Рецензия на остросюжетный триллер с парочкой козырей в рукаве.
Он целует супругу. Прощается с дочкой. Накидывает модную кожанку. Садится в винтажный «мустанг». Жмет на газ и под энергичный риф Can’t Stop группы Red Hot Chili Peppers мчит на студию, где ровно в полночь выйдет в эфир. Он – Элвис. Человек с бархатным голосом и ведущий радиошоу с 40-летней историей. Слушатели набирают его и рассказывают о своих проблемах. У одних распадается брак. Других терзают эротические сны. Третьи просто болтают о бейсболе. Для каждого у Элвиса припасен совет, прикол, житейская мудрость. Но один звонок выбивает его из колеи. Некий Гэри заявляет, что взял в заложники жену и дочь Элвиса. И грозится убить их, едва он завершит эфир.
Если в последние пару лет вам казалось, что на Мэла Гибсона вы натыкаетесь примерно везде, то… вам не показалось. В 2021 году двукратный оскароносец появился в трех фильмах, хотя лишь «Вальдо», где он сыграл взбалмошного актера, реально стоит посмотреть. А в 2022-м с Мэлом можно столкнуться 5 раз и насладиться его перформансом как минимум дважды. На втором плане в «Отце Стю», где он опять заделался батей Марка Уолберга, и на ведущих позициях в ленте Ромуальда Буланже (как звучит-то!) под названием «В эфире». Идеальной для тех, кто желает почувствовать себя провидцем.
Фишка в том, что «В эфире» только маскируется под герметичный триллер в духе датского «Виновного», паршиво переснятого в Голливуде. Там, если помните, работник службы спасения полтора часа сидит на стуле и пытается дистанционно помочь похищенной незнакомке. На первый взгляд параллели налицо. Герой Гибсона тоже висит на телефоне. От его слов и поступков зависят жизни людей. Причем не каких-то абстрактных чужаков, а самых родных и близких. Он заперт в замкнутом пространстве. Копы со спецагентами ему не помогут. Решения принимает только он. И ответственность в случае чего ляжет исключительно на его широкие плечи.
Однако со вступительных кадров не покидает скользкое ощущение, что дело здесь нечисто. Недаром «В эфире» открывается тревожной вроде бы сценой с капающей на пол кровью, которая оказывается клюквенным соком. Можно воспринимать сей эпизод как пустяковую шутку, хотя в реальности это жирнейший спойлер, с порога убивающий весь эффект неожиданности, – основное топливо фильма Буланже. С другой стороны, он-то и позволяет догадливым зрителям обнаружить в себе пророческий дар и с легкостью предугадать твист а-ля «Игра» Дэвида Финчера. Да не один твист, а сразу парочку, чтоб веселее было.
То есть режиссер, он же сценарист, так гордится придуманной им развязкой, которая кажется ему шокирующей и внезапной, что аж изнемогает от желания поскорее раскрыть карты. Хотя ничего крамольного в подобном энтузиазме нет. Ромуальд Буланже – это вам не Кристофер Нолан. К публике он максимально дружелюбен и в кошки-мышки с ней играет для вида. Его главная задача – развлечь нас и дать приятно провести время, в том числе элементарно преодолевая лихие сюжетные виражи, и с ней он вполне справляется. А заодно напоминает, что не перевелся еще порох в пороховницах Гибсона. Дядька он одиозный, как ни крути. Но серебристая бородка так и светится, харизма так и прет, в глазах озорные мальчишеские огоньки отплясывают. Любой жанр, любая роль ему по плечу, поэтому не спешите записывать Мэла в сбитые летчики. Сейчас он только разминается.
А «В эфир» мужчина выходит в комфортном образе олдскульного ворчуна, который презирает тиктокеров и не может правильно выговорить «Бейонсе». Очуметь как здорово, конечно, что гибсоновского персонажа зовут Элвис. Вот он – Элвис, которого мы заслужили! Его рейтинги давно не растут, соцсети он забросил, да и само радио, как он считает, больше никому не нужно. Особенно ночью. Но в итоге он оказывается совсем не таким законченным пофигистом, каким выглядел поначалу, а для завоевания аудитории – на редкость актуальная истина – не гнушается грязными трюками.
Прелесть фильма Буланже в том, что он, будто по волшебству, оборачивается в точности тем, чем вы хотите его видеть. Требуете напряженный триллер о захвате заложников? Получите и распишитесь – угрозы, бомбы, приставленные к виску пистолеты в наличии. Надеетесь приоткрыть завесу тайны над изнанкой работы современных медиа? Приоткроете, еще как. Считаете уместной издевку над жанровыми клише? Не поверите, и здесь Ромуальду есть чем вас порадовать! Периодически герои подмечают, что находятся словно в дурацком кино, которое напоминает старомодный боевик и явно нуждается в шлифовке сценария. Злоумышленник Гэри даже идеальный каст придумывает: Хоакин Феникс на месте антагониста, Том Круз в роли благородного спасителя.
Но Гибсон о крузовских лаврах и не мечтает. Всякие там самолетики с невыполнимыми миссиями могут сколько угодно доводить до экстаза толпу – Мэл сознательно выбрал другую дорогу. Дорогу маргинальных картин, где он может жестко шутить в стиле своего Элвиса, беспредельничать, откровенно халтурить, но всегда оставаться самим собой. Седина в голову. Бес в ребро. Встретимся в эфире.
Комментарии