Архитектура Москвы XX века в калейдоскопе ярких фактов и звездных имен.
Документальный конкурс фестиваля «Выборг» оказался масштабнее игрового – 15 картин против 11. Награду забрала светлая комедия Юрия Мокиенко «Отцы» (ее уже показывали на ММКФ), однако «КиноРепортер» отыскал в программе еще несколько жемчужин. Одна из них, «Мельников» Марины-Марии Мельник, требует отдельного разговора.
«Мельников» – явная творческая удача создателей, с какой стороны ни взгляни. Герой ленты – Константин Степанович Мельников, пионер авангардного конструктивизма, заставший революцию, Великую Отечественную войну и другие потрясения, коснувшиеся нашей страны. Его до сих пор боготворят архитекторы по всему миру: например, Заха Хадид, работавшая в стиле неоавангард, лично ратовала за создание в Москве Дома-музея Мельникова.
Обычные люди знают об архитекторе не так много, хотя имя Константина Степановича связано с несколькими грандиозными постройками. Он отвечал за хрустальный саркофаг, в котором покоилось тело Ленина, за Советский павильон в Париже 1925-го, за функциональные клубы при фабриках и заводах. Мельников творил четверть века и оставил после себя дюжину зданий, многие из которых сейчас находятся в плачевном состоянии.
Остальное – на чертежах. На долгие 30 лет Константин Степанович впал в немилость коллег и властей. Но продолжал жить, учить новые поколения и не сетовать на судьбу, а благодарить ее за то, что он успел сделать. Опала, казалось, растянулась до сегодняшнего дня. Но на деле она окончена.
«Меня удивила категорическая позиция Музея архитектуры имени Щусева. Они были против того, чтобы мы снимали кино. Пришлось проделать большую продюсерскую работу, чтобы фильм состоялся. Уже потом они включились в процесс и очень сильно помогли, за что им большое спасибо», – говорит продюсер Арсений Овчинников.
Он добавляет, что фильм о Мельникове родился из внутреннего убеждения – снимать о таком человеке надо сейчас. И интуиция не подвела: съемочной группе удалось запечатлеть множество редких кадров, отыскать и оцифровать уникальные записи, которые прежде не видели свет.
«В первый раз с 1928 года дом Мельникова, жемчужина его творчества, оказался пустым, и мы успели это снять. Еще так совпало, что Музей архитектуры имени Щусева сделал большую выставку. Нам повезло дважды», – добавляет режиссер фильма.
Документальная лента о Константине Мельникове в глобальном смысле – большая мозаика, сотканная из самых разных кусочков. Здесь и архивные интервью героя, и разговоры с его потомками, и экскурсии по музею, расположенному в его бывшем доме. Даже случайные факты поражают воображение: так, Мельников учился рисовать у выдающегося русского живописца Константина Коровина, а Василий Шукшин хотел снять о нем фильм.
Не меньше впечатляет и архитектурная составляющая: в домах и павильонах, спроектированных Константином Степановичем, художественная смелость сочетается с практичностью. Это резкие, летящие формы, эксперименты со звуковыми, вентиляционными и отопительными системами, попытки построить здания с точки зрения кинетической архитектуры. Нереализованный проект «Ленинградской правды», например, предполагал здание со вращающимися этажами. Радикально? Еще как!
Вишенка на торте – работа Игоря Ясуловича, которого пригласили озвучить дневники архитектора. Для артиста она стала последней.
«Игорь Ясулович играл главную роль в спектакле о Мельникове, а мне было важно найти человека, который душевно и интеллектуально понимает, о чем говорит. Это представитель той школы, когда актеры действительно были великими. Мы осознанно решили не наряжать его в костюм, не делать игровую реконструкцию, а показать, что у нас есть реальный документ и есть человек, который передает нужную эмоцию», – говорит режиссер.
В числе других звездных лиц – Максим Арбугаев, чей «Выход» в этом году номинировался на «Оскара». Его участие в картине тоже объясняется просто: Максим обладает мастерством эстетичного, документального изображения, что было необходимо для этого фильма. Вероятно, этот факт поможет с продвижением фильма, уже отправленного на 6 зарубежных фестивалей.
Комментарии