Страна полюбила ее как нежную девушку Катю из эпической драмы «Сталинград». При этом театральная Москва знает совсем другую Марию Смольникову – обладательницу двух «Золотых масок», которая может сыграть вообще что и кого угодно. А недавно мы увидели еще одну грань ее таланта: оказалось, что и в комедиях ТНТ она смотрится невероятно органично. Тягу Марии к экспериментам подтвердили и наша съемка, и разговор, который многое объяснил.
Свою первую главную роль – в драме 2012 года «Дочь» – вы сыграли практически сразу после выпуска из ГИТИСа. Причем получили за нее несколько фестивальных призов. Для вас лично что-то изменилось? Или фильм вышел – движемся дальше?
– Фильм вышел – движемся дальше. (Смеется.) У меня так всегда!
А после «Сталинграда»?
– Это вообще как две разные планеты! «Дочь» – кино малобюджетное, не имело выхода на широкую аудиторию. «Сталинград», в отличие от него, в кинотеатрах показывали, и когда меня спрашивают, где я снималась, называю его, потому что если даже человек этот фильм не смотрел, то хотя бы о нем слышал. А вот когда просят назвать, что люблю из своих лент, отвечаю: «Дочь», потому что это авторская, сложная работа.
И как вам удалось совершить такой резкий прыжок в крупный коммерческий проект?
– Кроме как чудом это и не назовешь… Я тогда, конечно, ходила на пробы, но не особо верила, что меня хоть куда-то возьмут. И вдруг приглашают к Федору Бондарчуку! Откуда он вообще обо мне узнал? Оказалось, его кастинг-директор Инна Штеренгарц побывала на моем студенческом спектакле «Вера и велосипед» и, как мне рассказывали, потом заявила Федору Сергеевичу: «Если вы хотите, чтоб у вас получился фильм, надо взять Машу!» И самое удивительное – он ее послушал!
Что могло так впечатлить?
– У нас было упражнение в институте – наблюдение с фотографией. Задачей было изучить мельчайшие детали лица или даже физиологии человека, его взгляд, манеру держаться, придумать, кто он и как жил. Потом войти в его образ и отвечать на разные вопросы исходя из особенностей характера и судьбы своего героя. Мне достался снимок девушки на парапете. На обороте было написано: «1953 год. ЦПКиО им. Горького в Москве». Я не знала даже, как ее зовут, – пришлось фантазировать… В итоге у нас накопилось много этюдов, и мы сделали из них целый спектакль, который очень долго играли. Думаю, что, увидев мою Веру, Инна Израилевна поняла, что я подхожу к тому времени.
«Сталинград» стал самым кассовым фильмом 2013 года, получил четыре «Золотых орла». Однако после него вы снимались мало…
– Наверное, прежде всего потому, что тогда я с головой ушла в работу в театре «Школа драматического искусства», который очень любила. Судьба свела меня с потрясающим режиссером Дмитрием Крымовым, с которым я постоянно чувствовала, что мы открываем что-то новое, переизобретаем театр как науку. Я там находила для себя много смыслов…
А как зритель часто их находите?
– К сожалению, вижу очень много бессмысленного театра и каждый раз расстраиваюсь. Понимаю, что всегда есть какие-то нюансы и все упирается в индивидуальные обстоятельства, но убеждена, что к театру надо относиться честно, искренне. Если у тебя нет какого-то жгучего желания, если ты не готов полностью отдаться происходящему, лучше ничего не делать. Мне есть с чем сравнивать, у меня в жизни это было, и сейчас я учусь работать по-другому. Жду встречи с тем режиссером, с которым вновь почувствую, что во всем, чем мы занимаемся, есть какой-то высший смысл. Хотя одного я уже встретила! Это Андрей Маник, который вместе с группой единомышленников открыл свой театр под названием «Озеро». Мы с ним выпустили спектакль «Ричард» по мотивам шекспировского «Ричарда III». Мне очень нравится, как творит Андрей – он отлично понимает, что такое идея и замысел, и его образ мышления максимально близок к моему. Мне сейчас это просто жизненно необходимо: я чувствую себя на своем месте, снова чувствую себя нужной.
Важный нюанс: в спектакле вы играете Ричарда! Причем это не первая ваша мужская роль. До этого вы примеряли на себя образы Ленина и Лжедмитрия. Собственно, это и вдохновило нас сегодня в съемке поиграть на тему «инь и ян».
– Мне всегда больше нравился театр, потому что там нет границ. Ты можешь быть каким и кем угодно – женщиной, мужчиной, животным, а то и вовсе чем-то неодушевленным. Там нет возраста – сегодня играешь девочку, завтра старуху. И это потрясающе! Просто безграничный уровень творческой свободы и фантазии.
И вы этим успешно воспользовались: галерея образов, которые вы продолжаете играть, простирается от Леди Макбет и Анны Карениной (Мария играет героиню романа Льва Толстого в спектакле «Сережа» в МХТ им. Чехова, за который получила премию «Золотая маска», – КР) до Муму.
– Кстати, скоро у нас в Театре наций, где я теперь служу, будет такой эксперимент – спектакль, который поставит китайский режиссер. Он мне очень понравился – такой светлый человек! Да и сыграть китаянку интересная задача, шаг в неизвестность. Но я больше всего опасаюсь, что не найду перекличку смыслов. Пьеса посвящена тому, что в Китае запрещено иметь больше одного ребенка. Тема актуальная там, но не в России. Но не попробуешь – не узнаешь!
При такой любви к театру вы все-таки начали активно сниматься: только в прошлом году вышло пять заметных проектов.
– Просто фильмов и сериалов стало сниматься гораздо больше – работы всем хватает. (Смеется.) Ну и, конечно, это связано с тем, что у меня закрыли пять спектаклей, и появилось больше времени на кино, чему я очень рада. Мне не хотелось забивать появившееся свободное время театром по принципу «лишь бы заполнить». Но главное, не переусердствовать! Хуже нет, когда наступает эта грустная медийность – когда ты везде один и тот же и на тебя уже смотреть тошно.
«Кафе «Куба», как, собственно, и «Друг на час», – комедия, снятая для ТНТ. Совершенно новая для вас территория…
– Можно сказать, выход из зоны комфорта! Я решила, что буду ходить на все пробы, которые мне предлагают. Сходила туда и была поражена, какой прекрасный, нежный и заботливый режиссер Жанна Кадникова. Меня это удивило и обрадовало – особенно когда вдруг оказалось, что меня утвердили, чего я никак не ожидала. Я вообще верю в то, что жизнь всегда подбрасывает то, что тебе нужно. А в итоге для меня это обернулось абсолютным праздником. У нас была потрясающая атмосфера на площадке, с этими чудесными людьми я пережила сложные моменты своей жизни, за что им особо благодарна. Наконец, я познакомилась с Мариной Федункив, которую очень сильно полюбила. Она живой человек с великолепным юмором, которого мне самой не хватает и который я жадно впитывала. Но самое потрясающее – это результат. Как же я смеялась, когда Жанна показала мне пилот!
Будете продолжать двигаться в этом направлении?
– Мне нравится, что предложения поступают абсолютно с разных сторон. Недавно я снялась в фильме «Лиссабон». Это режиссерский дебют Светланы Филипповой, уникальное, «чеховское», черно-белое кино. Я всегда мечтала сняться во французском кино, и моя мечта осуществилась только здесь, в России.
В сериале «Шаляпин» вы сыграли жену великого русского певца – итальянскую балерину Иолу Торнаги. Это ваша самая сложная по подготовке роль?
– Пожалуй! Я обратилась к своей знакомой, которая объясняла мне основы итальянского. Мы с ней начитывали фразы, я слушала, как они должны звучать, и примерно месяца полтора зубрила. Я вообще долго запоминаю текст, а уж на итальянском и подавно! (Смеется.)
А балетные сцены? У вас был какой-то базис?
– В детстве ходила на балет, но очень недолго. Ради съемок два месяца занималась с педагогом. Даже колени начали болеть! Я тогда сказала себе, что больше никогда в жизни не буду ничем подобным заниматься. Разве что йогой. Все равно балет – это то, что не натаскать быстро. Поэтому поразить своими гимнастическими данными я, к сожалению, не могла – пришлось компенсировать выдающейся актерской игрой. (Улыбается.)
Раз уж заговорили о детстве… У вас же семья не артистическая. Как вы пришли к мысли стать актрисой?
– Я родилась и выросла в Екатеринбурге и училась в 1990-е в школе на Уралмаше – это район, который всегда считался самым криминальным. При этом у нас была экспериментальная чудо-школа с замечательной театральной студией и невероятными педагогами. Мы занимались театром, наблюдением за животными и рисованием. Ставили этюды – даже такие, какие делают уже в театральных институтах. Было очень сложно – я же вообще очень застенчивый и закрытый человек, но не покидало ощущение, что мне это нужно, если хочу открываться жизни. И когда в 11-м классе встал вопрос, куда идти, я вдруг осознала, что, кроме театра, ничего больше не знаю и не умею.
Однако в ГИТИС поступили лишь с третьей попытки.
– Если тебя не берут, это не обязательно значит, что ты плохой и не подходишь. Возможно, просто не нашлось того мастера, который в тебе увидит зерно, которое он может и хочет взрастить. Должно что-то срезонировать обязательно.
Театр ведь, по сути, и вашу личную жизнь устроил. Со своим мужем, актером Иваном Орловым, вы вместе служили в ШДИ.
– Да, он очень хороший актер, но сейчас его больше увлекает режиссура. Иван оканчивает курс у Юрия Бутусова. Надеюсь, у него на этом поприще все сложится.
Насколько я знаю, вас объединяет не только профессия, но и любовь к живописи.
– У Ивана потрясающие портреты маслом. Он вообще может нарисовать что угодно.
А вы?
– Я очень по-детски, у меня такой наивный стиль. Но я давно не рисовала: работа, ребенок маленький (сыну Лавру сейчас 4 года, – КР) – на себя времени почти не оставалось. Я только-только сейчас начинаю как-то возрождаться. Возвращаться к себе обратно. Надеюсь, начну снова рисовать – это очень меня наполняет!
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…