Во МХАТе им. Горького состоялась премьера спектакля «Три сестры» — реконструкции знаменитой постановки Немировича-Данченко.
«Три сестры» в репертуаре Московского художественного театра были всегда, начиная со знаменитой постановки 1940 года, единственного сохранившегося спектакля одного из отцов-основателей МХАТа. Спектакль, которому в этом году исполняется 80 лет, стал легендой знаменитого театра и своего рода эталоном на многие годы. Именно эта постановка шла в легендарном театре непрерывно, практически до того времени, когда произошло его разделение на МХТ им. Чехова и МХАТ им. Горького.
«Три сестры» практически сразу были возобновлены во МХАТе им. Горького и оставались в его репертуаре до 1990 года. Потом был перерыв в пять лет, но к столетию театра его вновь возобновили. Конечно же, каждый раз внося некоторые изменения.
Решиться на реконструкцию версии Немировича-Данченко – это, безусловно, смелый поступок со стороны руководства МХАТа им. Горького, шаг в неизвестность, храбрый и рискованный. Завзятые театралы еще помнят ту легендарную постановку, так что сравнение неизбежно, и в первую очередь со стороны театроведов и критиков старшего поколения. В театральной среде информация о реконструкции вызвала разные толки, и ждали ее настороженно. Как выразился один из авторитетных театроведов, «это будет или мавзолей, или победа».
Что еще было очень важным, по мнению профессионалов: кто будет играть? Особенно если вспомнить, что в первой постановке на сцену в роли сестер Прозоровых выходили Алла Тарасова, Клавдия Еланская, Ангелина Степанова. Много месяцев МХАТ на Тверском бульваре готовился к премьере. Работа была проделана колоссальная. Были собраны практически все публикации о спектакле 1940-го года, включая стенограммы репетиций под руководством Немировича-Данченко. Получены свидетельства зрителей и хранителей спектакля, позволяющие восстановить утраченные моменты сценографии. Нашли режиссерские партитуры спектакля — световую, шумовую и прочие. И все для того, чтобы максимально восстановить его аутентичную версию.
Вернуть эту легенду руководство театра доверило двум режиссерам: народным артистам Михаилу Кабанову и Валентину Клементьеву. Они прекрасно понимали, что делают не возобновление, а именно реконструкцию. Были восстановлены все мизансцены, костюмы героев и выдающиеся декорации, выполненные перед Великой Отечественной войной художником-сценографом Владимиром Дмитриевым. Когда на премьере поднялся занавес, зал взорвался аплодисментами. У Художественного театра на Тверском своя публика, предпочитающая современным изыскам постановки классические. Для них эти «Три сестры» — бальзам на душу.
Спектакль и впрямь завораживает своей неторопливостью, каким-то внутренним светом, от которого в нынешней суете практически отвыкли. С какой радостью откликались зрители на удачные актерские интонации, с каким вниманием ловили реплики героев, которые многие, конечно же, знают наизусть.
Впрочем, так реагировала лишь часть зрителей. Представители молодого поколения, судя по всему, заскучали уже в середине первого акта — и уткнулись в экраны своих телефонов. На премьере было много людей из мира театра. Режиссер-постановщик Валентин Клементьев признавался, что и его, как и все театральное сообщество, очень волновал вопрос — хватит ли для этой постановки актерских сил. И волновался не напрасно. Именно игра артистов стала самым слабым звеном этой «реконструкции».
Но, как заверяет тот же Валентин Клементьев, днем премьеры работа над спектаклем не заканчивается. Заявлено несколько составов, через спектакль планируется провести большую часть труппы, а также студентов ГИТИСа. Кстати, в роли младшей из сестер Прозоровых, 18-летней Ирины, в одном из составов в спектакле будет студентка первого курса. И это серьезный прорыв — сестер будут, наконец, играть сверстницы чеховских героинь. Ну, а то, что Антон Павлович Чехов актуален всегда — это факт несомненный. Наши современники, как и чеховские герои, зачастую проживают жизнь как бы «начерно». Забывая, что прожить ее «набело» уже не доведется.
Комментарии