Марк Захаров – о хороших и плохих артистах, режиссерской самооценке и смешных глупостях
«Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и многие другие постановки Марка Захарова на сцене «Ленкома» стали легендарными и дали возможность состояться нескольким поколениям прекрасных артистов. Его тонкие, многогранные и такие ироничные фильмы «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви» – сегодня классика отечественного кинематографа, а реплики героев давно стали крылатыми.
Впрочем, не менее достойны цитирования высказывания о жизни и профессии самого Марка Анатольевича. Народный артист СССР, лауреат трех Государственных премий, педагог, литератор и общественный деятель, он никогда не кичился своими регалиями и более всего ценил здоровый юмор и самоиронию.
Вспоминаю свое послевоенное детство и юность как распрекрасное, очень веселое и, конечно, счастливое время. Учился посредственно, читал мало, зимой и летом гонял во дворе тряпичный мяч, за неимением настоящего футбольного. Искал сомнительных приключений с краснопресненской шпаной.
Я хотел играть, но ни один московский театр меня не пригласил, кроме объединения «Цирк на сцене». Им понравилось, как в одном из спектаклей я ловко падал с лестницы. Я вообще любил всякое сценическое движение, фехтование, бои. Но… неисповедимы пути, которые в итоге привели меня в режиссуру.
Мне жена давно сказала, что я плохой артист. Сразу после медового месяца или где-то в этом районе.
Всемирная телевизионная индустрия насытила нас таким количеством художественной и псевдохудожественной информации, что в сочетании с остальными СМИ мы превратились в людей, которых удивить чем-либо вообще крайне затруднительно.
Я думаю, что зритель, приходя в театр, ждет полного, глубокого исследования человеческих отношений с выходом в неглупый юмор. Юмор – именно в этом есть потребность сегодня. Потому что слишком много негативных эмоций на нас обрушивается и нам надо иногда смеяться.
Смешная глупость мне, наверное, все-таки нравится больше, чем юмор умный и чересчур тонкий. Конечно, делаю вид, что тянусь к формам изысканным.
Какие спектакли я ставлю? По-моему, очень хорошие. Иногда не очень хорошие, иногда просто хорошие. Иногда средние, посредственные и даже удовлетворительные. Иногда я даже ставлю спектакли, о которых можно сказать: «Так себе». Ниже этого определения, мне думается, я все-таки не опускаюсь…
Мне нравится выглядеть несерьезным человеком, хотя на вид я достаточно угрюмая личность. Каким бы делом я ни занимался, мне хочется усилить некоторую комедийность, свойственную нашей действительности.
Умный режиссер, который умеет объективно оценить свое сочинение, при самых малейших сомнениях в увлеченности зрителя делает свой спектакль без антракта. Что правильно. Наличие или отсутствие антракта – для меня всегда важнейший показатель режиссерской самооценки.
Я очень боюсь позиции, которую занимают наши средние (средние по качеству) кинематографисты. «Смотрите, – как бы говорят они, – вот оно, как в жизни!» А к жизни показанное не имеет никакого отношения.
Основная ценность театра – актерский организм, обладающий мощной энергетикой и гипнотической заразительностью, развивший свои нервные, психические ресурсы до высоких степеней, неподвластных строго научному измерению.
Как рождается шедевр? Мысль обрастает сметой и затем материализуется.
Что такое режиссерское прозрение? Думаю, что это очень простое, бесконечно правдивое человеческое деяние (поступок, слово, мысль), мизансцена, изумляющая нас своей экстравагантностью и вместе с тем правдой, логикой, простотой.
Притворяться можно сколько угодно… но обмануть зрителя тем не менее нельзя. Я думаю: невозможно.
Любой ценой мне хочется вызвать у людей иронию по отношению к себе и предмету нашего разговора. Так легче, и веселее жить. Так удобнее рассуждать о высоких материях и низменных проблемах.
Слава заставляет любого человека (вне зависимости от того, артист он или, скажем, политический деятель) двигаться против течения. И если он этого не делает, то быстро борзеет и становится самодуром.
Настоящий патриотизм не декларируется, а проявляется в поступках людей, имеющих возможность их совершить. Патриотизм – чувство интимное, как и отношения с верой.
Все-таки сидит в нас какая-то радостная ширь, радостный азарт, радостное движение неизвестно куда.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…