Мать-одиночка Алиса (Эмили Бичем), британская ученая занимается созданием новых видов растений. В ее генно-инженерной лаборатории вырастили цветок с особыми свойствами — аромат этого монстра вызывает у людей состояние, близкое к ощущению счастью. Причем это не наркотическая эйфория, а более сложный комплекс взаимодействия фауны с природой: у живых существ, вдохнувших пыльцу маленького Джо, буквально меняется смысл жизни. Причем, как постепенно выясняется, у собаки личность меняется в негативную сторону, а у людей, о чем все два часа рассказывает австрийская авторка Джессика Хауснер, в некую (квази)позитивную.
В принципе вся фабула рассказана в первые же 15 минут фильма: странный цветок, напоминающий раскрашенный ядовито-красным анилином чертополох, выпуская ядовитые поры проникает в мозг — и в голове что-то перемыкает. Как это работает и что именно происходит — не объясняется, это и не важно. У подобного сюжета есть классические образцы в литературе и кино: от «Дня триффидов» Джона Уиндема и «Маленького магазинчика ужасов» Роджера Кормана, до «Явления» М. Найта Шьямалана, не говоря о комедийной франшизе про помидоры-убийцы и прочие плотоядные растения.
Вначале кажется, что перед нами фильм ужасов, и всю первую половину зритель ожидает неприятностей. Действие разворачивается в стильных минималистичных интерьерах, под музыку, которой обычно пользуются студенты киношкол, чтобы подготовить зрителя: вот сейчас, смотрите внимательно, будет страшно — оглушающие удары барабана и ведьмовские завывания закадрового хора. Авторы обсасывают до костей расхожую мысль — люди, не вмешивайтесь в натуру, генно-модифицированные организмы — страшное зло, человечество в опасности! Однако быстро выясняется, что Хауснер жанровое кино чуждо. Тут замах на психологизм и более сложную драматургию, чем просто экранизация фантастического рассказа.
Такое впечатление, что Хауснер собиралась снимать сериал, но перед главным мировым фестивалем отборщики попросили сократить это кино до полного метра. Заявленные в прологе сценарные линии обрываются внезапно, без какого-либо объяснения. Не ясно, что произошло с любимым животным одной из сотрудниц лаборатории, нанюхавшимся спор странного растения, и почему теперь собаку приходится усыплять (между прочим, ни один ветеринар в мире по желанию хозяина домашнего любимца убивать не станет, это криминал). Странный ответ хозяйки, дескать, лохматое четвероногое «поменяло личность и это больше не моя собака» — выглядит отговоркой. В сериале столь интересное событие могло стать отдельной линией, но в формате полнометражки оно проброшено вскользь.
Хорошо, теперь мы ждем, как поменяется личность у людей, работающих с растением, и нужно ли будет их подвергать принудительной эвтаназии. Оказывается, что колючий, но красивый цветок по имени Малыш Джо не может размножаться самостоятельно, поэтому все человечество рано или поздно превратится в сборище своеобразных биороботов. Люди ничем не смогут заниматься, только разводить лютые цветы и бесконечно наслаждаться этим странным симбиозом. Ответ на вопрос, чем это грозит человечеству, следующий: если некто получает условное «счастье» откуда-то извне, то он в каком-то смысле перестает быть самим собой, то есть человеком вообще. Если личность хоть как-то меняется в результате внешнего воздействия — это в любом случае плохо, считают авторы.
Но и этим доводом социально-психологический посыл «Малыша Джо» не исчерпывается. Оказывается, личностно полноценными мы можем себя ощущать только будучи глубоко несчастными. Чтоб пояснить эту мысль Хауснер перебивает хоррор-сюжет сценами общения создателя цветка с личным психотерапевтом, а для углубления этого тезиса вводятся второстепенные линии, резко обрывающиеся, как и в случае отравленной собаки. Cын Алисы вместе с подружкой-школьницей дышит спорами и… снова ничего экстраординарного. Дети просто кайфуют, смеются, и, о ужас! — даже влюбляются. Однако основная мысль: любить нужно не по наводке извне, отыграна слабо. Стремление к счастью — и есть та мина, на которой подорвется глупое человечество? Но чтобы заявить сей сомнительный постулат вряд ли стоило создавать столь невнятное зрелище, притягивая за уши научную фантастику. Утешением для зрителей может явиться лишь то обстоятельство, что Эмили Бичем получила приз за лучшую женскую роль минувшего Каннского фестиваля, хотя это решение жюри, скорее всего, было данью активизировавшейся в последнее время в связи с #MeToo феминистской повестке (женщина-режиссер снимает фильм про женщину-ученую), поскольку ничего выдающегося актриса не показала.
«Малыш Джо» — в прокате с 21 ноября.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…