Статьи

Мистер Аутсайдер: За что мы любим Хармони Корина

Родившийся и выросший в семье неотроцкистов-хиппи в столице кантри Нэшвилле, юноша с блаженным именем заявил о себе в 19 лет — когда вышел фильм Ларри Кларка «Детки» по его сценарию. Несовершеннолетние нью-йоркские скейтбордисты пили, курили траву и обсуждали девчонок, а один из них заражал девственниц СПИДом — такого про молодежь еще никто не снимал; фильм, понятное дело, вызвал фурор.

В 23 года Корин дебютировал как режиссер с болезненным шедевром «Гуммо», безжалостным взглядом на жизнь захолустного городка в штате Огайо, где пара подростков нюхает клей и убивает кошек, чтобы продать их мясо для закусочных. Впрочем, остальные жители тоже годятся в качестве идеальных иллюстраций к заявлению о «закате американской империи». В одной из главных ролей Корин снял свою тогдашнюю девушку Хлою Севиньи, с которой познакомился на «Детках», а оператором фильма стал Жан-Ив Эскофье, работавший с Леосом Караксом. Солидной кассы «Гуммо», понятное дело, не собрал, но в любви к нему признавались самые именитые режиссеры — Ларс фон Триер, Бернардо Бертолуччи, Гас Ван Сент и Вернер Херцог. Последний, кстати, появился в роли отца-деспота в следующем фильме Корина — пронзительной, натуралистичной истории о не совсем нормальной семье «Осленок Джулиэн», снятой почти по всем правилам «Догмы-95». Триер заметил пару нарушений, но был не сильно против и даже похвалил за творческий подход к постулатам манифеста, а гигант кинокритики Роджер Эберт, посмотрев фильм, поставил Корина в своей рецензии в один ряд с Кассаветисом, Годаром, Херцогом и Тарковским.

Кадр из фильма «Гуммо»

Затем была восьмилетняя пауза, большую часть которой Корин провел в блаженном угаре, живя в Лондоне и Париже и употребляя все возможные наркотики, в том числе героин, метадон и псилоцибиновые грибы. Именно тогда он заработал вечное вето на участие в «Шоу Дэвида Леттермана» — режиссер появился в эфире в измененном состоянии сознания и за кулисами залез в сумочку Мерил Стрип (правда, это было его уже четвертое появление в гостях у ведущего). Впрочем, нельзя сказать, что Корин бездельничал в этот сложный период: в его портфолио тех лет входит мрачный сценарий для «Кен Парка» Кларка, клип для Sonic Youth и Cat Power, телевизионный фильм про фокусника Дэвида Блейна, несколько фотовыставок и текст к песне Бьорк для альбома Vespertine.

Вернер Херцог в фильме «Осленок Джулиэн»

В 2007 году вышла неожиданно нежная, воздушная и очень печальная драма «Мистер Одиночествo», снятая на французские деньги, где, кстати, впервые после «Представления» Николаса Роуга на экране встретились Джеймс Фокс и Анита Паленберг. Да, это был вполне узнаваемый по чувству юмора и странной красоте фильм Корина — маленький негритенок мыл в ванне двойника Джорджа Вашингтона, в небе кувыркались счастливые монашки, в небольших ролях появлялись Херцог и Каракс. Но разница между этой картиной и двумя предыдущими была очевидна. Добрая меланхолия пришла на смену едкой горечи, а оголтелый death и black-metal сменила заглавная песня Бобби Винтона, расслабленная музыка еще одного любителя запрещенных веществ Джейсона Пирса из Spiritualized и композиции экспериментального коллектива Sun City Girls. Однако расслабляться зрителям Корин особенно не позволил — спустя пару лет вышел снятый на старые VHS дикий анархо-хэппенинг «Трахальщиков мусорных бачков», на который его навели детские воспоминания о досуге пожилых бомжей в родном Нэшвилле. Фильм, где Корин и его жена Рейчел в масках инфернальных стариков трутся о мусорные баки и громят все подряд, получил приз на Международном фестивале документального кино в Копенгагене, при том что был целиком постановочным.

Эшли Бенсон, Джеймс Франко, Рэйчел Корин и Ванесса Энн Хадженс в фильме «Отвязные каникулы»

Следующим фильмом стало глянцевое, неоновое и беззаботное на поверхности, но бесконечно печальное по сути прощание с молодостью «Отвязные каникулы». Там четыре веселые девушки (в том числе Рейчел Корин и Селена Гомес) просто хотели оттянуться в Санкт-Петербурге, что во Флориде, а в итоге трое из них подпали под харизму гангстера Элиена (роскошный выход многостаночника Джеймса Франко) и пошли в разнос под Бритни Спирс с автоматами в руках и балаклавами на головах. Не стоит забывать и уморительную новеллу в альманахе «Четвертое измерение», где Вэл Килмер блестяще исполнил роль горе-коуча, и клип для южноафриканцев Die Antwoord. Новая комедия режиссера «Пляжный бездельник» с Мэттью МакКонахи в роли неутомимого гуляки и поэта — пожалуй, самая позитивная и светлая работа Корина, примиряющая его с собственным прошлым. Да, Корин остепенился, растит с женой двоих детей и даже снял клип для певицы Рианны и рекламу с рэпером Gucci Mane (он, кстати, играл в «Отвязных каникулах»), но на его таланте это никак не сказалось — анархический дух и диковатый юмор никуда не делись.

5 обязательных элементов фильмов Хармони Корина

Кадр из фильма «Трахальщики мусора»

Аутсайдерство

Героями Корина никогда не были обычные и тем более «успешные» люди — будь то подростки-токсикоманы, девицы в балаклавах а-ля Pussy Riot, похотливые старики или двойники икон поп-культуры. Их маргинальность и аутсайдерство, конечно, идет от самого режиссера, но не сводится к той или иной форме глобального протеста — разве что против скоротечности и бессмысленности жизни. Отметим, во всех фильмах Корина есть печальные, но нет скучающих персонажей. Они всегда деятельны и активны и по мере сил борются с унынием и энтропией.

Да здравствует музыка!

Музыка играет в фильмах Корина особую роль — достаточно вспомнить сцену из «Гуммо», где подростки едут на великах под раскатистые риффы дум-металлистов Sleep, которая, что называется, задает тон всему фильму и вообще тянет на отдельный клип. При этом, кроме визга и хрипа метал-групп и усыпляющих синтезаторных экзерсисов Варга Викернеса из Burzum, на саундтреке нашлось место трогательным в своей красоте и невинности хитам Роя Орбисона и Бадди Холли. Такие музыкальные контрасты Корин использует еще не раз. Трещащий по швам от похоти и угара пляжный мир «Отвязных каникул» сопровождается агрессивным дабстепом Skrillex, но в одной из сцен вполне к месту звучит баллада Бритни Спирс. В «Осленке Джулиэне» Корин вообще плюнул на всё и вставил пару песен глитч-группы Oval, хотя правила «Догмы-95» и запрещают использовать музыку, если ее не слушают прямо в кадре. В «Пляжном бомже» контрапунктом происходящему веселью звучит группа The Cure — ее песни сопровождают не одну сцену фильма.

Кадр из фильма «Пляжный бездельник»

Хорошенькие шуточки

Юмор у Корина весьма своеобразный и уж никак не добрый. Одно можно сказать точно — абсурдизма и черной нелепости в его фильмах хватает. Нельзя не вспомнить, что он называет одной из своих любимых писательниц Флэннери О’Коннор. Постоянное появление инвалидов (безрукий ударник в «Осленке Джулиэне», поющая про любовь Иисуса умственно отсталая девушка без бровей из «Гуммо») и психически ненормальных людей в кадре лишь оттеняют гомерически смешные и часто будто несвязанные между собой реплики и монологи героев. Монолог девушки-альбиноски про сексуального Патрика Суэйзи, занятия с ложками вместо гантель и борьба со стулом в «Гуммо» привносят нотку хоть и черного, но веселья в общий беспросвет. Юэн Бремнер (Кочерыжка из «На игле») играет в «Осленке Джулиэне» заглавную роль шизофреника, который просит Бога никому не рассказывать о его связи с нацистами, но он точно не самый странный персонаж фильма. Мальчик-хасид грозится проклясть его на идише, брат Джулиэна хочет стать борцом и тренируется на мусорном баке (см. «Трахальщики мусорных бачков»), а тиран-отец в бесподобном исполнении Херцога отдыхает в противогазе, пьет из тапка, травит байки про попугаев, пока его стрижет беременная Хлоя Севиньи и учит сына брать сигарету с пола без помощи рук и стоя на стакане. В «Мистере Одиночество» Саманта Мортон справедливо замечает Дени Лавану, что он больше похож на Гитлера, чем на Чарли Чаплина, а Диего Луна в образе Майкла Джексона дает феерический концерт в доме престарелых, выкрикивая, что они будут жить вечно. Если вам уже смешно, то обязательно почитайте экспериментальную прозу Корина A Crack Up at the Race Riots, где хватает абсурдистских фрагментарных диалогов, отсылок к поп-культуре и шуток, заигрывающих с опасными темами расизма, гомофобии и холокоста.

Кадр из фильма «Мистер одиночество»

Черная меланхолия

При этом почти все фильмы Корина отчаянно грустные. Герой «Гуммо» говорят, что не видят смысла в жизни, пока за кадром жужжат гитарами и перебирают клавиши американские и норвежские блэк-метал-исполнители. Особняком в «Осленке Джулиэне» стоит душераздирающая сцена разговора героя Бремнера по телефону с мертвой матерью, которой притворяется его сестра (Хлоя Севиньи), а закадровые звонки веселых тусовщиц родителям («Отвязные каникулы») словно говорят — «детство было, черт с ним, с детством». «Кен Парк» и вовсе начинается с самоубийства заглавного героя. Да и финал «Мистера Одиночество», при всех его проблесках надежды, веселым никак не назовешь.

Американская красота

Речь не о каньонах и равнинах из вестернов. По признанию Корина, он видит особое очарование запустения в самых простых предметах и местах — например, старом диване, забытом на пустыре, или заброшенной парковке. Именно этого очарования в его фильмах хватает. Даже «Мистере Одиночество» один из самых красивых эпизодов снят не на природе или в шотландском замке, а на железнодорожных путях, когда жена Корина идет по шпалам мимо ржавых вагонов и поет фолк-песню ‘Hangman’.

«Пляжный бездельник» выходит в прокат 28 марта. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

15 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

16 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

20 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад