«Закон каменных джунглей» можно смело отнести к традициям романа-воспитания, который был очень популярным жанром в английской литературе. В XIX веке его существенно реформировал Чарльз Диккенс, который придумал показать поиск молодого человека собственной идентичности в несвойственной и враждебной для него атмосфере — во «взрослом» мире криминала. Речь, конечно, о произведении «Приключения Оливера Твиста». Некоторые издания романа открывались предисловием автора, в котором он отмечал, что описать «реальных членов преступной группы во всем их уродстве, показать их нищую жизнь» — значит оказать обществу услугу. Диккенс хотел рассказать, как лишения и нужда толкают на преступления даже детей, что они как губка сначала впитывают в себя жестокость улиц, а потом начинают выливать ее на окружающих. Предостережения писателя обесценили геополитические катастрофы XX века, в результате которых для миллионов молодых людей, потерявших надежду на государственные институты, асоциальный образ жизни стал привлекательным и даже романтизировался. Данная проблематика отрефлексирована европейским кинематографом, многие находки которого впитал в себя «Закон каменных джунглей». Всеми героями данных фильмов движет цель адаптироваться в мире, который их не принимает.
Шотландия 70-х. Школьник Джон до определенного времени был примерным во всех отношениях ребенком. Но, как говорится, в момент все навалилось: переход в старшие классы, проблемы в семье, непонимание сверстников… И Джон решает, что жить по правилам хулиганской стаи проще и правильнее, тем более, его старший брат тоже выбрал такой путь. Полетели в пропасть планы о престижном университете, хорошей работе, и в жизни Джона остались только жестокость, боль и одиночество, потому что в его новой среде обитания каждый сам за себя. Фильм убедительно показывает, как меняется психика подростка, открывшего для себя другую сторону жизни. В «Законе каменных джунглей» таких подростков уже пять.
Великобритания 80-х после окончания Фолклендской войны, конфликта между Великобританией и Аргентиной. Консервативное правительство Маргарет Тэтчер пытается укрепить экономику страны после затяжного кризиса, однако положение простых жителей стремительно ухудшается — сказывается борьба с профсоюзами, высокий уровень безработицы, повышение налогов и урезание расходов на социальную помощь. Неудивительно, что при отсутствии опоры на государственные институты, молодым людям приходится искать поддержку где-то еще. Главный герой Шон, ко всему прочему, потерял отца на войне, а его мать так и не смогла взять себя в руки после трагедии. Пока в соседней Шотландии примерно в это же годы происходят события культового фильма и одноимённого романа «На игле» (Trainspotting), в Англии одинокий Шон оказывается на обочине жизни, где и встречает внешне жизнерадостных скинхедов. Наивный парень с лёгкостью проникается их идеями, как и герои «ЗКД» романтикой преступной жизни, но никто из них не представляет, к каким последствиям приведёт этот выбор.
История Франции 90-х. Один день из жизни трех друзей, жителей бедных кварталов Парижа. Они не могут получить образования, работы, одним словом — изгои. По всему городу только что прошли уличные беспорядки против полицейского произвола — во время задержания стражи закона застрелили подростка арабского происхождения. Улица ответила им тем же. Герои находят на улице чей-то пистолет и отправляются с ним куда глаза глядят. Они хотят заставить уважать свои права любыми способами. Раз в наступающем прогрессивном и цивилизованном XXI веке им не находится места, значит остаётся полагаться на инстинкты! Жить по законам джунглей, как учит парней из «ЗКД» герой Александра Петрова.
Эпос о жизни бразильских трущоб в 60-80-е годы отличается от фильмов выше. Во-первых, его герои еще моложе. Во-вторых, они изначально рождаются в такой среде, которая едва ли оставляет им выбор. Их родина — Сидаде-де-Деуш, один из самых криминальных районов Рио-де-Женейро, в который правительство намеренно переселило беднейших жителей города. Город Бога быстро вышел из-под контроля и власть в нем фактически захватила преступность. У детей там нет особого выбора — уже с 7-8-летнего возраста они вовлекаются в уличные разборки, объединяются в банды, и в итоге из-за своего подросткового максимализма становятся опаснее любого взрослого. Безрассудность героев «ЗКД» тоже позволяло им укреплять своё положение в иерархии, но неизбежно приводило к далеко идущим последствиям.
В конце XX—начале XXI века на смену серьезной реалистичности пришел авантюрный комиксовый стиль. В 1998 году вышел «Карты, деньги, два ствола» (Lock, Stock and Two Smoking Barrels), который заложил основы черной комедии про начинающих преступников. В 2005 году режиссёр Роман Полански обратился к наследию Диккенса и снял новую киноверсию Оливера Твиста. Избавившись от многих драматических линий, он ставит во главу угла авантюрный, насыщенный действием нарратив, экранизируя скорее не роман, а комикс по мотивам. Такой метод нашёл отражение в современных историях о малолетних преступниках. Как минимум, ещё два проекта можно считать предтечами «ЗКД».
Популярный британский сериал 2009 года, продержавшийся в эфире 5 сезонов. Герои — трудные подростки, которым по решению суда предстоят совместные исправительные работы. Но в сюжет вмешивается фантастический элемент, и вот мы уже наблюдаем взрывоопасную смесь — трудных подростков с суперспособностями. Теперь они чувствуют себя еще более непохожими на остальных, помимо социального положения добавились еще и физиологические отличия. Это принесёт им больше сложностей, но и научит принимать бОльшую ответственность за свои решения, как и завещал другой популярный герой комиксов. Комиксная стилистика близка и «ЗКД», в издательстве Bubble даже выходила мини-серия графических историй о персонажах сериала.
Если раньше в российском кинематографе истории о начинающих преступниках было принято рассказывать с серьезным лицом, то «Все и сразу» показал, что жанр молодёжного гангстерского комикса вполне приживается и у нас. Справедливости ради нужно отметить, что в 2002 году был фильм «Даже не думай», но в нём было больше пародии на жанр, чем переноса его особенностей на российскую действительность. «Все и сразу» уже очень близок к тому, что покажет «ЗКД» — бодрый монтаж, правдивые герои, остроумные сцены. В нём молодое поколение российского кино тоже умело адаптирует наследие европейского кинематографа. Ищем другие отсылки к культовым фильмам в сериале «Закон каменных джунглей» с 25 марта в 23:00 на телеканале ТНТ4.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…