Театр

Мавзолей или победа?

«Три сестры» в репертуаре Московского художественного театра были всегда, начиная со знаменитой постановки 1940 года, единственного сохранившегося спектакля одного из отцов-основателей МХАТа. Спектакль, которому в этом году исполняется 80 лет, стал легендой знаменитого театра и своего рода эталоном на многие годы. Именно эта постановка шла в легендарном театре непрерывно, практически до того времени, когда произошло его разделение на МХТ им. Чехова и МХАТ им. Горького.

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

«Три сестры» практически сразу были возобновлены во МХАТе им. Горького и оставались в его репертуаре до 1990 года. Потом был перерыв в пять лет, но к столетию театра его вновь возобновили. Конечно же, каждый раз внося некоторые изменения. 

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Решиться на реконструкцию версии Немировича-Данченко – это, безусловно, смелый поступок со стороны руководства МХАТа им. Горького, шаг в неизвестность, храбрый и рискованный. Завзятые театралы еще помнят ту легендарную постановку, так что сравнение неизбежно, и в первую очередь со стороны театроведов и критиков старшего поколения. В театральной среде информация о реконструкции вызвала разные толки, и ждали ее настороженно. Как выразился один из авторитетных театроведов, «это будет или мавзолей, или победа».

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Что еще было очень важным, по мнению профессионалов: кто будет играть? Особенно если вспомнить, что в первой постановке на сцену в роли сестер Прозоровых выходили Алла Тарасова, Клавдия Еланская, Ангелина Степанова. Много месяцев МХАТ на Тверском бульваре готовился к премьере. Работа была проделана колоссальная. Были собраны практически все публикации о спектакле 1940-го года, включая стенограммы репетиций под руководством Немировича-Данченко. Получены свидетельства зрителей и хранителей спектакля, позволяющие восстановить утраченные моменты сценографии. Нашли режиссерские партитуры спектаклясветовую, шумовую и прочие. И все для того, чтобы максимально восстановить его аутентичную версию.

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Вернуть эту легенду руководство театра доверило двум режиссерам: народным артистам Михаилу Кабанову и Валентину Клементьеву. Они прекрасно понимали, что делают не возобновление, а именно реконструкцию. Были восстановлены все мизансцены, костюмы героев и выдающиеся декорации, выполненные перед Великой Отечественной войной художником-сценографом Владимиром Дмитриевым. Когда на премьере поднялся занавес, зал взорвался аплодисментами. У Художественного театра на Тверском своя публика, предпочитающая современным изыскам постановки классические. Для них эти «Три сестры» — бальзам на душу.

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Спектакль и впрямь завораживает своей неторопливостью, каким-то внутренним светом, от которого в нынешней суете практически отвыкли. С какой радостью откликались зрители на удачные актерские интонации, с каким вниманием ловили реплики героев, которые многие, конечно же, знают наизусть.

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Впрочем, так реагировала лишь часть зрителей. Представители молодого поколения, судя по всему, заскучали уже в середине первого акта — и уткнулись в экраны своих телефонов. На премьере было много людей из мира театра. Режиссер-постановщик Валентин Клементьев признавался, что и его, как и все театральное сообщество, очень волновал вопрос — хватит ли для этой постановки актерских сил. И волновался не напрасно. Именно игра артистов стала самым слабым звеном этой «реконструкции».

Фото: Вячеслав Богомолов, Георгий Сапожников

Но, как заверяет тот же Валентин Клементьев, днем премьеры работа над спектаклем не заканчивается. Заявлено несколько составов, через спектакль планируется провести большую часть труппы, а также студентов ГИТИСа. Кстати, в роли младшей из сестер Прозоровых, 18-летней Ирины, в одном из составов в спектакле будет студентка первого курса. И это серьезный прорыв — сестер будут, наконец, играть сверстницы чеховских героинь. Ну, а то, что Антон Павлович Чехов актуален всегда — это факт несомненный. Наши современники, как и чеховские герои, зачастую проживают жизнь как бы «начерно». Забывая, что прожить ее «набело» уже не доведется.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

3 часа назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

5 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

9 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад

«Бугония» Йоргоса Лантимоса: Андромедиане, жгите!

Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…

1 день назад

От «Джона Уика» до «Каскадеров»: Главные фильмы Дэвида Литча

Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…

1 день назад