В «Современнике» премьера – «Мещане» в постановке Павла Сафонова. Это первый опыт сотрудничества режиссера с театром, но играют в его спектакле звезды: Александр Балуев, Марина Хазова, Виктория Романенко, Иван Стебунов, Сергей Гирин и другие. Подробнее о постановке – в нашей рецензии.
В доме Бессеменовых людно, но тоскливо. Домой вернулись взрослые дети – засидевшаяся в невестах учительница и бывший студент, изгнанный из университета за увлечение политикой. Отец да мать вроде бы рады, но и у них на душе неспокойно: кто они – эти мрачные незнакомцы, которые оказались в родных пенатах по необходимости?
О том, что Максим Горький – классик и признанный гений, говорить не приходится: каждая строчка «Мещан» актуальна и сегодня. «А я говорю – Россия и чувствую, что для меня это звук пустой, – потерянно говорит Петр. – Есть много слов, которые произносишь по привычке, не думая о том, что скрыто за ними… Жизнь… Моя жизнь… Чем наполняются эти два слова?..»
Напрасные размышления прерывают бесконечные дрязги – любая встреча здесь сводится к скандалу. Отец семейства (Балуев играет на разрыв) диктует свою волю, не терпя пререканий, дети вяло пытаются отстоять право на собственную жизнь, мать мечется между спорщиками. Сторонние наблюдатели – а их порой набивается целая комната – сочувственно переглядываются или открыто насмехаются над неуживчивыми родственниками.
В первом акте кажется, что у каждого из героев действительно своя правда – со стороны, конечно, виднее. Во втором краски сгущаются. Из благочестивого отца семейства Василий Васильевич превращается в первостатейного тирана («Какой абьюзер!» – завороженно выдыхают на соседнем ряду). Пылкие слова сливаются в яростные тирады, все переходят на крик и в этот момент хочется сбежать из зала. Оставаться невыносимо, но все эти люди живут так годами, разве что пропасть между ними разрастается с каждым днем все шире. Они умоляют друг друга перестать и тут же начинают снова.
«Мещане» аккуратно и точно вскрывают множество тем – конфликт отцов и детей, ускользающий сквозь пальцы контроль, разочарование в толком не начавшейся жизни, неумение эту жизнь жить, лишь слоняться подле нее и вздыхать по несбывшимся чаяниям. Где-то рядом – слом эпох, оставляющий глубокие борозды на всем вокруг. Даже на стенах дома, где, помимо нескончаемой скуки, витает бессильный гнев и бесплотная надежда на других. И пока смурные и «навсегда уставшие» люди пытаются открыть друг другу глаза и терпят неудачу, другие способны горько плакать по тюрьме, где они служили утешением для арестантов.
Человек – сам кузнец своего счастья, но чтобы им стать, приходится вытерпеть многое. Кто-то, как работяга Нил, готов на любые лишения – жизнь приучила, не вызвав ни гнева, ни отвращения. А кому-то, как детям Бессеменова, не хватает сил и решительности: молодые души загублены настолько, что даже не пытаются вырваться из злополучных тисков – реальных или выдуманных. Смелость появляется в последний момент, но и тогда уйти можно либо в мир иной – что и пытается сделать Татьяна отнюдь не из-за несчастной любви – либо на волю. И то – с чужой помощью, превозмогая себя. Так, Петра буквально за руку вытаскивает Елена Николаевна, давно научившаяся твердо стоять на ногах.
За режиссерскими ходами следить интересно, но их неординарность сбивает с толку. То герои начинают бегать от стены к стене, то фривольность перерастает в откровенную вульгарщину (и сложно сказать, что вместо душ говорят тела), то музыка оглушает (а к концу третьего часа и вовсе отдает в ушах навязчивым набатом).
Глоток свежего воздуха – проникновенные монологи, рисующие жизнь за мертвыми стенами. Натуралистические – как от ловца птиц, беспечного Перчихина, привыкшего дышать полной грудью, несмотря на бедность и презрение «господ». Или метафизические – про то, что за добро всегда стоит платить добром, ибо человек жаден и злопамятен. А вот юмор в «Мещанах» точечный и, кажется, даже неуместный – настолько семья погрязла в унынии и безжизненности.
Несмотря на монолитную идею – глубокое несчастье и нелюбовь, противостоящие попыткам из этого несчастья вырваться, – некоторые глубинные слои, заложенные драматургом, исчезают. О пьянстве («Лучше водку пить, чем кровь других людей») и неустроенности. О классовых различиях и пробелах в образовании, которые тоже разводят старое и новое поколение по разные стороны баррикад. Казалось бы, горе от ума. Но от самодурства его не меньше.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…