Театр

Мавзолей или победа?

«Три сестры» в репертуаре Московского художественного театра были всегда, начиная со знаменитой постановки 1940 года, единственного сохранившегося спектакля одного из отцов-основателей МХАТа. Спектакль, которому в этом году исполняется 80 лет, стал легендой знаменитого театра и своего рода эталоном на многие годы. Именно эта постановка шла в легендарном театре непрерывно, практически до того времени, когда произошло его разделение на МХТ им. Чехова и МХАТ им. Горького.

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

«Три сестры» практически сразу были возобновлены во МХАТе им. Горького и оставались в его репертуаре до 1990 года. Потом был перерыв в пять лет, но к столетию театра его вновь возобновили. Конечно же, каждый раз внося некоторые изменения. 

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Решиться на реконструкцию версии Немировича-Данченко – это, безусловно, смелый поступок со стороны руководства МХАТа им. Горького, шаг в неизвестность, храбрый и рискованный. Завзятые театралы еще помнят ту легендарную постановку, так что сравнение неизбежно, и в первую очередь со стороны театроведов и критиков старшего поколения. В театральной среде информация о реконструкции вызвала разные толки, и ждали ее настороженно. Как выразился один из авторитетных театроведов, «это будет или мавзолей, или победа».

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Что еще было очень важным, по мнению профессионалов: кто будет играть? Особенно если вспомнить, что в первой постановке на сцену в роли сестер Прозоровых выходили Алла Тарасова, Клавдия Еланская, Ангелина Степанова. Много месяцев МХАТ на Тверском бульваре готовился к премьере. Работа была проделана колоссальная. Были собраны практически все публикации о спектакле 1940-го года, включая стенограммы репетиций под руководством Немировича-Данченко. Получены свидетельства зрителей и хранителей спектакля, позволяющие восстановить утраченные моменты сценографии. Нашли режиссерские партитуры спектаклясветовую, шумовую и прочие. И все для того, чтобы максимально восстановить его аутентичную версию.

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Вернуть эту легенду руководство театра доверило двум режиссерам: народным артистам Михаилу Кабанову и Валентину Клементьеву. Они прекрасно понимали, что делают не возобновление, а именно реконструкцию. Были восстановлены все мизансцены, костюмы героев и выдающиеся декорации, выполненные перед Великой Отечественной войной художником-сценографом Владимиром Дмитриевым. Когда на премьере поднялся занавес, зал взорвался аплодисментами. У Художественного театра на Тверском своя публика, предпочитающая современным изыскам постановки классические. Для них эти «Три сестры» — бальзам на душу.

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Спектакль и впрямь завораживает своей неторопливостью, каким-то внутренним светом, от которого в нынешней суете практически отвыкли. С какой радостью откликались зрители на удачные актерские интонации, с каким вниманием ловили реплики героев, которые многие, конечно же, знают наизусть.

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Впрочем, так реагировала лишь часть зрителей. Представители молодого поколения, судя по всему, заскучали уже в середине первого акта — и уткнулись в экраны своих телефонов. На премьере было много людей из мира театра. Режиссер-постановщик Валентин Клементьев признавался, что и его, как и все театральное сообщество, очень волновал вопрос — хватит ли для этой постановки актерских сил. И волновался не напрасно. Именно игра артистов стала самым слабым звеном этой «реконструкции».

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Но, как заверяет тот же Валентин Клементьев, днем премьеры работа над спектаклем не заканчивается. Заявлено несколько составов, через спектакль планируется провести большую часть труппы, а также студентов ГИТИСа. Кстати, в роли младшей из сестер Прозоровых, 18-летней Ирины, в одном из составов в спектакле будет студентка первого курса. И это серьезный прорыв — сестер будут, наконец, играть сверстницы чеховских героинь. Ну, а то, что Антон Павлович Чехов актуален всегда — это факт несомненный. Наши современники, как и чеховские герои, зачастую проживают жизнь как бы «начерно». Забывая, что прожить ее «набело» уже не доведется.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Чем займутся Пирс Броснан, Кеннет Брана и Ума Турман

Как известно, бывших шпионов не бывает. Вот и Пирс Броснан, известный по роли Джеймса Бонда, возвращается в жанровое кино. Ирландец…

18 часов назад

День Победы отметят в Театре сатиры

9 мая в Театре сатиры пройдут праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы. Попасть на них можно бесплатно, необходимо только зарегистрироваться. …

19 часов назад

«КиноРепортер» рекомендует: Сериалы, обязательные к просмотру

Рассказываем про самые яркие сериальные новинки – от политической драмы «Спойлер» про партийные интриги до «Эрика», в котором Бенедикт Камбербэтч…

20 часов назад

Русский Джеймс Бонд и атомная бомба против цензуры: Как снимали «Бриллиантовую руку»

После невероятного успеха первых двух фильмов о Шурике Леонид Гайдай хотел отойти от жанра комедии. Режиссер положил глаз на классическую…

1 день назад

Закрытие ММКФ-2024: Интересные образы красной дорожки

На дорожке любого фестиваля или кинопремии сложно что-то противопоставить эффектному появлению в черном вечернем платье или костюме. В первую очередь,…

2 дня назад

«Зло не существует»: Экопритча с привкусом драмы

В российский прокат вышел новый фильм Рюсукэ Хамагути – «Зло не существует». Кажется, на полке славы режиссера собраны почти все…

2 дня назад