Маша Мацель признавалась, что после роли комсомолки Зины в сериале «Перевал Дятлова» боялась, что будет ассоциировать исключительно с ретро. Но ее опасения были напрасными. Сначала криминальная сага «ЮЗЗЗ», а потом и горячие премьеры этой осени – гипнотическая драма Романа Михайлова «Отпуск в октябре» и мистический детектив «Черное облако» – доказали, что молодой белорусской актрисе прекрасно удаются образы современных девушек.
Наверное, это было естественно. Я занималась в театральной студии и понимала, что буду поступать на актерский. В Минске я не хотела ни оставаться, ни учиться, в Санкт-Петербурге почти поступила, просто выбрала Москву.
Мама часто ездила в командировки, и я как-то раз с ней приехала – мне ужасно не понравилось, потому что было начало весны, очень холодно. Когда позже приезжала с подругами за год до своего поступления, уже было весело. Но мне кажется, я вообще не видела Москву до второго курса. ВГИК далеко от центра находится, и мы жили в режиме «общежитие – институт».
Первую встречу с курсом устроили в Макдоналдсе, и там в туалете у меня украли телефон. Зачем-то вызвала полицию, пришлось даже звонить папе, чтобы он приехал, поскольку я была несовершеннолетней. Полицейские предупредили, что телефон вряд ли найдется. Мы удаленно его заблокировали, мне сказали, мол, найдете – позвоните, и я думала, этим все и закончится. Но через несколько дней позвонил таксист и мне его вернул. Я тогда подумала, что Москва меня приняла, раз ко мне вернулся телефон в огромном городе, в котором это практически невозможно.
Приходится сразу друг друга узнавать, потому что сразу дают много заданий, этюдов – времени на притирку нет. Выглядело это как социальный эксперимент, когда 25 крысят засовывают в одну клетку, им надо всем вместе что-то делать и не поубивать друг друга в процессе. Но мне кажется, и педагогам сложно, потому что они же тоже нас воспринимают как своих детей. Естественно, мы их воспринимаем как небожителей, все, что они скажут, – это закон и правда. Хотя на самом деле они такие же люди с такими же проблемами, просто постарше.
Когда я училась, все жили в Минске и до сих пор живут. Иногда родители приезжали ко мне на экзамены, иногда я к ним на каникулы. Но разрыв ощущался. Особенно сложно было во время карантина. Хорошо, что я в общежитии жила – мы с однокурсниками быстро стали «семьей» и не давали друг другу скучать.
Нужно было быстро ввестись в уже существующий спектакль. Искали замену, и мне просто случайно позвонили. Когда вводишься за неделю на роль с таким объемом текста, песен, танцев – это совершенно безумный опыт и очень хорошая зарядка для мозга. К четвертому курсу все равно немного расслабляешься, а такой жесткий ввод очень сильно заряжает и напоминает, что ты реально можешь пахать как лошадь.
После «Перевала Дятлова» я стала по-другому чувствовать себя на пробах – спокойнее, свободнее, увереннее, могу сразу раскрыться. Не нужно уже что-то доказывать, с нуля показывать весь свой диапазон.
Мне, видимо, проще себя так вести – не преклоняться, не падать в обморок от того, что звезда со мной разговаривает. И я замечаю, что им тоже так проще. В глубине души всем хочется, чтобы к ним просто по-человечески относились. И, может быть, забыли на секунду, что это Виктория Исакова или Филипп Янковский. Я сама – не Мария Мацель, которая снималась в «Перевале Дятлова» или где-то там еще, а просто Маша. Мне так понятней. Но меня восхищает их внутренняя свобода – как они работают, как умеют поставить себя и выстроить свои границы. Я, например, этого еще не умею.
На самом деле любой злодей – всегда раненный человек. Нам злодеи и нравятся потому, что мы видим в них слабости, которые есть в нас самих. С ними нам всегда проще себя ассоциировать.
Я совсем не похожа на свою героиню в «Черном облаке» и никогда себя так не веду. Но когда включаются камеры, ты все равно даешь себе карт-бланш. Мне очень нравится история про Паулину Андрееву, которая на съемках «Метода» перед сценой, где она полностью обнажена, просто пришла и сразу же сняла с себя халат, таким образом переключившись и почувствовав себя свободно. Этот халат нужен всегда – когда нужно кричать, ругаться или очень сильно плакать. Ты приходишь на площадку и сразу снимаешь его с себя. Других вариантов нет.
Это мое предназначение, суть жизни. Кино, конечно, тоже, но там очень много людей, которые разделяют друг с другом ответственность. А из-за того, что я пишу и музыку, и тексты, я единственный человек, который ответственен за то, что выйдет в этот мир и что люди потом послушают. Поэтому я очень трепетно к этому отношусь и очень хочу, чтобы это было максимально близко к моему видению. Из-за того что у меня нет музыкального образования и умения работать именно со звуком, сложно найти людей, которые поймут, чего я хочу. Учиться доверять тоже трудно, потому что у взрослых музыкантов уже есть свое представление, как должен звучать альбом молодой девушки, чтобы он продавался. А мне хочется максимально отойти от слова «деньги». У меня уже написан альбом – надеюсь, он выйдет к весне. И если найдутся 20 человек, которые будут его слушать, мне будет очень приятно.
Если я узнаю о кастинге у режиссера, который мне нравится, конечно, я пытаюсь туда попасть. Но почему-то так получается, что, когда я пытаюсь ускорить события, лучше от этого не становится. Все судьбоносные знакомства и вещи, которые происходят у меня в жизни, приходят, когда я этого не жду и вообще занимаюсь чем-то другим. Поэтому это скорее про посыл в космос: подумала, положила на полочку… И если когда-нибудь это случится, то здорово.
Я лично очень устала от этого кино, скорее включу фильм про стариков, чем про школьников. Сложно придумать что-то новое или неожиданное в этом жанре. Но я недавно посмотрела фильм Наташи Мещаниновой «Один маленький ночной секрет», и мне кажется, у нее получилось показать подростковую жизнь. Не влезть в нее и расставить все ровно по полочкам со словами «я сейчас вам покажу, как живут подростки», а как бы подсмотреть со стороны.
Когда я была подростком, думала, что должна была родиться 100 лет назад. (Улыбается.) Жить либо во времена Толстого, либо во времена The Beatles, потому что мне не нравятся современная музыка и современная молодежь. И мне кажется, умение жить в другом времени – это классная характеристика для актрисы. Не на каждую можно надеть парик или запустить ее в 1950-е.
Я готова побриться налысо, выбить себе зубы, побрить брови. Толстеть, худеть. Это, кстати, самое сложное. Я очень люблю есть.
Я вообще не тусовочный человек, не очень коммуникабельный. Но все фестивали, на которых я была в этом году, очень здорово были организованы, и было интересно просто побывать в другом городе. На «Короче» в Калининграде я испытала какое-то удивительное ощущение, когда мы вышли после фильма «Летом асфальт теплый», и ко мне стали подходить люди и благодарить. В первый раз в жизни мне было не стыдно принимать комплименты, я чувствовала, что это заслуженно.
Мне, видимо, везет, что в основном люди пишут приятные слова — про проекты, которые сейчас выходят, или просто «Вы такая красивая!» (Улыбается.)
В любви важно, чтобы она вдохновляла, а не убивала.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…