Среди более чем сотни актерских работ Уиллема Дефо множество служителей закона: детективы, тюремные охранники, полицейские, агенты спецслужб, военные и так далее. Остальные оказались преступниками: наркобароны, террористы, похитители людей, воры, заключенные, в том числе — бывшие. Но среди этой кажущейся дуальности встречаются образы, которые в систему не вписываются. «КиноРепортер» представляет героев Дефо, выходящих за рамки привычных амплуа.
Дебют актера Уиллема Дефо в большом кино состоялся в 1981 году, в драме «Без любви» будущей лауреатки «Оскара» Кэтрин Бигелоу. 26-летний артист сыграл главаря банды байкеров, которые навели шороху в небольшом южном городке когда-то в 1950-х. Бигелоу и ее коллега и соавтор Монти Монтгомери заметили Дефо на спектакле труппы The Wooster Group, которую Уильям вместе с товарищами организовал в Нью-Йорке. Его Ванс любит кофе (на этом сделан акцент в фильме) и соблазняет местную девушку по имени Телина, которая страдает от побоев отца. Так складывается образ харизматичного плохиша, который открыл Уиллему Дефо дверь в серьезные проекты.
Человеческой природе Иисуса посвящена картина Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» 1988 года. Скандальная роль Спасителя, грезящего о мирской жизни с Марией Магдалиной во время распятия, открыла Дефо с иной стороны. Двойственная природа сына Божьего вызвала множество споров, особенно среди убежденных католиков, приравнявших картину к ереси.
Через 20 лет Уиллем сыграл в ленте Ларса фон Триера «Антихрист», и круг замкнулся: хотя нет единого мнения о том, кто именно из персонажей ленты является посланником Сатаны, деяния героя Уиллема Дефо святыми назвать никак нельзя. Впоследствии актер предстал в личине Дьявола в рекламе Mercedes и даже подарил свои голос и мимику богу смерти Рюку в киноадаптации популярной манги «Тетрадь смерти» в 2017 году.
Спортивная драма «Триумф духа» (1989) стала первым фильмом, снятым на территории бывшего концлагеря Освенцим. Актер Уиллем Дефо сыграл персонажа с реальным прототипом — греческого еврея Саламо Аруха, который был вынужден бороться за жизнь в боксерских поединках, так как проигравший с ринга отправлялся прямиком в газовую камеру. Критики тогда единогласно отметили высокий уровень достоверности и сдержанную игру Дефо.
В 2008 году Дефо оказался по другую сторону баррикад, сыграв в военной драме «Воскрешенный Адам» офицера СС Клейна. Его герой сделал клоуна-еврея Адама Штейна (Джефф Голдблюм) своим домашним животным. Выжив таким образом, после войны Штейн все еще уверен, что он собака. Клейн появляется лишь в черно-белых флэшбеках, однако даже этого Уиллему достаточно, чтобы убедить зрителя в двойственности своего персонажа, спасшего жизнь заключенному таким, казалось бы, негуманным методом.
В основу мелодрамы «Том и Вив» (1994) лег роман Майкла Хэстингса о жизни американо-британского поэта Томаса Элиота с его первой женой Вивьенн Хей-Вуд (Миранда Ричардсон). Для героя Уиллема Дефо супруга является главным источником вдохновения, однако все омрачает ее психическое расстройство и негативное отношение к нему ее семьи. Актер сыграл талантливого человека, который тем не менее готов пожертвовать многим ради благополучия своей возлюбленной.
В писателя Уиллем перевоплощался еще дважды. В итальянской драме «Женщина» Джады Колагранде он приводит случайную знакомую из ночного клуба, и та вдохновляется образом его погибшей жены, вещи которой она обнаружила в подвале. А своим появлением в экранизации романа Джона Грина «Виноваты звезды» (2014) актер разбавил меланхолично-сентиментальное повествование, сыграв циничного автора любимой книги умирающей Хейзел (Шейлин Вудли).
В фильме «Тень вампира» (2000), посвященном созданию легендарной картины «Носферату, симфония ужаса», Дефо перевоплотился в актера Макса Шрека, которого, по легенде, и самого считали вампиром во время съемок ленты 1922 благодаря его убедительной игре. Почти не узнаваемый в гриме Уиллем играет местами нелепого и комичного, но самого настоящего упыря, доставляющего немало проблем съемочной группе своими кровавыми наклонностями. Работа актера была вознаграждена второй номинацией на «Оскара» (первая — за ленту «Взвод» Оливера Стоуна).
Через год Уиллем Дефо появился в «Дне расплаты» Пола МакГигана в роли предводителя труппы бродячих актеров. А еще через почти десяток лет вновь вернулся к образу кровопийцы сразу в двух лентах. Лионель Кормак из антиутопии «Воины света» (2009) смог излечиться от проклятого недуга, открыв такую возможность и другим представителям своего вида. Тогда как генерал вампиров Гэвнер Перл из подросткового фэнтези «История одного вампира» (2009) оказался истеричным и безрассудным лидером с нарисованными усиками.
История запретных чувств между христианским священником и замужней китаянкой в духе мелодрамы «Анна и король» (1999) подарила нам такое редкое для Уиллем Дефо амплуа героя-любовника. В «Участи женщины» (2001) актер сыграл католического миссионера, который в своем стремлении дать западное образование отпрыску традиционной знатной восточной семьи сближается с его матерью госпожой Ву и вынужден сделать моральный выбор. Хоть неспешность повествования и близость к мыльной опере и были раскритикованы журналистами, для Дефо этот опыт стал еще одним покоренным рубежом.
К слову, в этот период он частенько появлялся в роли служителя церкви. В вестерне 2000 года «Тореодор» Уиллем сыграл отца Рамиреса, который ценой своей жизни спас главного героя. А в военной драме «Лики смерти» (2001) его персонаж помогает укрывать от нацистов еврейского мальчика (Хэйли Джоэл Осмент).
Широта и универсальность таланта позволили Дефо стать частью такого, как тогда казалось, сомнительного и неперспективного предприятия, как экранизация комиксов. Продюсеры «Человека-паука» (2002) заметили его в фильме «Тень вампира» и пригласили на роль Зеленого гоблина, хотя для этого пришлось отказать Николасу Кейджу и Джону Малковичу. И на этот раз создатели не прогадали: Уиллем создал одного из самых харизматичных злодеев кинокомиксов, органично вписавшись в предложенный облик и добавив ему свою неповторимую мимику. Норман Осборн также появляется в двух других частях трилогии, вышедших в 2004 и в 2007 годах.
Но на этом путь Уиллема Дефо по нарисованным вселенным не закончился. В супергеройской ленте DC «Аквамен» (2018) Дефо сыграл главного научного советника Атлантиды Нуйдиса Вулко. Его персонаж должен был появиться и в «Лиге справедливости» (2017), однако сцены с его участием не добрались до проката.
Занятно, что режиссеры часто видят Уиллема Дефо в качестве своего коллеги. Как иначе объяснить такое количество ролей всевозможных постановщиков в его фильмографии? В комедии «Мистер Бин на отдыхе» Дефо сыграл артхаусного режиссера Карсона Клея, чей фильм Playback Time был показан на Каннском кинофестивале. Кино он снимает только ради себя самого и с собой в главной роли, что быстро утомляет зрителей, и они засыпают прямо во время сеанса.
В недавнем «Томмазо» (2019) Уиллем сыграл независимого американского постановщика, переехавшего в Италию. По сути, так режиссер Абель Феррара показал самого себя. Ранее у того же Феррары актер играл Пьера Паоло Пазолини (2014), представив последние дни жизни мастера. В бразильской драме «Мой индийский друг» (2015) умирающий герой Уиллем на пороге смерти пытается справиться со своим скверным характером. А в «Пыли времени» (2008) Тео Ангелопулоса жизнь американского режиссера Дефо переплетается с важными историческими событиями, начиная с 1953 года.
Среди плохих парней Уиллема Дефо в 2010-х особняком встали наемные убийцы. С режиссером Уэсом Андресоном актер начал работать еще на «Водной жизни» (2004), а затем озвучил одного из персонажей анимационного «Бесподобного мистера Фокса» (2009). В «Отеле «Гранд Будапешт» (2014) ему досталась, пусть и второстепенная, но очень эффектная роль молчаливого и жутковатого Джоплинга в кожаном плаще Prada. Он служит герою Эдриана Броуди и выполняет его указания, но в своей экстравагантной манере, безжалостной и отрешенной. Кстати, в следующей ленте Андерсона «Французский вестник» Дефо также появится вместе с плеядой своих звездных коллег.
В «Джоне Уике» (2014) снайпер Маркус в исполнении Уиллема, напротив, является скорее положительным персонажем. Помогая Джону (Киану Ривз) выжить в кровавой охоте, объявленной на него, он сам попадает в лапы главного злодея и погибает.
Байопик нидерландского постимпрессиониста «Ван Гог. На пороге вечности» (2018) был снят его коллегами, художниками Джулианом Шнабелем (режиссер) и Бенуа Деломмом (оператор), поэтому с визуальной точки зрения получился близким к идеалу. В качестве подготовки к роли мастера Уиллем Дефо читал его письма и сам учился писать кистью, чтобы погрузиться в мир человека, буквально жившего искусством. Судьба непризнанного при жизни гения — сюжет для кинематографа не оригинальный, однако Дефо обогатил его своим творческим бэкграундом: учитывая, что он когда-то сыграл Христа, монолог Ван Гога о божественном начале творчества играет новыми красками. За роль живописца Уиллем получил свою четвертую номинацию на «Оскара» (третья — за драму «Проект Флорида»), однако уступил Рами Малеку, воплотившему образ другого творца, Фредди Меркьюри.
Черно-белый артхаусный триллер «Маяк» (2019) переносит зрителя на побережье Новой Англии 1890-х годов. Уиллем Дефо играет смотрителя маяка Томаса Уэйка, которому в помощники достается бывший лесоруб Эфраим Уинслоу (Роберт Паттинсон). Избавиться от скуки и грусти в замкнутом пространстве Уэйку помогает алкоголь и «особые отношения» с лампой маяка, к которой он не допускает своего молодого коллегу, постоянно глумясь и обращаясь с ним как с личным рабом. Во время съемок Дефо жил в рыбацкой хижине, чтобы лучше понять своего героя и прочувствовать, как длительное одиночество влияет на человека. С Паттинсоном они встречались лишь на площадке, впервые неформально поговорив лишь через 4 месяца после начала производства. И Роберт, и Уиллем идеально вписались в фантасмагоричность всего происходящего, показав самые темные стороны людской сущности, завязанные на мифологии и психоанализе.
Релиз приключенческой драмы «Того» состоялся в декабре 2019 года на стриминговом сервисе Disney+. Фильм, созданный не для большого проката, рассказывает реальную историю героической собаки, спасшей от дифтерии городок Ном вместе с уже прославленным сибирским хаски Балто, увековеченным в мультфильме 1995 года. Погонщика Леонарда Сеппалу сыграл Уиллем Дефо, показав, как меняются отношения между псом и хозяином от неприятия до крепкой дружбы и настоящей преданности. Дефо в мехах на фоне суровой природы Аляски (на самом деле это канадские пейзажи + компьютерная графика) отлично вписался в семейное кино, еще раз продемонстрировав, что может работать с любым материалом в каком угодно жанре.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…