Кадр из фильма «Евротур» (2004)
Сегодня могло бы исполниться 40 лет американке Мишель Трахтенберг, которая, увы, так и не стала актрисой первой величины и не получила звезду на «Аллее славы». Тем не менее за свою короткую, – в феврале этого года артистка внезапно скончалась от осложнений после пересадки печени – но яркую жизнь она стала народной любимицей, что прославилась ролями в уютных картинах для всей семьи, мировых сериальных хитах и неограненных алмазах авторского кино. К круглой дате «КиноРепортер» с теплотой, но не без горечи вспоминает бессмертные фильмы и сериалы обворожительной голубоглазки.
Первая центральная роль Мишель в полном метре, – на момент съемок тогдашней звездочке ситкомов Nickelodeon и рекламных роликов было всего 9 лет – повлиявшем на целое поколение мальчишек и девчонок. И пусть в России о задорной экранизации одноименного романа Луизы Фитцхью слышно почти не было, в Штатах через нее о Трахтенберг узнали миллионы зрителей от мала до велика. Даже сама поп-икона Тейлор Свифт признавалась, что в детстве вдохновлялась комедией про Хэрриэт и мысленно представляла себя тайным агентом, исследующим чужие тайны незаметно для всех вокруг.
А рассказывала эта лента о любознательной девчонке, что, облачившись в желтый дождевик и прихватив с собой увеличительное стекло да записную книжку, наблюдала за друзьями и фиксировала свои инсайты о них на бумаге. Так и попала начинающая шпионка и писательница впросак, когда ее тайное стало явным вместе с секретами других… Даже в таком юном возрасте Мишель удалось максимально раскрепоститься перед камерой и соединить в своей игре игривость, потешную серьезность, – шпионское дело все-таки не для слабых духом! – и уязвимость «белой вороны» в жестоком детском мире.
После череды детских амплуа, а также бесценного для карьеры Трахтенберг опыта в сериальном хите «Баффи – истребительница вампиров» актриса пришла к выводу, что уже готова к взрослым ролям. И потому предстала в роли дерзкой, сексапильной и не всегда одетой феминной четверти группки друзей, которая катается по европейским городам и весям в поиске любви. Хоть троп желанной «девчонки по соседству» и не был в новинку аудитории комедий 2000-х, благодаря уникальной мимике и будто невзначайному шарму Мишель ее Дженни перещеголяла похожих друг на друга героинь-милашек тех лет.
«Евротур» и спустя 20 лет остается самым популярным фильмом с участием звезды. На что, естественно, есть очень даже понятные причины: концентрация отборного юмора – местами абсурднейшего, местами предельно жизненного – в нем зашкаливает. А природный магнетизм Трахтенберг, чья «девушка мечты» эффектно выделяется среди отчасти нелепых пацанов, вкупе с ее живыми реакциями в курьезных моментах вроде легендарного инцидента с «mi scusi» ограняет этот комедийный алмаз. Хотя, строго говоря, сценарный портрет ее героини нередко приравнивают к дешевой объективации.
Вслед за путешествием по Европе красотка отправилась в одиссею по материям совсем не веселым и не романтичным – актриса помахала экранному детству в «свинцовой» работе визионера Грегга Араки, разглядевшего в ней мощный драматический потенциал. И в конечном счете подарившего Мишель, по ее признанию, «самый волнующий актерский опыт». Роль участливой Венди, подружки безутешного Нила (Джозеф Гордон-Левитт), не оправившегося от суровой детской травмы, однозначно стала вызовом для прежде комедийной артистки. Но впоследствии все, включая ее саму, гордились результатом.
Вспоминая работу с Трахтенберг над его меланхоличным артхаусом, Араки называл ее «лучом света». Лучше, честно говоря, и не скажешь – невымышленная чуткость самой Мишель отразилась и на ее игре и почти осязаемой химии с Гордоном-Левиттом. Именно поэтому и для Нила, и для проницательного зрителя Венди стала олицетворением зоны комфорта, где хочется спрятаться от призраков прошлого и их теней в настоящем. Невзирая на удручающую откровенность фильма, даже в нем остается место надеждам на лучшее будущее. В которое брюнетка и смотрит широко распахнутыми глазами.
Отойти от тяжеловесной проблематики «Загадочной кожи» звезде помогла, как ни парадоксально, не менее тяжелая подготовка к следующей ленте, балансировавшей на грани мотивационного кино о спорте и тонкой драмы о взрослении. Мишель перевоплотилась в спортсменку и гения – разве что не комсомолку – Кейси, которая вместо карьеры ученого выбирает тернистый путь фигуристки, карабкаясь по льду на заветный пьедестал. Для этой роли актриса провела ни много ни мало 8 месяцев за травмоопасными тренировками и в отточенности определенных прыжков и вращений превзошла даже своих дублерш.
Компанию девушке в «скользком» драмеди составили величавые Джоан Кьюсак и Ким Кэтролл aka Саманта из «Секса в большом городе». Последняя исполнила роль строгого, но душевного тренера, и следить за ее дружбой с амбициозной ученицей – одно удовольствие. Пусть картина местами и напоминает приторную и отчасти предсказуемую диснеевскую сказку, героиня Трахтенберг совсем не похожа на скучную принцессу. Старания Мишель по «очеловечиванию» Кейси в кадре очевидны, потому в реалистичность ее взлетов и падений – как в прямом, так и в переносном смыслах – легко веришь.
Бесспорно, самый громкий проект в послужном списке Трахтенберг, закрепивший ее статус «народного кумира». И, кажется, фаворит не только заядлых бинджвотчеров, но и самой актрисы. «Джорджина – мой любимый персонаж, потому что она такая злая стерва. Это было весело», – рассказывала Мишель о своем участии в сериале-трендсеттере. Ее именно что стервозная или, скорее, даже инфернальная антагонистка возникала то тут, то там, на протяжении всех шести сезонов «Сплетницы» и шокировала своими выходками на грани фола как публику, так и обитателей Верхнего Ист-Сайда.
Каждый эпизод с Джорджиной Спаркс, вихрем врывавшейся в относительно размеренные жизни Серены ван дер Вудсен и компании, становился событием для фанатов. Каждая многозначительная ухмылка и каждый поворот ее хитрых глаз, неизменно подведенных темным карандашом, означали, что совсем скоро мажорам не поздоровится. Роли злодеек были Мишель не то, что к лицу – звезда будто бы родилась в этом коварном амплуа, в которое она пронесла, среди прочего, околокомедийную харизму и пикантное остроумие. И закономерно запомнилась как одна из ярчайших антигероинь в ТВ-истории.
В покорении телевидения Мишель храбро заступила и на болезненную территорию медицинской драмы, заполучив, вероятно, свою самую взрослую роль в непродолжительном, но аутентичном сериале Mercy. В центре его сюжета оказывается разношерстное трио медсестер, что трудятся в заглавной больнице и попутно по кирпичику строят личную жизнь. Заметьте, медсестер, а не врачей: такой фокус в медицинском жанре – это скорее приятная редкость, нежели правило. Редкость, позволяющая посмотреть на больничные перипетии – временами комичные, временами ужасающие – немного под другим углом.
Младшая из троицы, инициативная Хлоя в исполнении Мишель, только-только нащупывает себя в мире капельниц и операций, но уже проявляет себя как мужественная и поистине милосердная работница. Немало мужества потребовалось для работы над сериалом и от самой актрисы – она признавалась, что на этих съемках ей пришлось перебороть страх иголок и крови. А также выучить целый ряд труднопроизносимых медицинских терминов. Оттого и горько, что, несмотря на приобретенные знания, свое здоровье Трахтенберг сберечь, увы, не смогла – вот тебе и злая ирония госпожи Судьбы…
Один из последних крупных проектов звезды, где она сыграла небольшую (но не по значимости!) роль уязвимого подростка. Да, снова подростка – с тем, что предательски недолгий пик популярности Трахтенберг пришелся на ее юность, уже ничего не поделаешь. Ее восстающая против родителей и скуки Мэгги облачается в черное и идет наперекор бойфренду, желающему воспользоваться ее телом. Достойный пример для подражания в достойном актерском исполнении, в котором Мишель смогла совместить и нелепость подросткового бунта, и невыносимую легкость переходного возраста.
Надо признать, к линии Мэгги и ее внезапно помолодевшего отца с лицом Зака Эфрона в своем, как говорится, прайме справедливо возникают вопросы щепетильного характера. Благо комедийный талант Трахтенберг и ее подкаченного напарника весело сглаживает эти углы. Таким образом, семейные ценности вроде как остаются в целости и сохранности, а провокация сценаристов проходит на ура. К слову, дебютант Стерлинг Найт, сыгравший брата Мэгги, впоследствии благодарил актрису за то, что она сгладила углы и на площадке, запомнившись всей команде девушкой невероятно большой души.
Актриса и режиссер Дарья Мороз расказала о своих будущих проетках. Среди них – экранизация молодежного славянского фэнтези. В основу ленты…
Сигурни Уивер не против вновь сыграть Эллен Рипли. Правда, речь идет не о фильме Ниле Бломкампа, который должен был продолжить…
В Театре наций дают премьеру, которая способна привлечь светскую публику невиданным событием: Евгения Миронова, исполняющего главную роль, выносят на Малую…
Российская национальная театральная премия «Золотая маска» объявила город, в котором будут чествовать победителей будущего года. Торжественная церемония вручения наград состоится…
Мы привыкли думать, что младенец – символ невинности и надежды. Но жанр ужасов не знает табу, и колыбель малыша легко…
Владимир Панков представил на Основной сцене «Мастерской «12» Никиты Михалкова» свою версию гоголевского «Ревизора». Идейный вдохновитель студии SounDrama отказался от…