михеева и ее команда выпустила динамичный психоделический триллер с элементами комедии и боевика, которому самое место в альманахе «Любовь. Смерть. Роботы».
«Разбитое окно»
Иранская постановщица Фарзане Омидварния использует свои кукольные работы в качестве социального высказывания. В центре внимания ее проектов – обычные люди, отчаянно пытающиеся выжить, найти место под солнцем или просто адаптироваться к новым реалиям. Мультипликатор смело говорит о таких острых темах, как беженство, ужасы войны и цена человеческой жизни. В своей новой работе, самой продолжительной во всей ее фильмографии, Омидварния рассказывает камерную историю, истинный посыл которой открывается зрителям только в конце.
Главный герой «Разбитого стекла» – пожилой ветеран, прикованный к инвалидному креслу. У него не осталось никого из близких, кроме любимой курицы. Размеренную, но одинокую и порой несчастную жизнь мужчины нарушает неизвестный хулиган, раз за разом разбивающий окно старика. Бедняга вместе с курицей пытается вычислить подлеца, устраивает засады и даже готовится применить оружие. Однако истинная личность хулигана заставляет героя пересмотреть свое отношение к жизни. Сильное и актуальное произведение, которое посредством юмора старается напомнить нам о надежде, человечности и мечтах.
«Томатная кухня»
Нашлось место в мультипликационных альманахах и азиатским проектам. В мире, созданном китайским режиссером Цзюньи Сяо, люди одержимы томатами: их постоянно употребляют в пищу, а многочисленные рекламные билборды и ростовые куклы только и напоминают о том, что пора пристраститься к красному-прекрасному. Однако в приготовлении блюд и напитков кроется жуткий секрет – все они делаются из человекоподобных помидоров. Решив выступить против томатного угнетения, главный герой невольно вспоминает страшную тайну своего прошлого.
«Томатная кухня» выполнена в лучших традициях азиатских триллеров: лихо закрученный сюжет, жестокость, клиффхэнгер, который, правда, может показаться немного предсказуемым, мощный финал, оставляющий после себя чувство безнадежности, и море крови. Точнее, томатного сока. Помимо интригующего сюжета, у мультфильма также приятная минималистичная рисовка с налетом конструктивизма, напоминающая ранние работы знаменитого аниматора Генндия Тартаковского.
«В самый раз»
Еще одна китайская короткометражка, но теперь без насилия и кровопролития. «В самый раз» рассказывает трогательную историю двух совершенно разных, но в то же время одинаковых по характеру пар. По пути на важное торжество герои изучают Францию, ее бескрайние поля, уютные улочки и живописные берега. Постоянное недовольство отдельных персонажей выливается в забавные туристические сценки, в которых зрители могут легко узнать себя.
Короткометражка представляет собой наглядную демонстрацию китайского туризма как явления: массовые закупки сувениров и одежды, гастрономическая адаптация, желание увидеть все и сразу и, разумеется, десятки, сотни и тысячи фотографий. Показано это чисто в положительном, комическом ключе и больше похоже на самоиронию авторов. Но прежде всего «В самый раз» – анимационная дань уважения Франции, которая в значительной степени повлияла на китайскую культуру.
«Розмари после смерти отца»
Завершает нашу подборку самый, возможно, трогательный короткометражный мультфильм ММКФ. Как сказал один мудрец, чем проще, тем лучше, и здесь эта фраза подходит идеально. «Розмари после смерти отца» полностью нарисована от руки цветными карандашами и очень напоминает детские наброски. Это помогает зрителям обрести чувство единения с новорожденной героиней мультфильма – дочерью аниматора, размышляющего о том, как могла бы сложиться судьба его ребенка, если бы в ее жизни не было отца.
Это семейная история (над лентой действительно работала целая семья) о страхах и переживаниях, мечтах и надеждах, отцах и детях. За 10 минут вы вместе с главным героем проживете сразу несколько жизней, хороших и не очень, чтобы в конце концов убедиться, что боязнь ответственности за маленького человечка беспочвенна. Перед просмотром лучше приготовить носовые платки, поскольку под занавес этого короткого эмоционального путешествия, где радость неразрывно связана с печалью, вы просто не сможете сдерживать слез.
Комментарии