Журнал

Можем повторить: Кто и почему возвращает в прокат культовое кино

Проверенные временем фильмы все чаще появляются в кинотеатрах. И дело вовсе не в дефиците новинок. «КиноРепортер» разобрался в том, каковы причины этих камбэков, сколько зарабатывает «старое» кино и кому интересно его показывать.  

После победного шествия «Аватара» в кинотеатрах в начале 2010-х поднялась настоящая волна повторных релизов блокбастеров прошлого, доработанных под 3D. На этом цунами в новомодный формат выбросило «Титаник»: Джеймс Кэмерон потратил 18 млн долларов на конвертацию в 3D и реставрацию в 4K.

Ход оказался крайне удачным, фильм вышел в прокат к столетию катастрофы и добавил в свою копилку $343 млн, став вторым блокбастером в истории, собравшим более $2 млрд (первым был как раз «Аватар»). Затем Стивен Спилберг отметил трехмерным перерождением 20-летие «Парка Юрского периода», а Джордж Лукас выпустил в 3D первую серию «Звездных войн».

Затем, правда, Lucasfilm купила Disney, решившая заняться трилогией новых эпизодов, а не возвращением старых. Но прежде чем переснимать свое анимационное наследие, студия, наоборот, проверила любовь зрителей, перевыпустив в 3D «Короля Льва», «В поисках Немо», «Красавицу и Чудовище», «Корпорацию монстров», «Русалочку» и две первых «Истории игрушек».

Увы, к 2017 году зрителям порядком надоело носить очки, и мода на технологию спала: «Терминатор 2: Судный день 3D» провалился, едва собрав по миру $4 млн — в 85 раз меньше «Титаника»! Тем не менее 8 из 10 самых кассовых повторных релизов в России — 3D-конвертации. Неудивительно, ведь ими занимались прокатчики-мейджоры, которые готовы тратиться на рекламу и могут договориться с кинотеатрами о более выгодном показе.

Однако в целом повторный прокат старых фильмов крупных российских игроков не особо интересует. Из всех дистрибуторов, представляющих интересы голливудских мейджоров, лишь «Каро Премьер» изредка выпускала на нашей территории «старье»: в 2016-м – трех первых «Гарри Поттеров», в 2018-м – праздновавшую полувековой юбилей фантастику Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», а в прошедшее ковидное лето — к премьере ожидаемого «Довода» — «Начало» Кристофера Нолана. Негусто, если сравнивать с США, где культовое кино регулярно, хоть и ограниченно, возвращается в кинотеатры.

Прошлогодним выпуском «Матрицы» уже занималась небольшая компания «Маурис Филм», приурочившая релиз к 20-летию со дня выхода боевика сестер Вачовски в российский прокат. Ленту показали в 105 городах России, и, собрав 24 млн рублей, она стала самым кассовым «старым» фильмом в отечественном прокате из тех, что выходили в обычном формате. Однако дальше дело не пошло: с тех пор компания выпустила лишь два европейских фестивальных фильма, и оба новых.  

«Это нормальное явление для бизнеса, когда далеко не основным направлением крупная компания сама не занимается, а передает в управление малой. У них наверняка задачи есть важнее и масштабнее, чем выпуск фильмов в РФ из своей библиотеки», — объясняет отсутствие интереса у мейджоров Алексей Бажин, арт-директор компании «Иноекино», которая 6 лет назад начала показывать в кино классику мирового кино и культовые фильмы.

Инициатива стартовала с разовых показов в одном кинотеатре и доросла до выпуска фильмов в российский прокат в 50–100 городах на 150–300 копиях. Крупнейшим успехом «Иноекино» стал культовый «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера, на идеи из которого, по мнению Бажина, появился общественный запрос.

Пандемия ударила по компании, как и по всей индустрии, но она все же выпустила в этом году «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта и «Сияние» Стэнли Кубрика. Несмотря на сложную ситуацию с кинотеатрами, фильмы заняли вторую и третью строчки в списке самых кассовых релизов фирмы.

Решение, за какую классику взяться, по словам Бажина, зависит от понимания мирового кинематографа, ценности большого экрана для тех или иных фильмов, грядущих и новейших реставраций, юбилеев.

«Логика «спрос диктует предложение» далеко не всегда применима в нашей компании, бывает и ровно наоборот».

В своем ностальгическом сегменте «Иноекино», среди других релизов которой — «Чужой», «Апокалипсис сегодня», «Форрест Гамп» и «Побег из Шоушенка», без сомнения, является лидером. С пыльными зрительскими хитами когда-то пытались работать и другие прокатчики: «Каравелла DDC» в 2012-м («Криминальное чтиво», «Ромео + Джульетта», «Большой Лебовски», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе») и «Другое кино» в 2013-м («Карты, деньги, два ствола» и «Назад в будущее»), но без особого успеха: обе компании давно закрылись.

Некоторые прокатчики показывают кино целыми режиссерскими ретроспективами. Russian World Vision крутила в кинотеатрах Дэвида Линча, «Искусство кино» — отреставрированного Андрея Тарковского, «План Проект» — подборку картин Алексея Германа, «Русский репортаж» анонсировал большую программу Ларса фон Триера к 65-летию.

Особенным успехом среди россиян пользуется анимация Хаяо Миядзаки. В 2018-м кинокомпания «Пионер» приобрела права на коллекцию из 17 фильмов японской студии Ghibli, не все из которых показывали у нас на большом экране.

«В нынешних условиях, когда мы наблюдаем страшную нехватку контента, такие культовые вещи, как фильмы Миядзаки, обретают новую жизнь», – отмечает генеральный директор кинокомпании Александра Геллер. В «Пионере» результаты проката Миядзаки считают успешными: «Отклик невероятный, зрителей на сеансе бывает больше, чем у самых кассовых и важных фильмов уик-энда».

По ее словам, ходят не только давние фанаты аниматора, но и новые зрители. Самым кассовым участником ретроспективы стали «Унесенные призраками». Прокатчик также работает с фанатской аудиторией: поклонники аниме собираются в группы «ВКонтакте» по городам и просят кинотеатры поставить фильм в прокат. При этом компания не собирается ограничиваться Миядзаки и продолжит экспериментировать.

«Повторный прокат культовых картин всегда удачен и всегда актуален. Пересматривать шедевры на большом экране – это совершенно другой опыт восприятия, и его невозможно сравнить с просмотром дома, как бы хорошо ты ни знал фильм, всегда открывается что-то новое».

Что ж, если это действительно так, то стриминг никогда не убьет кинотеатры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

7 часов назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

9 часов назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

13 часов назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

14 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

19 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад