Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > «На вершине горы»: Сколько нужно миллиардеров, чтобы разрушить мир

«На вершине горы»: Сколько нужно миллиардеров, чтобы разрушить мир

7 июня 2025 /
«На вершине горы»: Сколько нужно миллиардеров, чтобы разрушить мир

Стив Карелл в сатирической комедии от создателя «Наследников» про владельцев технокорпораций.

В роскошном особняке, расположенном где-то в горах, среди живописных заснеженных пейзажей, собираются с целью затусить четверо непростительно богатых белых мужчин, связанных давней и крепкой дружбой. Один – владелец социальной сети, в которую недавно внедрили новый инструмент для создания реалистичных дипфейков. Из-за чего вот-вот наступит конец света. Компания второго, в свою очередь, разработала инструмент для распознавания контента, сгенерированного ИИ, но пока его не презентовала. Третий в их компании – вроде как за главного, потому что самый старший. А четвертый – самый бедный и надеется выклянчить у товарищей миллиард на свой заведомо провальный стартап.

Фильм «На вершине горы» автор «Наследников» Джесси Армстронг сварганил в рекордно короткие по меркам современного кинопроизводства сроки: к написанию сценария приступил в январе, а уже 31 мая на HBO состоялась премьера. К чему такая спешка, наверное, понятно. Сатира ведь обычно хороша, когда с пылу с жару, на злобу дня. А мы в такое время с вами живем, когда все вокруг меняется стремительно, и что сегодня актуально, завтра покроется плесенью. Кажется, недавно еще квадроберы считались чуть ли не главной угрозой России, а сейчас вряд ли кто вспомнит, что это вообще за квадроберы такие были.

«На вершине горы»

Кроме того, «Эмми» же этой осенью будут вручать фильмам и сериалам, выпущенным по 31 мая 2025 года включительно. То есть выйди «На вершине горы» на день позже – и в номинанты смог бы попасть только летом следующего года. К тому моменту фильм бы ценность свою как минимум подрастерял, поскольку это произведение в первую очередь именно остросатирическое. А сатира, как было сказано выше, имеет ограниченный срок годности. Те же упомянутые «Наследники», завершившиеся всего два года назад, отражали реалии мира, ныне ушедшего в прошлое. Мира, где всем заправляли транснациональные медиакорпорации и их руководители – умные (в основном) и циничные воротилы.

Джесси Армстронг там как раз и фиксировал переход между эпохами. В финале, если помните, империю имени Логана Роя со всеми активами выкупил чудаковатый ИТ-магнат из Скандинавии в исполнении Александра Скарсгарда. В фильме «На вершине горы», который по ряду признаков справедливо рассматривать в качестве своего рода продолжения «Наследников» (или полнометражного спецэпизода), мы уже видим, как такие же чудаковатые ИТ-магнаты всем заправляют в новом дивном мире. И понимаем, что в старом жилось как-то лучше, спокойнее. Меньше, по крайней мере, было поводов не верить глазам своим.

«На вершине горы»

Безусловно, Армстронг несколько преувеличивает, когда изображает тотальный кризис, вызванный дипфейками. Дескать, где-то выкатили очередную нейросетевую фичу  – и тут же стали межнациональные конфликты обостряться и экономики рушиться. Как будто без того межнациональные конфликты не обострены повсеместно, а экономики не рушатся. И никто как будто не в курсе, что через интернет дезинформации распространяется больше, чем, собственно, информации.

С другой стороны, и недооценивать влияние Илонов Масков, Цукербергов и Сэмов Альтманов на глобальные процессы нельзя. Более того, это влияние, раз уж на то пошло, и переоценить невозможно. Что Армстронгу удается продемонстрировать с пугающей убедительностью. Про масштабный блэкаут в Испании 28 апреля слыхали? Так вот, в одной из сцен фильма, отснятого, к слову, незадолго до указанной даты, герои как раз обсуждают, а не отрубить ли им электричество в какой-нибудь европейской стране – так, для острастки, благо связи и средства позволяют. Совпадение, вероятно. Но до чего эффектное.

«На вершине горы»

Хотя, опять же, как будто кто-то не в курсе, что у первых лиц бигтеха слишком много денег и власти. И что дипфейки и тому подобные побочные продукты научно-технического прогресса зачастую оборачиваются злом, так как люди склонны искать и находить для них неправильные способы применения. Тут Джесси Армстронг нам Америку не открывает. Но вместе с тем делится с нами откровением, прямо-таки в стиле Иоанна Богослова, представляя квартет главных героев как четверку всадников апокалипсиса. Согласно пророчеству его, конец света уже близок, и наступит он якобы из-за таких вот инфантильных кретинов, занимающих верхние строчки рейтинга Forbes и использующих свои громадные состояния для претворения в жизнь грандиозных идей, коими головы их полнятся.

Давно известно, что нет ничего страшнее инициативного дурака. Тем не менее как-то мы оказались в ситуации, когда инициативные дураки буквально захватили планету и крутят ею как хотят, навязывая миллионам – если не миллиардам – граждан свою волю посредством тех же самых подконтрольных им социальных сетей. И очевидно, что ничем благоприятным это не закончится. Ну а пока в фильме «На вершине горы», в котором, кстати, Джесси Армстронг еще и немного полемизирует с Айн Рэнд (оригинальное название Mountainhead отсылает к роману The Fountainhead, где утверждается, что за индивидуалистами-нонконформистами – будущее, причем светлое), придурки-техноолигархи потешно между собой ругаются и устраивают беготню по фешенебельным интерьерам, в промежутках неся смехотворную ахинею.

«На вершине горы»

Персонаж, явно списанный с Илона Маска, презентует, например, такой план урегулирования арабо-израильских разборок: «Когда пацан из Палестины увидит крутой контент от пацана из Израиля, они сразу такие: эй, все нормально! – и все закончится». И в этом он весь. В том смысле, что приведенная реплика персонажа исчерпывающе характеризует. А, скажем, герой Стива Карелла (Марк Андриссен пополам с Питером Тилем) то и дело пускается в комично завиральные рассуждения, ссылаясь на Канта и Платона, и он также в этом абсолютно весь.

Иными словами, действующие лица «На вершине горы» похожи на живых людей не более, чем на живых людей похожи настоящие Цукерберг и Илон Маск. Последнее, с одной стороны, Джесси Армстронга в какой-то степени оправдывает. А с другой стороны, от фильма со столь многообещающей заявкой – сейчас мы как возьмем да как пропесочим капитально всех этих техноолигархов, мало не покажется! – резонно ожидать все-таки чего-то несколько большего, чем в меру остроумный телеспектакль про компанию карикатурных придурков, к тому же венчающийся неуклюжим экзерсисом в жанре слэпстик. Впрочем, как говорится, по мощам и елей.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: