Интервью

«Мечтала стать киллером»: Интервью с Анной Уколовой

В фильме 1939 года «Член правительства» у Веры Марецкой есть монолог, начало которого стало крылатым: «Вот стою я перед вами, простая русская баба…» Если бы подобное кино снималось сегодня, эту роль наверняка отдали бы Анне Уколовой. Ее умение сыграть тех, с кем могут ассоциировать себя миллионы наших соотечественниц, уникально. Причем делает она это невероятно обаятельно, с огромной любовью и тонкостью. В чем секрет – несложно понять по этому интервью, которое «КиноРепортер» публикует к 45-летию актрисы.

Я же не единственный, у кого еще до знакомства с вами возникает ощущение, что вы своя в доску?

– Да, но я такая, только когда понимаю, что это можно. Часто сохраняю нейтралитет, молчу, слушаю, наблюдаю. Я же осознаю, что по жизни нахожусь среди людей, которые умнее, начитаннее, талантливее меня. Как ребенок, с открытым ртом готова их слушать. Я понимаю, какое впечатление может складываться по ролям. Вот я снимаюсь в Кашине, коллеги говорят: «Все подходят – ты фоткаешься, не отказываешь». Ну а как не фотографироваться-то? Это же мой зритель. А он разный: это и те, кто воспитывает детей под круглые сутки работающий фоном телевизор, и те, кто смотрит большое кино в кинотеатрах.

Люди в провинции добрее?

– Они разные, конечно, но я уверена: то, что я из поселка, – мое преимущество. Мне с детства прививали простые человеческие ценности – уважение к старшим, трудолюбие, готовность прийти на помощь. Объясняли, что есть зло, а что есть добро. Если у кого-то нет денег, это не значит, что он плохой. Я не раз сталкивалась с теми, кто был богат и терял все, но при этом оставался человеком. А знаю и другие примеры: когда вдруг сваливается уйма денег и превращает еще вчера доброго и порядочного человека во «властелина мира». И всем этим житейским мудростям я обязана матери, брату и моему поселку, в котором я родилась и выросла.

А бывает, что читаете и думаете: опять одно и то же, играла уже сто раз?

– Сплошь и рядом! После того как вышел фильм «Точка», только ленивый не предложил мне сыграть проститутку. Я уж говорю: что же вы так по стереотипам-то все? Я главную проститутку своей жизни сыграла, это было красиво, талантливо, это было настоящее кино. Но хочется уйти от клише, штампа: она из поселка – вот пусть играет неотесанных проституток. Хочется, чтобы диапазон ролей не был узким и одноплановым.

Фото: Егор Берладин

Один ваш коллега сказал, что любой художник востребован и «продаваем» при условии, что делает примерно одно и то же.

– Мне в этой фразе не нравится слово «продаваем». Меня с детства воспитывали так: «Аня, радуйся жизни и никогда не думай о деньгах, они сами придут». Не люблю, когда все переводят на деньги. Я даже не люблю, когда мою профессию называют «работой». Работают в шахтах, троллейбус водят. Для меня это подарок свыше. Потому что я-то не хотела быть актрисой, это меня направили. Мне в деревне все говорили: «Анютка, тебе или актрисой великой стать, или несчастной». Я, конечно, думала, что несчастной. Живем-то мы где? Ну какая актриса? Но тут старший брат мне сказал: «Давай в театральный в Самару?» Я и пошла. А там педагоги порекомендовали ехать в Москву. Я занервничала: да вы что, какая Москва? Для меня и Самара-то – ого-го! Да и потом, когда поступила в ГИТИС, думала: четыре года покайфую, а потом получу серьезную профессию…

В смысле что-нибудь типа агронома?

– Ну да, я же не сразу стала к актерской профессии серьезно относиться. Вообще, была подростком – мечтала киллером стать. Посмотрела фильм «Леон», и он на меня произвел такое впечатление! У меня был юношеский разряд по стрельбе из мелкокалиберной винтовки лежа. И я подумала: киллер – офигенная профессия. Грохнешь плохого человека, а тебе еще и платят за это. Ну а что такого? Человек-то плохой. Помню, просыпалась утром, в кувшин наливала молоко и держала на вытянутой руке – тренировала, чтобы рука не дрожала. К тому же тут и актерство есть: надо прятаться, переодеваться, усы клеить.

Почему «Точка» – фактически один из первых ваших фильмов – остался для вас важнейшим?

– Были и другие фильмы, но этот – первый, где у меня была такая серьезная и главная роль. Рассказывают, как актеры из роли выйти не могут – мне всегда казалось, что это невозможно. Ну сказали «стоп, снято» – и ты живешь своей жизнью. На съемках «Точки» я поняла, что бывает иначе. Помню сцену, которую мы снимали в Серебряном Бору: я голая ползу по грязи, а меня пинают. Я тогда так эмоционально потратилась, что приехала домой, пошла в ванную и рыдала под душем часа четыре. При этом у меня был экстаз от проделанной работы. Так что какие деньги? Я отношусь к профессии как к вдохновению, полету.

Фото: Егор Берладин

Были еще роли, сравнимые по уровню глубины?

– У меня что ни фильм, то сказка. Мне везет попадать в хорошее кино, где люди добиваются результата, а не отмахиваются: ладно, как-нибудь смонтируем. «Закон» Александра Велединского, который я называю не сериалом, а художественным многосерийным фильмом, «Домашний арест», «Ивановы-Ивановы», «Географ глобус пропил», «Край», «Левиафан», «Клиника счастья». Меня и за границу приглашали сниматься. Я вообще не хотела, потому что русские у них в кино все время подонки да предатели в ушанках. Зачем это играть, позорить нацию? Они говорят: нет, будете играть нормальную роль.

Главную?

– Нет, что вы! Я же английского не знаю! А главная роль в иностранном фильме на русском языке – вряд ли такое возможно. Я вообще не хотела – меня уговорили. Мне не хочется лишний раз уезжать из страны туда, где я никого не знаю. Ни врачей, ни ментов. (Смеется.) Кому звонить, если что? Я люблю свою страну, наш кинематограф. Но мы пообщались с зарубежными коллегами по интернету, и я поняла, что мне будет с ними комфортно.

Больше сотни ролей в фильмографии – у этого процесса есть конечный результат? «Оскар»? Звание народной артистки?

– Раньше мне было все равно по поводу званий. А сейчас хочу, чтобы дали. Не для себя – маму порадовать. Хочу получить звание из рук Владимира Владимировича Путина. Знаю, так и будет: я девочкой знала, что познакомлюсь с ним. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом! (Смеется.) Я честно делаю свое дело, и конечно, хотелось бы, чтобы мои труды были замечены и меня поощрили: грамотой, медалью, статуэткой, другой наградой – неважно.

Откуда все эти знания?

– Не знаю. Я 25 лет назад поступила в театральный – и заранее знала, что так и будет. Видела там людей и быстро про них все понимала: вот этого звездная болезнь съест, а у этого все классно будет. Так и вышло. Может, мне это от бабушки передалось, что я людей и события вижу как рентген? Мама с детства учила: хочешь быть счастливой – никому не завидуй, не считай чужие заработки. Чувство зависти рождает войны. Поэтому я за всех рада, счастлива, что мои друзья хорошо живут.

Фото: Егор Берладин

Ну и как, считаете себя счастливой?

– Я считаю, хорошее отношение к людям, так или иначе, возвращается. Вот вам история из студенческих времен, когда я была еще совсем неизвестна. Училась я на четвертом курсе, играла в театре ГИТИСа. Обычно я в зал не смотрю, но на поклонах все равно людей видишь, тем более там пять рядов всего. Стала замечать – на каждом спектакле в первом ряду сидит человек в костюме. Приходит регулярно, очень выделяется. Однажды после спектакля наш староста говорит: тебя в холл театра зовут. Выхожу – стоит этот мужчина, внешне – ну такой… выживший в 1990-е. Говорит: «Однажды шел мимо вашего театра, посмотрел спектакль, и мне очень понравилось, теперь люблю ходить к вам. Я вижу, что вы будете большой актрисой. У меня есть возможность вам помогать. Каждую пятницу приходите по такому-то адресу и вас у охраны будет ждать конверт. Это будет моя благотворительная помощь». Имени не сказал, телефона не попросил – сказал: даже забудьте, что меня видели. В пятницу мы пошли по указанному адресу в арбатских переулках вместе с однокурсником – одной страшно было. Выходит охранник-«шкаф». Говорю: мне тут конверт оставили. Называю фамилию. Он отдает конверт. За углом открыли – там 500 долларов. По тем временам гигантские деньги. Так продолжалось каждую неделю. Мы на эти деньги гуляли всем курсом. Легкие деньги надо тратить легко. А вообще, не считай деньги, которые не заработал. В этой жизни может произойти все: сегодня денег воз, завтра – навоз. Живи настоящим. Я так и делаю: целей не вынашиваю, мечты не лелею.

Часто ли вы играете про себя, свои проблемы и комплексы?

– У меня нет комплексов. Я идеальная. Я бы сама себя в жены взяла. (Смеется.)

То есть вы играете про то, как все хорошо?

– У меня все хорошо – в жизни. А в кино – да, люблю играть слом, агрессию, делать то, чего не могу позволить себе в реале. Поэтому у меня и дома все идеально. Я себя в ролях трачу, зачем это в обычной жизни делать? Ругаться из-за того, что дома носки разбросаны? Да не проблема, я подберу, дома я жена и мать. Я не скажу, что у меня нет проблем, конечно, есть. У мамы сахарный диабет, у племянника платное обучение и много чего еще. Просто я не делаю из мухи слона. Это всегда вопрос отношения.

В сериале «Клиника счастья» ваша героиня мечтает завести ребенка. В какой степени это история про вас?

– Я знала, что у меня будет сын. Семья, дом, дерево. Но я не спешила. К этому надо подойти. Своему супругу Сергею – мы вместе 21 год – сказала: давай повидаем мир, нагуляемся, а потом уже дети. В итоге наш сын – общий ребенок. Мы делаем для него все вместе. У нас нет такого, что один из нас им занимается и звонит другому: ты где? Его купать надо, долго тебя ждать? Я всегда была уверена, что родится сын, даже не сомневалась в этом. Так что все хорошо. Все ищут в моей жизни какой-то перелом, сложный момент, глубокую проблему, а ее нет. То, что я классная, я поняла, когда родилась, потому что была окружена любовью и заботой. Меня никогда сильно не ругали, ремнем не пороли. Не потому, что у меня мама педагог, – просто она знала, что в это время закладываются азы будущей жизни. Я с ранних лет знаю, что я хороший человек. А хорошим людям везет, талант всегда пробьется. Меня надо чуть похвалить – и я еще лучше сделаю. Когда хвалят – у меня корона не вырастает, но я убеждаюсь, что меня ценят и в меня верят.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад