Супружеская пара, не так давно потерявшая сына (ни с того ни с сего в ванне утонул), решает взять на воспитание сироту из приюта. Выбор падает на симпатичного мальчика по имени Вик, но тут вскрывается неожиданное обстоятельство: его родная мать жива, хотя и неизлечимо больна, и чадо свое просто так отдавать не намерена. Вернее, намерена, но не просто так. Для этого надо выполнить условие – пожить у нее дома вместе с ней и ее отпрыском, пока она не умрет. А дом тот – роскошный, к слову – расположен среди гор, практически отрезан от цивилизации, имеет много окон и почти не имеет дверей. Супруги, немного поколебавшись, естественно, соглашаются.
Почему-то так уж в массовой культуре повелось, что если в начале фильма кто-то решает взять из приюта ребенка, то это обязательно приводит к тем или иным неприятным последствиям. Из обратных примеров навскидку вспоминаются разве что «Стюарт Литтл» и «Трудный ребенок», да и те с длинным рядом оговорок. Такая тенденция, что печально, вряд ли способствует распространению столь благодетельной, казалось бы, практики установления опеки над несовершеннолетними. Как будто оставшиеся без родителей дети чем-то провинились перед кинематографистами. Вот и «Мать моего сына» лишний раз укрепляет эту несправедливую тенденцию.
Режиссер Илья Максимов, представляя эту свою работу, уведомил, что его картина ни в коем случае не развлекательная и очень грустная притом. Слукавил он или просто заблуждается, утверждать не беремся, но если верен последний вариант, тем хуже для него и лучше для нас. Потому что ненамеренно смешное кино зачастую доставляет куда больше радости, чем намеренно смешное. А «Мать моего сына» доставляет радости очень много, будучи чертовски веселым развлечением.
Кто видел предыдущий опыт Ильи Максимова в жанровом полнометражном кино (а прежде он специализировался на сериалах для федеральных каналов, ориентированных на невзыскательного зрителя), мистический триллер «Проводник», тот должен уже, наверное, приблизительно себе представлять, что его ждет. А кто не видел, рекомендуем ознакомиться. Там, например, в самом финале Александр Робак, приняв позу Супермена, улетает к звездам. И все остальное столь же чудесно.
«Мать моего сына» – тоже триллер, но не мистический, а психологический. Или, правомернее будет сказать, психопатологический. Старорежимного образца, по классическим рецептам. Вместе с тем нарочито во всех смыслах серый, лишенный какой бы то ни было индивидуальности, фактуры и любых признаков национальной идентичности. Все в нем такое стерильно-нейтральное, даже имена подобраны подчеркнуто космополитичные: Марк, Мари, Кира, Марта, Вик (не Виктор, а именно Вик, на американский манер). Персонажи поголовно живут в одинаково минималистичных дорогих интерьерах, ездят на новеньких иномарках и практически никак не контактируют с окружающим миром, существуя как бы внутри замкнутой искусственной экосистемы.
Этот унылый, оформленный в тусклых тонах вакуум оживляется посредством, во-первых, сюжета, сгенерированного нейросетью из всех известных триллеров про жуткие дома, газлайтинг и прочие коварные психологические манипуляции. А во-вторых, посредством чрезмерно выразительных актерских работ. Особенно ярко блистает старательно переигрывающая Марьяна Спивак в роли капитально тронувшейся умом интриганки с гомосексуальными наклонностями.
Роль у нее притом соответствует определенному злодейскому типажу, примерно как у Джудит Андерсон в «Ребекке» Хичкока (помните инфернальную миссис Денверс?). Только Андерсон играла исключительно сдержанно, а Спивак, наоборот, выкручивает до предела экспрессию с помощью жутких ночных плясок у огня и еще более жутких гримас. Иной раз как глазища вытаращит зловеще – аж мороз по коже. Одно удовольствие за ней наблюдать.
У Дарьи Жовнер, соответственно, роль наивной испуганной овечки – наподобие той, что в «Ребекке» исполняла Джоан Фонтейн. Никакой особой экспрессии сюда уже не привнести при всем желании, но Жовнер не унывает, бодро нахрюкивая мелодию из «Лебединого озера». И это не единственная сцена, в которой можно услышать, как Дарья Жовнер подражает свинкам. А меж ними мечется Евгений Ткачук, отыгрывающий единственного более-менее вменяемого человека во всем фильме, чем на контрасте положительно выделяется.
Между прочим, тоже своего рода подвиг, стоит отметить. Потому что сложно, наверное, сохранять человеческое лицо и изображать адекватную реакцию, когда рядом Марьяна Спивак вдруг принимается косплеить Ипполита из «Иронии судьбы», залезая в вечернем платье под душ, а потом как ни в чем не бывало удаляется. И вышеописанная выходка, поверьте, не самое странное и необъяснимое, что происходит в этом удивительном произведении. Там еще твист ого-го какой имеется, который порождает больше вопросов, чем дает ответов, – и вопросов в том числе этического характера.
Ну разве не развлечение, скажите, пожалуйста? Разве не веселье? Вокруг нынче причин и поводов для грусти предостаточно, буквально куда ни глянь. Но что к ним совершенно точно никак не относится, так это фильм Ильи Максимова «Мать моего сына». Как бы сам режиссер ни был убежден в обратном. В любом случае спасибо ему. И за хрюкающую Дарью Жовнер, и за мокрую Марьяну Спивак. Особенно за мокрую Марьяну Спивак.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…